Банда Кости Ленкова начала XX века в Чите
Содержание
В 1921 году в Чите объявилась крупная и хорошо организованная банда уголовников под предводительством Константина Ленкова.
В банде существовала круговая порука, а в ее рядах состояло не менее 40 человек. Это если не считать наводчиков, укрывателей, сбытчиков краденного
Константин Ленков
Константин Ленков родился в 1895 году в Читинском селе Старая Кука. Едва достигнув совершеннолетия, связался с казаками, которые занимались вооруженной охраной контрабандного алкоголя, завозившегося на территорию Забайкалья из Маньчжурии. В то время основными поставщиками контрабандной продукции являлись русские спиртовые заводы в полосе отчуждения Китайско-Восточной железной дороги. Они вывозили в Маньчжурию спирт, согласно установленному порядку. А там этот спирт разбавлялся до 40 градусов и возвращался в Россию контрабандным путём. Крупные партии контрабандного алкоголя охраняли казаки, вовлеченные в незаконную торговлю. В такую группу контрабандистов и попал Константин Ленков.
Они сопровождали вагоны со спиртом до станции Антипиха в пригороде Читы. Здесь Костя с помощниками разгружали вагоны с контрабандой и загружали алкоголь в гужевые повозки, которые доставляли товар уже по местам назначения в Чите.
Разгрузка специально происходила в пригороде, а не в самом городе, так как на вокзалах Читы периодически проверяли вагоны на предмет обнаружения контрабанды.
Параллельно охране нелегального груза, Ленков с двумя товарищами занимался конокрадством. А зимой 1918 года в составе шайки некоего Разгильдеева участвовал в налете на Читинский арестный дом. Разгильдеевцы тогда освободили десятерых своих подельников. Вместе с ними сбежало еще 30 арестантов.
Между тем, 26 августа 1918 года Чита была занята чехословаками. Вслед за ними в город вошли белогвардейские части казачьего атамана Семенова, а через неделю на станции появились хорошо вооруженные эшелоны японских интервентов. Советская власть в Чите пала.
В плену белогвордейцев
В 1919 году при очередной разгрузке поезда с контрабандой, на Ленкова и его товарищей наткнулся японский патруль, из гарнизона стоявшего в Антипихе. И если большинство подельников смогли сбежать, то Константин с тремя контрабандистами попал в плен. Повели их японцы к семеновцам, которые должны были преступников казнить. Сдали прапорщику Бянкину. Тот допросил пленных и услышал, что главный в их группе Ленков. В итоге троих было решено сечь розгами, а Костю расстрелять. Но перед этим его сильно избили и связав руки, бросили в барак, установив охрану.
Ночью пленник смог развязаться, и обратно намотал веревку на руки, не завязывая ее. Когда утром за ним пришли три японца и повели к месту казни, Ленкову удалось на них напасть во время пути. Так как двое замыкавших отстали, пока курили, Константин мощным ударом в голову вырубил шедшего впереди, и забрал у него винтовку. Оставшиеся позади японцы не ожидали такого, и даже не успели вскинуть оружие, как были обстреляны. Один из них упал замертво, второй не искушая судьбу побежал в обратную сторону. Костя же обыскав того, что лежал без сознания, и забрав остатки патронов, побежал в гущу леса.
На ручье его и встретили партизаны из отряда Богданова, воевавшие против белых. В итоге Костя оставил свое преступное занятие, вступив в партизанский отряд. Сначала был при Богданове, затем перешел в отряд Аносова. Проявил себя здесь достойно, выдвинулся в командиры. Несколько раз Ленков ходил в разведку в одиночку.
Первое убийство
В августе 1920 года Костя разочаровался в руководстве Восточным фронтом, когда вытеснив своих противников, командующий фронтом объявил, что будет создана Дальневосточная Республика со столицей в Чите, независимая от Советской России. За разделение территорий он не воевал, поэтому воспринял такое решение командующего Шилова как предательство, и самовольно покинул отряд.
Полгода его принимали в таежных селениях, кормили, устраивали попойки. А затем людей видимо стал напрягать партизан, живущий за их счет. Охотники предлагали ходить с ними на охоту, но Костя отказывался, что в скором времени стало вызывать недоумение у приютивших его людей. Поняв, что ему уже не особо рады, возвратился домой в Старые Куки, забрав с собой лошадь. Матери по хозяйству Константин помогать отказался, не желая работать на земле. Имея теперь коня, занялся извозом, возя людей на золотые прииски, и возвращаясь за ними в оговорённый день. С этого момента Ленков и превращается в отмороженного бандита.
