Тайная экспедиция НКВД 1939 года
1939 год, Магадан. В местное геологическое управление поступило распоряжение из Управления НКВД взять в состав экспедиции трех его сотрудников, которые не имели опыта работы в таежных условиях. Оказавшись в тайге, двое из них явно опекали своего более пожилого спутника. Обращались к нему только по имени и отчеству. Однажды кто-то из геологов услышал, как они назвали его профессором.
Первоначальное недоверие между двумя группами постепенно исчезло, но с расспросами к чекистам геологи не приставали. Наконец экспедиция достигла берега Колымы. Связав
несколько плотов, все переправились на другой берег, и чекисты попросили геологов внимательно осматривать все вокруг: нет ли поблизости разбившегося американского самолета.
Несколько дней все двигались по просьбе чекистов параллельно берегу реки, но никаких следов самолета не обнаружили. Наконец, сверившись со своей картой, чекисты отпустили геологов на свой маршрут. Что именно они искали в колымской тайге, осталось загадкой.
Завеса тайны, возможно, приоткрылась лишь в 1990-х годах, когда в одном из американских журналов появилась большая статья о нашем соотечественнике инженере Перове. Эмигрировавший в 1920-е годы в Америку, он вскоре получил довольно приличное наследство и посвятил себя изобретательству в области авиации. В те времена в ряде стран предпринимались попытки увеличения дальности полета самолетов за счет использования на них дизельных двигателей, потреблявших гораздо меньше горючего, чем обычные авиационные двигатели (бензиновые). В нашей стране установить на самолете дизель пробовал А. Н. Туполев. Но эти попытки успеха не имели. Дизель оказался гораздо тяжелее
бензинового мотора, что сводило на нет все его преимущества.
И. Перову удалось создать «гибрид» дизеля и бензинового мотора, который оказался намного проще и легче обычного самолетного мотора. С двигателем такого типа самолет мог преодолеть в два раза большее расстояние!
После демонстрации опытного образца журналистам начались неприятности: сначала конкуренты пытались украсть двигатель, а когда им это не удалось, подожгли мастерскую Перова. Конструктор перебрался в Сан-Франциско, на западное побережье США, где изготовил несколько экземпляров своей машины. Один из них он передал на хранение другу, а два установил на приобретенный по дешевке «Дуглас».
В один из летних дней 1939 года Перов с механиком (тоже эмигрантом из России) подняли в воздух «Дуглас» и отбыли в неизвестном направлении. Местные власти выяснили, что
из дома Перова исчезли все ценные бумаги и документы, а за день до исчезновения изобретатель успел распорядиться всем своим имуществом. Все говорило о преднамеренном
побеге Перова, предположительно, в Советский Союз. Не его ли самолет искали в сибирской тайге чекисты?
Хронологически эти события совпадают. Возможно, пилоту удалось сообщить по радио свои координаты перед вынужденной посадкой или еще раньше связаться с советским
посольством и сообщить о готовящемся перелете. В начале 60-х годов история двигателя Перова получила неожиданное продолжение. Фирма «Мак-Куллог» вдруг выпустила уникальный лодочный подвесной мотор, не имевший по мощности аналогов. Это была конструкция, аналогичная мотору Перова!
Мотор выдержал суровые заводские испытания и демонстрировался на многих международных выставках. Его описания появлялись во многих технических журналах. И вдруг он исчез, не появившись в продаже! На все запросы фирма отвечала нечто маловразумительное относительно «излишне высокой мощности» мотора.
Позже американская печать сообщала, что у фирмы, выпустившей этот мотор, возник судебный конфликт с наследниками изобретателя. К сожалению, с использованием в большой авиации мотор Перова опоздал — в ней уже воцарились реактивные двигатели.