Как советское кино изучало причины преступности
Зал судебного заседания полон народа. Одного за другим, под аккомпанемент звенящей тишины, в зал под конвоем заводят четверых молодых людей. Кто они? Типографский рабочий, заводской токарь, водитель «скорой» и студент-вечерник. Возраст – от 20 до 26 лет, никто из них ранее не судим. За что их судят? За хулиганство? За кражу? За угон?
Нет, всё гораздо страшнее – эти четверо обычного вида молодые люди до смерти забили парня, который посмел сделать замечание их пьяной компании. И теперь суду предстоит непростая работа по установлению вины каждого обвиняемого, а главное – причин, приведших их на скамью подсудимых.
Фильм «Обвиняются в убийстве», вышедший на советские экраны в 1970 году, это не детектив, здесь преступники уже установлены и переданы в суд. Этот фильм исследует нравственные причины того, почему в обществе возможны проявления такой жестокости, как вообще можно докатиться до совершения подобного преступления.
Объяснение этому даёт государственный обвинитель: «Я хочу обратить внимание на тот факт, что им изо дня в день всё больше и больше нравилось внушать страх окружающим. Единственным оружием этих молодых людей была почерпнутая в бутылке водки наглость. … Зло, не встречающее сопротивления, плодит новое зло. Так они превратились в хозяев улиц, которым было дозволено всё».
Действительно, ведь не сразу эти персонажи стали убийцами. Они шли к этому постепенно, совершая поступки всё более хулиганские, всё более мерзкие. Поймать случайную парочку на улице и заставить публично поцеловаться; спровоцировать школьников на драку, самим при этом делая ставки – кто победит; оскорбить почтенного профессора за то, что он сделал им замечание в связи с их неподобающим поведением – вот те ступени, по которым обвиняемые с большой скоростью неслись вниз.
Всё это они переносили и в свои семьи: один, напиваясь, регулярно бил жену, другой постоянно тянул деньги у матери, а когда она отказывала, просто воровал. Им было плевать на законы нравственности и морали, ибо эти законы для совестливых людей, а эти персонажи давно забыли, что такое «совесть». Результат закономерен – все они получили то, что заслужили.
Это не единственный советский фильм, поднимающий проблему нравственной деградации человека, приводящей его к совершению преступления.
В 1975 году вышел фильм «Без права на ошибку», где перед судьёй, которого замечательно сыграл Олег Жаков, стоит непростая задача – разобраться в обстоятельствах гибели одного молодого человека и определить степень виновности другого.
Прекрасно понимая, что от его решения зависит жизнь и судьба подсудимого, судья не торопится выносить приговор, а ещё и ещё раз изучает все нюансы дела. И это приносит свои плоды -невиновный оправдан, а дело оказывается не об убийстве, а о безнаказанных мерзостях, вытворяемых «потерпевшим», которые и привели его к гибели.
В 1983 году советские зрители увидели фильм «Признать виновным», посвящённый той же проблеме. В картине прослеживается путь молодого человека (В. Шевельков), который стараниями прежде всего своей матери, стал законченным негодяем, не признающим никаких преград к достижению своих целей. Ради самоутверждения этот мерзавец не остановился даже перед попыткой убийства.
Кстати, в этом фильме достаточно неплохо показана работа по профилактике правонарушений среди подростков. Её осуществляет сотрудник милиции Воронин (А. Михайлов), который действительно болеет душой за своё дело, переживает за каждого своего подопечного. Именно его усилия привели к тому, что вокруг героя Шевелькова не осталось никого. Все его недавние приятели осознали, куда их может завести тропинка, по которой их пытался вести их лидер.
И это не всё. Можно вспомнить такие фильмы, как: «Где ваш сын?», «Подсудимый», «Средь бела дня» и другие.
И это говорит о том, что, во-первых, в СССР эти проблемы признавали существующими и выносили их на изучение и обсуждение широких общественных масс. А, во-вторых, это показывает, что в Советском Союзе система профилактики преступлений и правонарушений БЫЛА. Эта была не узкоспециализированная милицейская задача.
Как сказал участковый Спиридонов в исполнении Е. Евстигнеева в фильме «Обвиняются в убийстве»:
«Самая чёткая работа милиции не принесёт должного результата, если борьба с правонарушителями не превратится в дело всех и каждого».
В СССР профилактика правонарушений была действительно СИСТЕМОЙ, в которую входили и рабочие коллективы, и профсоюзы, и партийные органы, и многое другое. И фильмы, о которых мы говорим, были одной из составных частей этой системы.
Результаты разрушения советского общественного строя, и системы профилактики в том числе, привели к самым ужасным последствиям. Впрочем, как говорится в одной передаче «это уже совсем другая история».