Офицер «Альфы» Анатолий Савельев
Анатолий Савельев | |
---|---|
ФИО | Анатолий Николаевич Савельев |
Дата рождения | 25 апреля 1946 |
Место рождения | Москва, СССР |
Национальность | Русский |
Годы службы | 1971-1997 |
Звание | Полковник |
Часть | Управление «А» ФСБ России |
Сражения/войны | Афганская война (1979-1989); Первая чеченская война |
Дата смерти | 20 декабря 1997 (51 год) |
Место смерти | Москва, Россия |
Причина смерти | Сердечный приступ |
Похоронен | Николо-Архангельское кладбище в Москве |
Анатолий Савельев был одним из первых офицеров только что созданной в 1974 году Группы «А» 7-го Управления КГБ СССР. Принимал непосредственное участие во многих спецоперациях, в том числе и в организации и проведении боевых операций по освобождению заложников в Буденновске и селе Первомайское. А в конце 80-х Савельев был внедрен в преступные круги под видом криминального авторитета. Такие спецоперации были уникальными для того времени. Однако прежде чем это произошло, у Анатолия Николаевича в жизни были такие события, что достойно не только художественного, но и документального фильма о нем.
Анатолий Савельев родился 25 апреля 1946 года в Москве. После его рождения семья распалась. Маленький ребенок остался с отцом — Николаем Васильевичем Сысоевым, сотрудником органов госбезопасности. Однако через год отец был арестован, и отправлен в лагерь. Анатолий остался воспитываться бабушкой и дедушкой.
Когда будущему Герою России было 14 лет умер дедушка, и бабушка забеспокоилась, как бы внук не покатился под откос. Четырнадцатилетний Толя тогда сказал твердо: «Я воспитаю себя сам». И сдержал слово. Много читал, закалялся. Занимался боксом. После школы поступил в Московский авиационный техникум имени Годовикова. Параллельно выполнил норматив мастера спорта СССР по боксу. Успевал учиться, ездить на соревнования.
В 1965 году, после окончания техникума, пришёл в Центральное конструкторское бюро. В армию он не мог быть призван, поскольку был единственным кормильцем в семье, однако написал заявление и добился отправки в армию. Затем была работа техником первой категории в НИИ электронно-вычислительной техники. Савельев при этом параллельно учился в педагогическом институте.
Анатолий Савельев в КГБ
В 1971 году решением Тимирязевского райкома ВЛКСМ города Москвы Анатолий Николаевич был направлен в органы государственной безопасности. В 1972 году окончил 401 спецшколу КГБ и начал свой профессиональный путь в должности младшего разведчика только что созданного Седьмого Управления КГБ СССР.
Осенью 1974 года он был зачислен в первый состав Группы «А», в котором за двадцать три года прошёл путь от разведчика до заместителя начальника Управления «А» Департамента по борьбе с терроризмом ФСБ России. Параллельно со службой в спецподразделении, окончил в 1976 году физико-математический факультет Московского государственного педагогического института, а в 1983 году Высшую школу КГБ СССР имени Ф. Э. Дзержинского.
Анатолий Савельев принимал активное участие во многих сложных операциях. Боевое крещение получил 27 декабря 1979 года в Кабуле, где в составе группы «Гром» участвовал в захвате штаба афганских ВВС. Без единого выстрела их группа разоружила внутреннюю и внешнюю охрану — это была идеальная операция! Та командировка затянулась до лета 1980-го. По возвращению из Афганистана Анатолий Савельев получил свою первую боевую награду — орден Красной Звезды.
Весной 1984 года и осенью 1985 в качестве руководителя нештатной боевой группы выполнял специальные задания на территории ДРА в составе десантно-штурмовых и мотоманёвренных групп 47-го погранотряда Краснознаменного Среднеазиатского пограничного округа. За мужество и героизм награждён двумя орденами Красной Звезды (1980, 1986 гг.). За его плечами практически все горячие точки на территории бывшего Советского Союза.
Тем, кто видел Анатолия Савельева впервые, он казался суровым и неулыбчивым. Но те, с кем он прошел ни одну командировку, знали, сколько в Анатолии Николаевиче сострадания и милосердия. Например, видя замерзшего новобранца в кепке, которого везли к месту службы, он мог, не задумываясь, снять с себя шапку-ушанку и надеть ее на голову парню.
Анатолий Савельев был бессребреником, человеком широкой души. Узнав, что кто-то из сослуживцев отмечает юбилей, мог снять с руки подаренные ему дорогие часы и вручить имениннику. Мог приютить на даче незнакомого человека, которого избили, ограбили и выбросили из электрички. Чужие проблемы он воспринимал как свои.
Внедрение в криминальный мир
В конце 80-х Савельев участвовал в спецоперации по внедрению в криминальные круги. В те годы как раз появлялись первые организованные преступные группировки, состоящие из спортсменов, уголовников и бывших силовиков, которые стали вымогать деньги у только появившихся кооператоров. Начались и разборки между бригадами, при которых зачастую использовалось оружие. Данный факт и заинтересовал спецслужбу, сотрудники которой несколько раз задерживали бандитов, и находили при них огнестрельное оружие, похищенное в различных воинских частях, либо доставленное на территорию Союза контрабандой.
Но первая спецоперация против бандитов, у Савельева наоборот была связана с покупателями оружия, а не продавцами. Через своих информаторов сотрудники госбезопасности узнали, что одна кавказская банда намеревается купить партию оружия для провокаций столкновений на межнациональной почве. В этом случае уже сами сотрудники были готовы выступить продавцами оружия, чтобы изобличить всю банду и задержать. На роль криминального авторитета и торговца оружием назначили одного из офицеров. Савельев занял при нем положение заместителя. Прежде чем пойти на контакт с бандитами, репетировали свои так называемые роли, даже учили блатную феню.
