Свидетельство о праве на наследство
Содержание
По истечении полугодового срока с момента смерти наследодателя нотариус, в соответствии с поданными ранее заявлениями о принятии наследства, выдает свидетельство о праве на наследство. Это завершающий этап в оформлении наследственного дела. При выдаче данного документа нотариусу нужно удостовериться в наличии оснований получения конкретными наследниками имущества покойного. В соответствии с гражданским законодательством, таких оснований всего два – наследство по завещанию и наследство по закону. Соответственно, свидетельство на наследство может быть выдано по одному из этих двух оснований.
Какие документы для этого необходимы
Далее рассмотрим перечень документов и справок, требующихся наследникам для оформления своих прав.
Свидетельство о праве на наследство по завещанию
Для того чтобы выдать свидетельство по завещанию, нотариус должен получить следующие документы, подтверждающие:
- факт смерти (гибели) наследодателя – свидетельство (справка) о смерти;
- адрес последнего местожительства умершего – домовая книга (к делу прикладывается ксерокопия ее страниц) либо справка из паспортного стола;
- принадлежность умершему имущества: правоустанавливающие документы – договор купли-продажи, обмена, приватизации, дарственная, решение суда и др., а также правоподтверждающие – свидетельство о государственной регистрации права собственности из юстиции;
- стоимость имущества в соответствии с произведенной на дату смерти оценкой – отчет или акт об оценке;
- факт того, что имеющееся в деле завещание не было позже отменено или изменено завещателем – об этом выдается соответствующий документ.
Свидетельство о наследстве по закону
При оформлении наследства по закону нужны те же документы, что указаны в перечне выше, за исключением последнего пункта. Вместо этого наследники должны представить доказательства родственной связи с умершим.
В зависимости от того, кем приходился им наследодатель, такими документами могут выступать: свидетельство о рождении, браке, усыновлении/удочерении (если таковое имело место), о перемене ФИО.
Как получить свидетельство о праве на наследство
Для получения свидетельства необходимо обратиться к нотариусу, ведущему наследственное дело, с вышеуказанными документами. Некоторые из них уже могут иметься в материалах дела с момента подачи заявления на наследство.
Если у вас нет возможности лично явиться в нотариальную контору за оформлением прав, вы можете оставить доверенность на совершение указанных полномочий представителем. В этом случае, помимо обозначенных ранее документов, поверенное лицо обязано предъявить паспорт для удостоверения его личности (либо иной удостоверяющий документ). Кроме того, необходимо представить саму доверенность, которую нотариус проверяет на действительность (например, не поддельная ли она, не истек ли срок и т.д.), а также наличие полномочий у поверенного.
Также за оформление свидетельства необходимо уплатить госпошлину, размер которой определяется индивидуально исходя из оценки наследуемого имущества, наличия завещания и степени родства с умершим.
В скольких экземплярах выдается свидетельство о праве на наследство
По просьбе наследников может быть выдано единое свидетельство для всех наследников и на все имущество в совокупности, либо по одному экземпляру на каждого наследника и/или на каждый вид имущества.
Кроме того, разрешается выдача его в разное время, если наследник не желает дожидаться, пока другие призванные к наследованию лица смогут или захотят получить свидетельство.
Необходимо отметить, что свидетельство на наследство по разным основаниям (при наличии завещания и без такового) выдаются только отдельно.
Где взять образец свидетельства о праве на наследство на квартиру
Если вы желаете проверить правильность оформления выданного нотариусом свидетельства о наследстве на квартиру или иной вид имущества, вы можете обратиться к разработанным образцам нотариальных документов. Помимо книг и пособий, примерные формы свидетельств на наследство можно найти и во всемирной сети, на сайтах действующих нотариусов.
Однако мы рекомендуем использовать официально утвержденные формы документов в актуальной редакции (от 30 декабря 2014 г.), зарегистрированные в Министерстве юстиции России (см. текст Приказа Минюста РФ №99 от 10 апреля 2002 г.). Они находятся в свободном доступе на сайтах информационно-правовых систем, таких как СПС «Гарант» и «КонсультантПлюс».
Получаем свидетельство на право собственности по наследству
Действующие нормы закона не содержат требования о регистрации полученного свидетельства на наследство. Наследник только ставит свою подпись под соответствующей записью в реестре регистрации нотариальных действий.
Однако для некоторых видов имущества предусмотрена обязательная регистрация. Так, после получения у нотариуса свидетельства о праве на наследство на автомобиль необходимо предъявить его, а также иные требуемые документы (паспорт, ПТС и свидетельство о регистрации ТС, полис ОСАГО, квитанцию об уплате госпошлины) в орган ГИБДД по месту жительства, который и произведет перерегистрацию автотранспорта на имя наследника.
В зависимости от вида унаследованного имущества регистрирующий орган и процедура переоформления будут различными.
Что касается объектов недвижимости, доставшихся по наследству, то после получения свидетельства на наследство производится регистрация прав на них в Росреестре.
Кроме свидетельства, необходимо представить в отделение Росреестра по местонахождению объекта:
- заявление об осуществлении регистрации;
- паспорт заявителя;
- доверенность на представителя (если наследник обращается не лично);
- кадастровый паспорт на недвижимость;
- квитанцию об уплате госпошлины.
После прохождения процедуры регистрации наследник получает правоподтверждающий документ — свидетельство о регистрации права собственности.
При наследовании недвижимости несколькими лицами каждому из них выдается отдельное свидетельство на право собственности.