Первыми жертвами стали два читинских китайца, которых Константин вез с прииска. Они так были довольны своей добычей, что забыв об извозчике, показывали друг другу золотые самородки. Костя, видимо заранее решив встать на путь убийств и грабежей, времени зря не терял. Увидев потенциальную добычу, прикинул, что это намного превосходит его заработки. Дело было к сумеркам. Дорога была пуста.
Остановив повозку, он спрыгнул на землю. Только тогда китайцы заволновались, и коверкая русские и родные слова стали спрашивать о причине остановки. Костя ответил, что необходим привал, лошади надо отдохнуть. Между тем закурил самокрутку, медленно продвигаясь вдоль телеги, чтобы не вызвать опасения своих первых жертв. Обошел телегу, потрогал вожжи. Всем своим видом он давал понять, что никакой опасности от него не исходит. Просто отдых в пути.
А уже затем, решившись, быстро выхватил из под досок, сколоченных на манер сиденья, на которых сидел, погоняя лошадь, плотницкий топор. И сразу же нанес удар ближнему к нему китайцу по голове. Затем, не теряя ни секунды, и не давая опомниться второй жертве, ударил ее по шее. Оба китайца были мертвы.
После расправы, предварительно обыскав трупы, и забрав золото, убийца оттащил тела на 20 метров от дороги и оставил в поле. Уже через 2 недели их нашли во время сенокоса. По
О том, что Ленков возил людей к прииску и обратно, стало известно милиционерам. Костю вызвали в отдел, где он рассказал, что действительно занимается извозом, доставляя людей на берег реки Оленгуй. Но двух китайцев в последний месяц не встречал. Милиционеры ему в тот раз поверили. Однако Ленков понимал, что вскоре его разоблачат, поймут, что он и есть убийца. Поэтому скрылся из родного дома, уехав в Читу, прихватив с собой имеющееся у него оружие.
Банда Ленкова
Здесь, чтобы схорониться, наведался к своему знакомому, который также вместе с ним входил в партизанский отряд. Нашлись в Чите и другие знакомые, из уголовников, которые промышляли разбоями на улицах города. Им Ленков и предложил совершать разбойные нападения на тракте. Те были не против. Жертвами становились транспортные обозы, крестьяне, работники различных учреждений и ведомств, совершающие поездки по тракту, ставшие со временем опасными.
Банда Ленкова предпочитала не церемониться со своими жертвами. При малейших подозрениях, что будет оказано сопротивление, стреляли на поражение, либо убивали ножами.
Уже вскоре слухи о банде Ленкова распространились по городу. А сам он однажды отобрав крестьянский обоз с мукой, привез его в свою родную деревню и отдал его сельчанам. Жене в тот день подарил золотое кольцо. Затем закатил массовую гулянку, на которой, держа десятимесячного сына на руках, которого не видел практически с рождения, заявил во всеуслышание, что он атаман собственной партии анархистов. Так он называл свою банду уголовников.
Между тем, уже через несколько часов на сборище заявились милиционеры, которым поступила информация, что здесь находиться разыскиваемый за убийства китайцев Константин Ленков. Правда к этому времени Костя успел уйти.
В то же самое время параллельно Ленкову в Чите орудовала банда Кирилла Гутарева, в свое время работавшего монтером городской электростанции. Когда пришли белые, Гутарев присоединился к ним, а затем, предпочел самостоятельную деятельность, собрав под своим началом мелких уголовников. Стали грабить крестьян, затем заимев наводчиков, переключились на ограбления зажиточных горожан прямо у них в жилищах, врываясь в дома и квартиры, как это делали в свое время амнистированные уголовники.
Кирю, как называли Гутарева, отличало то, что при ограблениях он не расправлялся со своими жертвами, а связывал их, оставляя в живых. Когда Гутарев узнал, что в Чите действует банда Ленкова, то решил, что объединив усилия, можно поставить ограбления на поток, так как наводок на квартиры и дома было много. Косте была назначена встреча на Старом базаре. Главари банд встретились в задней комнате булочной столовой.
