Валентин Сыч
Валентин Сыч | |
---|---|
ФИО | Валентин Лукич Сыч |
Дата рождения | 21 сентября 1937 |
Место рождения | Черниговская область, Украинская ССР, СССР |
Род деятельности | Спортивный функционер, третий президент Федерации хоккея России |
Дата смерти | 22 апреля 1997 (59 лет) |
Место смерти | Дмитровский район, Иванцево, Россия |
Причина смерти | Огнестрельное |
Похоронен | Троекуровское кладбище в Москве |
Валентин Сыч был третьим президентом Федерации хоккея России. Был убит 22 апреля 1997 года в 8.40 утра около деревни Иванцево Дмитровского района под Москвой, когда выезжал со своей дачи. Преступление имело тогда колоссальный резонанс. Как известно, именно при Сыче российский хоккей начал в каком-то роде возрождаться, в то время как в постперестроечную эпоху этот вид спорта ухнул в некое болото.
Сыч являлся третьим человеком в российском спорте после спортивного министра и президента Олимпийского комитета. Жесткий руководитель, да к тому же человек принципиальный в отношении некоторых «авторитетных» бизнесменов, Сыч мешал многим, и еще задолго до трагического дня ему поступали с разных сторон угрозы.
Убийство Валентина Сыча
22 апреля 1997 года было расписано по минутам. В первой половине дня Сыч должен был провести совещание с функционерами федерации. Предполагалось обсудить подготовку сборной России к чемпионату мира в Финляндии, который начинался 26 апреля. Затем два интервью — «Комсомольской правде» и НТВ. Потом снова встречи, приемы, совещания. Однако в этот день Валентин Сыч на работу не приехал.
В 8:30 за ним в подмосковный особняк прибыл личный автомобиль. Водитель Volvo проехал мимо зеленого «Москвича». Накануне вечером соседи обратили внимание на этот старый «Москвич», стоявший на перекрестке, и странных людей, копавшихся в моторе. Соседи передали Сычу свои опасения, что эти люди следят за ним. Тот пообещал разобраться.
Когда Volvo выехала из деревни, сидевший рядом с водителем президент ФХР увидел тот самый «Москвич». Автомобиль стоял чуть в стороне от дороги с поднятым капотом. Заднего номера на машине не было. Сыч велел водителю объехать «Москвич» и притормозить рядом с ним, чтобы записать передний номер. Но как только Volvo поравнялась с «Москвичом», из-под его открытого капота раздалась автоматная очередь. Водитель успел пригнуться. Одна из пуль лишь легко ранила его в руку, которую он не успел убрать с руля. Сидевший рядом с ним Сыч был убит, в него попало 10 пуль, а его супруга тяжело ранена.
Отстрелявшись, убийца бросил на дорогу автомат, который был снабжен глушителем, сел в машину и уехал в сторону Москвы. Через километр он пересел в автомобиль, в котором его ждал сообщник. «Москвич» преступники спрятали в 100 метрах от дороги за грудой старых автомобильных шин.
Биография Сыча
Вообще будущий президент ФХР родился далеко от главных хоккейных столиц – в Черниговской области Украинской СССР. Войну он пережил ещё ребёнком. Время тогда было непростое, а потому уже после семи классов школы Валентин поступил в физкультурный техникум. В 1959 году он с отличием окончил Киевский институт физкультуры, однако к хоккею и спорту вообще отношения почти не имел, работая по большей части на ниве комсомола. Уже тогда он проявил себя талантливым и целеустремлённым руководителем, быстро продвигаясь по карьерной лестнице.
В 27 лет он стал вторым секретарем Черниговского обкома ВЛКСМ, затем — заведующим отделом спорта ЦК ВЛКСМ. Тогда же начал тренерскую карьеру в лыжном спорте. В каком-то смысле можно сказать, что Валентин Лукич попал в спортивную отрасль по распределению, как тогда было принято. Всё-таки институт физкультуры окончил, наверху посчитали, что к зимним видам спорта он близок.
Однако, в отличие от многих других высокопоставленных комсомольцев, воспринимавших свои должности как трамплин для прыжка на руководящие должности в Партии, Сыч своё дело полюбил всем сердцем. И пользу приносил немалую. У него не было главного чиновничьего недостатка – равнодушия, зато имелись другие качества – инициативность, талант организатора, настойчивость. Продвижение интересов своих подопечных на всех турнирах он считал своей главной задачей.
Даже конкуренты отзывались о нём как о настоящем мастере своего дела! И хотя временами Сыч был довольно жёсток, впрочем, это в его работе было скорее достоинством. Быстрая оценка ситуации, способность принять решение и не бояться ответственности выделяло его среди прочих комсомольских руководителей. Неудивительно, что в Спорткомитете СССР он занимал весьма высокую должность – заместителя председателя, а также был начальником управления спортивных игр зимних видов спорта.
Помимо этого, достойное образование помогло ему успешно работать главным редактором журнала «Научно-спортивный вестник» и директором ЦНИИ спорта.
Вплоть до 1983 года Валентин Сыч был одной из самых влиятельных фигур в советском хоккее. Он часто становился руководителем делегаций на крупных международных турнирах. Самыми большими успехами сборной, у которой он был фактически начальником администрации, стали победы над канадцами на Кубке Вызова 6:0 и Кубке Канады 8:1. До сих пор эти успехи отчасти связывают и с его именем. Советским хоккеистам, приезжавшим в чужую и чуждую страну, не на что было жаловаться. Все бытовые и административные вопросы решал Валентин Лукич.
