Казахские криминальные фильмы
Содержание
Казахский кинематограф мало развит. В основном режиссеры из Казахстана снимают фильмы на криминальную тематику, либо направление роуд-муви. В данной подборке мы отобрали 10 самых успешных казахских фильмов криминального жанра.
«Игла» (1988)
Жанр | Триллер, драма |
Год | 1988 |
Страна | СССР |
Режиссер | Рашид Нугманов |
В главных ролях | Виктор Цой, Марина Смирнова, Петр Мамонов, Александр Баширов |
Значение «Иглы» трудно переоценить. Режиссер Рашид Нугманов создал фильм в далеком 1988 году. Фильм обрел широкую популярность и культовый статус вскоре после выхода в прокат и стал первым в череде картин так называемой «казахской новой волны». Однако популярность ленты все еще остается на недосягаемой для многих других картин высоте. Cегодня ленту называют «олицетворением перестроечной неоромантики» и «выдающимся памятником эпохи». Сложился этот «памятник» во многом стремительно и спонтанно, в результате череды удачных случайностей и совпадений.
Главный герой Моро только что вернулся в родную Алма-Ату. Не желая встречаться с родителями, он направляется к бывшей подруге. Дина тепло встречает парня и легко соглашается его приютить.
Очень скоро Моро осознает, что девушка имеет серьезные проблемы с наркотиками. Парень решает помочь Дине и увозит ее подальше от компании. Они живут на берегу моря. Спокойная обстановка делает свое дело — Дина выздоравливает. Молодые люди возвращаются в Алма-Ату. В городе происходит рецидив, и Дина опять начинает колоться. Моро отправляется на поиски поставщиков наркотиков.
Съемки «Иглы» проходили с перерывами с сентября 1987 года по январь 1988 года. Сначала было снято несколько сцен в Москве. В конце сентября группа выехала на Аральское море, где снимала весь необходимый материал в ускоренном режиме за десять дней. Пустынные пейзажи, брошенные корабли идеально соответствовали мрачному мотиву фильма. Нугманов предпочел поторопиться из-за похолодания и сложности работы на ветру в пустыне.
Далее с ноября по январь съемки проходили в Алма-Ате, причем пришлось несколько задержаться, поскольку для финальной сцены авторам был необходим снегопад. «Иглу» часто называют путеводителем по Алма-Ате, и действительно, в кадр попало много значимых для города локаций. В том числе железнодорожный вокзал «Алматы-2», ЦУМ, лечебно-оздоровительный комплекс «Арасан», улица Тулебаева, где снималась последняя сцена картины.
Несколько сцен создавалось на заброшенных объектах, вновь соответствующих атмосфере картины. Например, заброшенный зооцирк. Для интерьерных эпизодов задействовались квартиры авторов, например, жилье сценариста Бахыта Килибаева.
«Шиzа» (2004)
Жанр | Триллер, драма, мелодрама, криминал, спорт |
Год | 2004 |
Страна | Казахстан, Россия, Франция, Германия |
Режиссер | Гульшад Омарова |
В главных ролях | Олжас Нусупбаев, Ольга Ландина, Эдуард Табишев, Виктор Сухоруков |
Ироничный и в то же время драматический казахский криминальный фильм, который создала Гульшад Омарова, по достоинству оценили зрители. Герой картины — 15-летний паренек Мустафа по прозвищу Шиза. У него есть проблемы с развитием. Воспитанием подростка занимается мать и ее сожитель Сакура.
Шиза хочет быть нормальным, как Сакура, основной заработок которого — кулачные бои. Деньги, власть, женщины и циничное отношение к другим — из этого состоит жизнь Сакуры. В эту жизнь и тянет Шизу, она ему нравится. Он начинает поставлять бойцов для нелегальных боев без правил, где приз — Mercedes или смерть, но Mercedes только приманка, а на самом деле победитель не получает ничего.