Киря объяснил Косте все перспективы совместной работы, рассказав, что в Чите у него много наводчиков, а также мест, где можно схорониться. Также сказал, что в милиции имеются свои люди, которые предупреждают об облавах. За такие услуги Гутарев расплачивался с милиционерами лошадьми. Ленков в итоге согласился объединить банды. Таким образом в Чите появилась мощная и крупная бандитская группа. Первый совместный налет совершили на магазин. Деньги поделили, а вещи, которые бандиты забрали, были переданы знакомым торговцам, которые реализовывали товар.
Затем было разбойное нападение на квартиру, где Ленков впервые повздорил с Гутаревым. Костя во время ограбления собирался застрелить хозяина жилища, но Киря не дал ему этого сделать. После этого налета Гутарев услышал в свой адрес претензии, что свидетелей оставлять нельзя, что Киря работает не правильно.
Затем отношения двух главарей и вовсе испортились. По мнению Ленкова, Кирилл был очень мягким не только по отношению к своим жертвам, но и к участникам банды, которые позволяли себе спорить с Кирей. За подобное Ленков сразу убивал, Гутарев же по его словам, вел ненужный диалог, не умев поставить зарвавшегося члена банды на место.
Но как бы то ни было, ограбления продолжались. Где-то бандиты оставляли своих жертв в живых, где-то убивали. Причем, работая по адресам отдельно, так как наводок было много, и решили разделиться, группа Ленкова всегда возвращалась с добычей. Гутарев же были случаи, с налетов в образованный совместный общак ценности и деньги не сдавал, говоря, что ограбление не удалось, помешали, либо не нашли ничего стоящего. Это было для Кости подозрительно. Поэтому он также стал меньше отдавать в общую кассу, считая, что Гутарев стал его обманывать, забирая свою добычу себе.
Между тем, после серии громких ограблений магазинов, Ленков на время уезжает из Читы, взяв с собой десятерых бойцов. Следовало отсидеться. Но спокойно пережидать шумиху он не собирался. Поэтому вновь вышел на грабежи, курсируя между Читой и Маньчжурией. За короткий период они совершили 32 ограбления, при которых было убито 25 человек, после чего возвратились в Читу, скрывавшись в частном доме одного из людей Гутарева.
Киря сам приезжал в этот дом, где слушал о том, как Костя ловко совершал ограбления. Сам же в это время намеревался сорвать крупный куш, решив ограбить квартиру богатого предпринимателя Кровякова, который в Чите владел несколькими торговыми точками. Ограбление действительно произошло. Однако жертва опознала главаря, вспомнив затем в милиции, что работал этот человек электромонтером. Так милиция узнала, кто стоит за одной из бандитских групп.
Однако источники Кири сообщили, что его разоблачили. И тот, собрав всю имеющуюся у него наличность смог, не без содействия Ленкова, скрыться на территории Маньчжурии. Больше про него никто не слышал. А Костя распустил слух, что Гутарев якобы был убит в перестрелке.
Главарь самой крупной Читинской банды начала XX века
С этого момента Константин Ленков стал главарем самой крупной Читинской банды. Милиционеры его разыскивали уже не только за убийство двух китайцев. По их сведениям, руководимая Ленковым шайка совершила более 30 убийств. И несмотря на то, что окружение главаря составляло много людей, выйти на его след не могли. Видимо Ленков действительно умел соблюдать все меры конспирации.
Однако все пошло не так, после того, как бандой были убиты члены партийной комиссии ответственный секретарь Дальневосточного бюро ЦК РКП Петр Анохин и сопровождавший его управляющий делами Дальбюро Дмитрий Крылов. Бандиты напали на них на 33-й версте Витимского тракта, и убили. Только после этого к расследованию убийства приступили сотрудники госполитохраны, это орган политической полиции и контрразведки Дальневосточной республики. А по сути спецслужба тех времен.
Убийство поначалу считалось политическим. Но в итоге стало ясно, что совершено оно бандой Ленкова, и не по чьему-то определенному заказу, а именно из корыстных побуждений, не более того.