Первая встреча с лидерами банды, которую устроили через свои связи в криминальном мире, произошла перед самым Новым 1990 годом. Происходила она на территории Альфовцев, в помещении, оборудованном видеокамерами, это в те то годы. Весь разговор фиксировался. Офицеры действительно вели себя как авторитеты, прекрасно вжившись в образ бандитов. То, что бандиты ничего не заподозрили, стало ясно уже к концу встречи, когда лидер банды пригласил Савельева и его коллегу к себе в гости в Грозный, чтобы там уже завершить переговоры и оплатить оружие, которое обещали поставить мнимые авторитеты.
И Савельев с напарником вылетели в Грозный. Правда не одни, а с группой захвата. В Грозном их принимали как дорогих гостей, офицеров доставили в роскошный особняк, где переговоры продолжились. Правда уже через некоторое время на улице начались крики, а затем группа захвата ворвалась и в особняк, где всех скрутили, в том числе и офицеров, изображающих авторитетов. Им также досталось от коллег. Сделали это специально, чтобы у бандитов не оставалось сомнений, что переговоры они вели с настоящими торговцами оружия.
После этой операции были и другие, подобные. Например, уже через несколько месяцев после этой операции, в разработку попали армяне, желающие купить партию оружия, которую намеревались переправить вооружённым формированиям, участвующим в Карабахской войне. С ними также встретился офицер Альфы под видом продавца оружия. Встреча происходила в гостинице Советской, где в одном из номеров специально разложили различное огнестрельное оружие. Армяне выбрали несколько экземпляров, и договорились о передаче денег и товара. Все должно было произойти в одном из подмосковных городов. Однако курьер, который вез из Армении деньги для покупки, был случайно задержан милиционерами, которые про спецоперацию не знали. При нем оперативники обнаружили целый кейс с деньгами. В итоге удалось откупиться, но сделка была под угрозой срыва. Снова пришлось искать контакты, и договариваться о сделке, которая состоялась в Балашихе, где спецназ накрыл всех покупателей.
Также были операции по задержанию непосредственно продавцов оружия. Одна из них стоила свободы майору одной из воинских частей Калуги, который продавал оружие Московским преступным группировкам.
Между тем, полковник Савельев принимал непосредственное участие в организации и проведении боевой операции по освобождению заложников в городе Будённовске. За эту спецоперацию, а также подобную в селе Первомайское, Савельев будет награжден орденом «За военные заслуги». Погиб Анатолий Николаевич, также во время службы, уже будучи начальником штаба группы «Альфа» Федеральной службы безопасности.
Гибель полковника Савельева
19 декабря 1997-го года , как писали газеты — дважды судимый Сергей Кобяков взял в заложники в машине «Вольво шведского дипломата и его жену. Все происходило у посольства Швеции в Москве. Операцию по освобождению иностранных граждан возглавил лично директор ФСБ Николай Ковалев. На переговоры с террористом послали самого опытного — полковника Савельева. Через три часа был достигнут первый результат — Кобяков отпустит женщину, а ее место за рулем «Вольво» займет Савельев.
Когда Кобяков отпустил женщину, и Анатолий Николаевич оказался в машине, преступник накинул ему на шею удавку и зафиксировал ее за подголовником. О чем они говорили, осталось неизвестным. Прослушивающего устройства в машине не было. Между тем женщина передала требование Кобякова. Он требовал $3 млн и самолет.
Преступник нервничал, по переданному радиотелефону ему объяснили: чтобы собрать столь крупную сумму денег, потребуется время. Тот согласился ждать. А дальше имеется две версии. Одна неофициальная, но которую упоминали в газетах, другая официальная.
Согласно первой получается, что в машину принесли термос с чаем и бутылку коньяка. Преступник пить не стал, а полковник выпил. Через некоторое время ему стало плохо с сердцем. Вызвали врача. Сделав полковнику укол, он сказал альфовцам: «Дело дрянь». Но менять Савельева на другого чекиста Кобяков не захотел. Тогда к машине снова отправили врача. На глазах изумленных альфовцев террорист помог Савельеву выбраться из машины. В этот момент раздался выстрел снайпера, который служил сигналом к штурму. Врач рухнул на снег, потом отбежал в сторону. Началась беспорядочная пальба. Раненый Кобяков бросил гранату, но она, к счастью, не взорвалась. Через несколько секунд все было кончено. Террорист и Савельев были мертвы.
Согласно второй версии, коньяка не было. «Вольво» зачем-то подъехала к воротам посольства. Связанный веревкой полковник Савельев вышел из машины и около четырех минут находился возле левой передней двери. Потом машина вернулась на старое место. Преступник снова набросил на шею Савельева веревочную петлю. А затем между преступником и полковником началась борьба, в ходе которой у Савельева прихватило сердце.
В половине первого ночи в машину передали бутылку коньяка, преступник согласился допустить к заложнику врача. Приехала «скорая», врач определил у полковника сердечный приступ, сделал ему укол. Когда преступник вышел из машины, чтобы помочь переложить Анатолия Савельева на носилки, решив отпустить полковника, раздался выстрел снайпера, террорист упал. Группа захвата рванула к машине, в это время преступник успел трижды выстрелить из пистолета. Бойцы «Альфы» открыли ответный огонь. Преступник свалился замертво. Между тем Анатолий Николаевич скончался здесь же.
Как говорилось в дальнейшем на пресс конференции, где выступали медицинские эксперты, Савельев умер от острой сердечной недостаточности, при этом четыре пули (одна в поясницу и три в ноги) попали в него уже после клинической смерти.