Когда на ринге убивают человека, жизнь Шизы круто меняется. Деньги убитого он решает отдать его жене и ребенку. Увидев эту женщину, Шиза понимает, что в его сердце пришло настоящее чувство. Теперь он знает, для кого будет зарабатывать, чего бы, это не стоило. Шиза решает сбежать от Сакуры, заработав перед тем хорошие деньги. Вопрос лишь в том, удастся ли ему выйти живым из жестокой игры, в которую он был втянут?
По жанру «Шиза» — подростковый триллер, хотя сцены кулачных боев сняты в нем так жестко, что с просмотра в Каннах, уходили и некоторые особо чувствительные взрослые зрители. «Шиза» подводит черту под казахской «новой волной». В ней почти не осталось места импровизации и потоку жизни, нет и откровенных стилизаций под классику.
«Рэкетир» (2007)
Жанр | Боевик, драма, криминал |
Год | 2007 |
Страна | Казахстан |
Режиссер | Акан Сатаев |
В главных ролях | Саят Исембаев, Владимир Вдовиченков, Жан Байжанбаев, Толепберген Байсакалов |
Это биографическая история о жизни молодого человека по имени Саян, рассказанная им самим. Он уроженец Алма-Аты, талантливый боксер, заслуженно ставший чемпионом Казахстана. После распада СССР его семья обеднела. Родители остались без работы, и мать пошла торговать на улицу. Вскоре Саян понимает, что не может продолжать заниматься спортом, когда родители бедствуют. Парень становится членом местной банды, промышляющей рэкетом.
И вроде все складывалось для него неплохо, даже очень. Но наступает момент, когда он начинает понимать, что назад уже дороги нет, что за всё в жизни оказывается надо платить. Какой непомерной ценой — он узнает позже.
Несмотря на ходовую тематику, фильм в Казахстане едва окупил себя. При бюджете 800 000 долларов США, он принёс около 900 000 долларов, но зато в России этот фильм разу полюбился. Фильм завоевал дикую популярность людей, не только в России, но и даже по всему миру. В Германии например этот фильм показывали в кинотеатрах с субтитрами, и немцы восприняли его с пониманием, но слегка побаивались идеи фильма.
«Ограбление по-казахски» (2014)
Жанр | Криминал, комедия |
Год | 2014 |
Страна | Казахстан |
Режиссер | Каиржан Орынбеков |
В главных ролях | Жандос Айбасов, Аружан Джазильбекова, Игорь Шин, Алексей Егоров |
Казахские фильмы, криминал в которых представлен с юмором, — это пока редкость. Потому комедию, которую создал Каиржан Орынбеков, следует отметить особо. Это криминальная комедия о приключениях четырех друзей, представителей «офисного планктона», которые украли у китайской Триады 10 миллионов евро. Парням приходится скрываться от обеих криминальных организаций, выходить живыми из самых сложных ситуаций, иметь дело с продажными полицейскими. К тому же чемодан с деньгами станет еще одним испытанием для дружбы.
Можно предположить, что названием фильма создатели подчеркнули его особенность — он пронизан казахстанским колоритом. Сценаристы прописали яркие диалоги, а многие шутки будут понятны только казахстанскому зрителю. Кроме того, «Ограбление по-казахски» затрагивает острую проблему — коррупцию во всех сферах — бизнесе и государственной службе. Где-то эта тема показана с юмором, в других сценах ее нарочно лишили комедийности.
Стоит отметить, что в фильме хорошо поставлены боевые сцены, видна качественная работа каскадеров. За эту часть отвечали ребята из школы сценического боя «Кун-До».
«Районы» (2016)
Жанр | Драма, криминал |
Год | 2016 |
Страна | Казахстан |
Режиссер | Акан Сатаев |
В главных ролях | Шарип Серик, Асель Сагатова, Жандос Айбасов, Данияр Алшинов |
Перечисляя казахские криминальные фильмы, нельзя не упомянуть об этой картине. Арсену 16 лет. Его родители перебрались из предместья в самый центр Алма-Аты. Мальчика переводят в новую школу. Здесь он быстро знакомится с одноклассниками, и те приглашают его поучаствовать в так называемом районовском движении.