Уже в скором времени спецслужбе удалось найти двух людей, которые лично знали Константина Ленкова. Одним из них оказался бывший командир его партизанского отряда Аносов, второй также бывший командир отряда Григорий Бурдинский, промышлявший когда-то вместе с Ленковым контрабандой. Через них и было решено выйти на Ленкова. Аносов через владельца булочной-столовой, у которого когда-то встречались первый раз Гутарев и Ленков, договорился о встрече с главарем банды, где его бывшие командиры партизанских отрядов и должны были задержать прямо во время встречи. Однако Ленков зайдя через черный ход, и переговорив с владельцем заведения, почувствовал, что эта встреча ничего хорошего ему не сулит. И ушел, так и не появившись перед бывшими командирами.
Сотрудники госполитохраны и милиции, узнав, что операция сорвалась пошли на отчаянный шаг. Отдали приказ произвести арест всех известных им членов его банды на притонах, в надежде, что в руки попадется сам главарь. Если же главаря не будет, операцию можно было считать провальной, так как каждый понимал, что после такого шума Ленков заляжет на дно на очень долгое время.
За ночь было задержано около 20 уголовников. Во время одного из задержаний был смертельно ранен начальник уголовного розыска Фоменко. Но Константин Ленков в руки стражей порядка не попал.
Зато попался Григорий Бурдинский. После несостоявшейся встречи с Ленковым, он в компании двух приятелей напился, и у него взыграли к Косте Ленкову братские чувства. Чувствуя угрызения совести, что он чуть не продал друга милиции, Григорий вместе с приятелями по пьяной лавочке пошел к Аносову, устраивать ему разборку, что тот уговорил его сдать вчерашнего товарища. Правда в подъезде компания вела себя очень громко. Аносов понял, что идут его бить, и выпрыгнув в окно второго этажа, направился прямиком в госполитохрану, где сказал, что к нему пытаются ворваться грабители. В итоге Бурдинского задержали.
Проспавшись он понял, каких серьезных дел натворил, по пьяни расхваляя бандита Ленкова. Когда Григория привели в кабинет к высоким чинам, ему сразу же поставили ультиматум. Раз он так хорошо знает и защищает бандита, которого разыскивает вся Дальневосточная Республика, то пойдет под суд вместе с остальными участниками банды, так как скорее всего он и предупредил Ленкова о готовящейся против него операции.
Бурдинский стал клясца, что все наговорил с пьяну, никого ни о чем не предупреждал. В итоге ему поставили ультиматум — сотрудники правопорядка забывают весь его монолог, оправдывающий бандита, а взамен он помогает его задержать. Живым или мертвым не важно. И Григорий соглашается, терять ему было уже нечего.
Ликвидация банды Ленкова
Бурдинский, как оказалось действительно поддерживал отношения с Ленковым. Правда в банду не входил. Пересекался с ним часто у скупщиков награбленных вещей, которым также приносил товары, доставляемые им контрабандой. Через такого скупщика Бурдинский узнал адрес одного из подельников Ленкова по фамилии Цупко, и заявился к тому домой, сказав, что для Кости есть серьезное дело, надо организовать с ним встречу. Для верности оставил у Цупко винтовку и патроны, которые якобы надо сберечь для дела.
Его слова через несколько дней были переданы Ленкову. И тот согласился встретиться в доме своего подельника.
В этот раз вместе с Бурдинским на встречу с бандитом пошли опытные сотрудники спецслужбы Спиридон Пряхин и Николай Морехов. Они должны были играть роль уголовников, а по факту произвести задержание Ленкова.
Когда главарь пришел на встречу, то с недоверием посмотрел на новых знакомых Бурдинского. Тот поспешил представить их как подельников будущего нападения на квартиру богатого доктора. В знакомой обстановке Костя расслабился, сел за стол и вместе с компанией начал выпивать, обсуждая при этом дело с ограблением, которое предложил провернуть Григорий.
В какой-то момент Бурдинский встал и прошел за спину Ленкова. Тот на это внимания не обратил, пристально разглядывая Морехова. Как оказалось зря. Григорий, оказавшись за сидящим главарем банды, достал револьвер и практически в упор выстрелил в затылок Константина Ленкова, затем продолжая инстинктивно нажимать на курок. Пряхин вскочил со своего места и также начал расстреливать главаря. Так был убит главарь одной из самых жестоких банд Читы.
В дальнейшем перед судом предстанут 93 человека, как активные участники банды, так и люди, помогавшие бандитам. Более 20 человек были приговорены к расстрелу. Другие получили крупные сроки заключения.