В 1983 году в Спорткомитете СССР сменился руководитель. На пост пришёл Марат Владимирович Граммов, проверенный партиец из Ставрополья, не имевший к спорту ровным счётом никакого отношения. Ни конфликта, ни споров, ни увольнений не было. Прекрасно чувствовавший веяния времени Валентин Лукич заранее осознал, что в нашем хоккейном хозяйстве всё изменится. И не факт, что к лучшему.
Понимая, что в новую структуру он, профессионал до мозга костей, не впишется и будет уволен при первом же принципиальном разногласии, Сыч решил опередить события и ушёл сам. Не знаю, предполагал ли он, что его разлука с хоккеем и спортом вообще затянется так надолго, но обстоятельства на этот оказались сильнее. В управление нашим спортом (уже российским, а не советским) Валентин Лукич вернулся лишь 10 лет спустя – в 1994-м. Оказалось, что его помнят, ценят, знают как специалиста. В качестве своеобразной проверки перед вступлением в должность главы российского хоккея он стал руководителем рабочей группы ОКР «Лиллехаммер-94». Нашему Олимпийскому комитету отчаянно не хватало квалифицированных кадров, а потому Сыч оказался идеальным кандидатом на это место.
Он не подвёл, сделав идеальные условия для российских спортсменов, а не для чиновников и поп-звёзд (опять же вспоминая ванкуверский «Русский дом»). В Лиллехаммере мы выиграли в общем медальном зачёте, по числу главных наград опередив даже сильную команду хозяев. Во многом потому, что никаких внешних проблем у наших олимпийцев не возникало и они могли спокойно готовиться к соревнованиям.
В апреле 1994 года Валентин Лукич не без трений, но всё же сменил Владимира Петрова на посту руководителя Федерации хоккея России. И за три года сделал для возрождения российского хоккея из абсолютного праха и пепла больше, чем кто-либо другой. Многие люди, работавшие с ним, уверены, что столь быстрое становление молодого и неокрепшего ледового спорта в нашей разрушенной стране без этого лидера было бы невозможно.
«Хоккей всё ещё остаётся народным видом спорта, — говорил Валентин Лукич. – Я много езжу по стране и с удовольствием отмечаю переполненные трибуны на матчах нашего чемпионата. Да что там чемпионат России — даже на недавнем турнире женских сборных в Магнитогорске собирался полный стадион! Согласен, в Москве с посещаемостью дела обстоят похуже, однако причина этого не в том, что хоккей в столице не любят. Просто-напросто какие-то клубы умеют привлечь зрителя в свой дворец, и крайне важно, чтобы другие овладели этой наукой».
Он мог сделать больше, мог возродить советские традиции. Вот только работать ему позволили недолго – всего три года… Как уже было сказано, 22 апреля 1997 года Валентин Сыч был убит.
Суд над убийцами Валентина Сыча
Первых подозреваемых задержали в августе того же года. Среди них оказался президент Межнациональной хоккейной лиги Роберт Черенков, которого на тот момент обвинили в организации убийства. Для следователей мотив был очевиден. Сыч добился ликвидации МХЛ, создал вместо нее российскую хоккейную федерацию и стал в ее главе. В результате под контроль Сыча попали работавшие по льготным контрактам лиги коммерческие структуры.
Более того, арестованный вместе с Черенковым предприниматель, а по совместительству хоккейный судья из подмосковных Люберец Александр Артемьев утверждал, что с убийцами должен был рассчитаться именно Черенков (речь шла о $25 тыс.). Но Генпрокуратуре доказать участие Черенкова в преступлении не удалось, и в январе 1998 года дело против него прекратили. А Артемьев пошел под суд как организатор убийства.
Оглашение приговора в зале суда, забитом до отказа родственниками подсудимых и представителями СМИ, заняло всего час. Помимо Артемьева организатором убийства был признан его родственник, бизнесмен Дмитрий Романчиков, который разрабатывал схему покушения на президента ФХР. Первого судья приговорил к 15 годам лишения свободы, а второму дал 13 лет. Но больше всех получил непосредственный исполнитель убийства бывший прапорщик Вячеслав Пчелинцев — он был приговорен к 19 годам.
Александр Колецков и Ариф Исмаилов, являвшиеся пособниками убийцы (они привезли его к месту преступления и помогли скрыться), были приговорены соответственно к 11 и 12 годам. Шестой участник преступления — сторож одной из автостоянок Юрий Сергеев — был признан виновным в приобретении автомата с глушителем, который затем использовал убийца, и получил всего 4 года колонии.
На суде вдова Сыча Валентина подала иск о возмещении морального ущерба в связи с гибелью мужа, а также полученным ею увечьем: она стала инвалидом второй группы. В общей сложности она требовала 3 млн 750 тыс. рублей. Суд удовлетворил иск, но снизил размер компенсации до 1 млн 675 тыс. рублей. Помимо этого суд обязал киллера Пчелинцева возместить затраты ФХР на ремонт Volvo-850 в размере $7,390 тысяч.