Его новые друзья живут по уличным законам. Вместе с этим, Арсен сталкивается с уличной, подростковой иерархией и насилием. И перед ним встает выбор, стать как все или остаться верным самому себе.
Обстановка прошлого воссоздавалась в фильме до мельчайших деталей, добавил он. Одежда, интерьеры, разговорные особенности – учтено абсолютно все. Другое дело – площадки для съемок. За 30 лет город сильно изменился, но команда Сатаева нашла выход из этой непростой ситуации, найдя необходимые локации, которые бы передавали дух того времени.
«Тараз» (2016)
Жанр | Боевик, драма, приключения |
Год | 2016 |
Страна | Казахстан |
Режиссер | Нуртас Адамбай |
В главных ролях | Нуртас Адамбай Еркебулан Даиров Толепберген Байсакалов Жандос Айбасов |
Казахстанский криминальный фильм «Тараз» манерой съемки походит на «Бумер» Петра Буслова. Начало очередной вечеринки в местном клубе для Тараза не предвещало беды. Но уже после несколько бокалов алкоголя главный герой вынужден бежать из города.
Причиной стал конфликт с местным авторитетом – сыном представителя криминального мира Али. Друзья Тараза осознают, что последствия неизбежны и убеждают его покинуть пределы города. Впрочем, они тоже замешены в эту ссору, так как являются преданными товарищами. Парни решают ехать в Алма-Аты. С собой они увозят Айжан — девушку, с которой их свела судьба в злополучном клубе.
Теперь группа молодых парней вместе со случайной посетительницей дискотеки и таксистом отправляются на поиски новых приключений. Все герои кроме таксиста и девушки осознают, что в ближайшее время им не стоит «соваться» в любимый город, поэтому настроены решительно. Задача лишь одна – избежать погони и скрывать от криминала. Но перед тем как покинуть населённый пункт одному из парней приходит в голову мысль раздобыть деньжат, ведь в новом месте придется туго.
«Хакер» (2016)
Жанр | Триллер, драма, криминал |
Год | 2016 |
Страна | США, Таиланд, Казахстан, Гонконг, Канада |
Режиссер | Акан Сатаев |
В главных ролях | Каллэн МакОлифф, Лоррэйн Николсон, Дэниэл Эрик Голд, Клифтон Коллинз мл. |
Еще один фильм Акана Сатаева, который получил приличный рейтинг.
Алекс – молодой и дерзкий американский иммигрант из Украины. Увлеченный идеей быстрого и легкого заработка, он ввязывается в крупную аферу и быстро учится, как грабить чужие кредитные карты. Алекс уверен в своей безнаказанности и действует, не боясь расплаты. Но бизнес, в который он вошел, вовсе не так прост, как кажется на первый взгляд. И теперь бывший украинец уже никогда не сможет чувствовать себя по-настоящему в безопасности. Алекса ждут серьезные испытания и непростые дни. Его активность вскоре привлекает внимание не только полиции, но и лидеров DarkWeb.
Съемки драматического триллера «Хакер» стартовали в Торонто, несколько сцен было отснято в Нью-Йорке, в том числе на Таймс-сквер. Также были отсняты аэропорт «Ла Гвардиа» и проезды по городу. «С правилами съемки в Нью-Йорке есть интересная особенность. Если ты снимаешь со штатива, то должен получать разрешение. Мы же снимали с руки, поэтому, когда к нам подходили полицейские и интересовались, что здесь происходит, то мы, дабы избежать лишних вопросов и проволочек, отвечали, что снимаем студенческое кино. Полицейские улыбались и желали удачи», — рассказал соавтор сценария и сопродюсер картины Санжар Султанов.
«Бизнесмены» (2018)
Жанр | Драма, криминал |
Год | 2018 |
Страна | Казахстан |
Режиссер | Акан Сатаев |
В главных ролях | Аскар Ильясов, Айсулу Азимбаева, Шарип Серик. Расим Жубаев |
Этот казахский криминальный фильм снял Акан Сатаев. Сюжет фильма разворачивается в 90-е годы, когда страна переживала экономический кризис. В этот тяжелый период Ануар и его друзья пытаются любыми способами остаться на плаву. Парни хотят заработать и становятся первыми предпринимателями, начавшими коммерческую деятельность после развала СССР. Они рискуют каждый день, заключая сделки с сомнительными партнерами или вступая в противостояние с бандами рэкетиров. Зрителей ждет история о дружбе и предательстве, о любви и разлуке, и об истинных ценностях жизни.
«Бизнесмены» является продолжением фильмов Акана Сатаева «Рэкетир» и «Районы», повествующих о реалиях 90-х годов. Прототипом одного из главных героев в фильме является председатель правления Forbes Russia и издатель Forbes Kazakhstan Арманжан Байтасов, который работал на съемочной площадке консультантом.
В процессе съемок между актерами Аскаром Ильясовым и Константином Крюковым случился конфликт, который едва не дошел до драки. Однако, позднее актеры признались, что хотели ссорой напугать режиссера, который над ними часто подшучивал.
«Шестой пост» (2018)
Жанр | Драма, криминал |
Год | 2018 |
Страна | Казахстан |
Режиссер | Серикбол Утепбергенов |
В главных ролях | Сануржан Сулейменов, Жасулан Омирбек, Серик Салкинбаев, Саят Исембаев |
Фильм о пределе, за которым настоящая дружба трансформируется во вражду. Два друга пережили большую трагедию. Она навсегда разделила судьбы Ерлана и Даурена. Более того, через некоторое время бывшие друзья еще и оказались по разные стороны решетки: один стал заключенным, а второй — охранником. Дальнейшие события (массовый побег заключенных) столкнут Ерлана и Даурена в открытом противостоянии.
«Шестой пост» основан на реальных событиях, и снят при участии бойцов Нацгвардии Казахстана. В 2010 году в Мангистауской области был совершен побег нескольких десятков заключенных. Однако путь бежавших преградил молодой солдат, который недавно вступил на службу.
Ербол Отарбаев героически отразил нападение заключенных и смог задержать нескольких вооруженных беглецов. Именно эта история и легла в основу художественного фильма «Шестой пост».
«Черный, черный человек» (2019)
Жанр | Драма, криминал |
Год | 2019 |
Страна | Казахстан |
Режиссер | Адильхан Ержанов |
В главных ролях | Данияр Алшинов, Динара Бактыбаева, Теоман Хос |
События этого казахского криминального фильма начинаются с убийства ребенка в ауле. Следователь Бекзат даже не пытается выяснить, кто именно повинен в смерти мальчика. Местные полицейские уже указали на убийцу. Их безосновательные обвинения опровергает прибывшая в аул журналистка Ариана. Она говорит, что убийство в районе уже четвертое. Бекзату приходится взяться за настоящее расследование, проигнорировав рекомендации местных криминальных авторитетов.
Вскоре был убит начальник полиции, Ариану избивают и отправляют обратно в город. а следователю приказывают избавиться от всех доказательств, связанные с этими преступлениями. Ради справедливости Бекзат решает самостоятельно разобраться в этом деле, спасая Пукуара и его подругу, отправляя их далеко. Коррупция, наркоторговля и рэкет — это далеко не полный список преступлений, которые будут вскрыты следствием.
Как сказал режиссер Адильхан Ержанов на встрече с казахстанскими зрителями, в этом фильме происходит поиск человека, показана трансформация полицейского Бекзата. Если в начале фильма он, по словам кинорежиссера, предстает как аморальный тип, участвующий в совершении беззакония, то к финалу он прозревает. Как и в предыдущих фильмах Адильхана Ержанова, у «Черного, черного человека» нет хеппи-энда.