ОПГ из Набережных Челнов
Банда Эдуарда Тагирьянова по праву считается одной из самых опасных и кровавых ОПГ России. Почти десять лет «тагирьяновцы» держали в страхе город Набережные Челны, выйдя со временем на межрегиональный уровень. Отличительной чертой ОПГ была железная дисциплина — за все годы ее существования из банды не вышел ни один из ее участников.
ОПГ Эдуарда Тагирьянова большей частью специализировалась на похищении людей с целью получения выкупа. Обычно после получения денег жертву убивали. Конкурирующие ОПГ Татарстана (а таковых с 1990-х годов там развелось немало) не раз пытались подмять «тагирьяновских» под себя, но только несли безвозвратные потери.
Торговцы водкой
Де-факто «Тагирьяновской» ОПГ не существовало в природе до момента задержания главаря и его подручных — милиция и знать не знала, что коммерсант Эдуард Тагирьянов и его сотрудники являются бандой. А кто из милицейских чинов знал, те имели долю и молчали. Для несведущих Тагирьянов был просто удачливым коммерсантом без криминального прошлого (на фоне кровавого беспредела 1990-х годов судимости за драки и тунеядствов в счет не шли).
Закройщик про профессии, Тагирьянов в конце 1980-х годов работал в ателье «Элеган», а с приходом перестройки одним из первых в Набережных Челнах основал швейный кооператив «Пчелка». Но потом занялся торговлей водкой — делом в те годы сверхприбыпьным. В штате тагирьяновской фирмы было до 20 сотрудников — верных и стойких бойцов. Все они когда-то учились в одной школе с главарем и проживали в микрорайоне «10—й комплекс».
Тагирьянов с сотрудниками жил на широкую ногу, любил погулять, тратил много денег на женщин. Возил своих бойцов на курорты и частенько вместе с ними выезжал на рыбалку на своем двухпалубном теплоходе «Граф». По сути, Тагирьянов создал ОПГ новой формации, готовую в любой момент распасться и вскоре вновь объединиться. Он активно готовил молодые кадры, чуть ли не насильно направляя молодых учиться в московские вузы, оплачивал учебу. Подчиненные крепко держались за главаря — они были ему всем обязаны.
Члены банды открывали небольшие торговые точки. Эти с виду безобидные «коммерсы» были отличной приманкой для других банд, которые регулярно предлагали им крышу. Тагирьянов на конфликт не шел, только просил небольшую отсрочку, а через несколько месяцев рэкетиров уничтожали. «Тагирьяновские» сначала расправились с мелкими группировками в своем микрорайоне, которых было до десятка. Все убийства готовились очень тщательно — на это дело главарь денег не жалел. Позже при обысках у бандитов были изъяты три гранатомета, ручной пулемет, 22 автомата Калашникова, 26 пистолетов различных модификаций, взрывчатку и множество боеприпасов. И это с учетом того, что обычно «тагирьяновские» сбрасывали оружие после убийства.
Также изъяли несколько десятков комплектов милицейской формы и 13 автомобилей. Конкуренты даже не догадывались, что их отстреливают какие-то коммерсанты.
Похищения бизнесменов
«Тагирьяновским» Набережные Челны обязаны тем, что в 1990-е годы там не захватили власть чеченские преступные группировки. Чеченцев просто похищали по одному и убивали за городом.
Первое убийство «тагирьяновскими» было совершено в 1997 году. Жертвой стал директор спорткомплекса «Набережночелнинский» Рустам Закиров, который все тянул с оплатой за партию водки. Основной пик расправ пришелся на начало «нулевых».
Набрав силу, «тагирьяновские» начали тихую войну против ОПГ из других городов. Весной 2001 года был ликвидирован авторитет Олег Васьков из Пензенской области по прозвищу Боксерчик. В том же году ликвидирован лидер ОПГ «Боксеры» Станислав Оливанов. Не спасовали даже перед нижнекамской ОПГ «Татары». Когда те решили обложить Тагирьянова, открывшего в Нижнекамске ночной клуб, данью, главарь «Татар» Ильдар Ахметов в феврале 2002 года чудом уцелел во время покушения, но так и не понял, кто пытался его устранить.
После введения государственной монополии на торговлю спиртным Тагирьянов занялся похищением предпринимателей с целью получения выкупа. В декабре 2001 года был похищен и убит после получения выкупа московский бизнесмен Олег Куликов, партнер Тагирьянова по бизнесу в Нижнекамске. 10 сентября 2002 года в Набережных Челнах по приказу Тагирьянова был похищен гендиректор ООО «Автомастер» Евгений Корнев. Правда, боевики накосячили — перепутали «объект». Корнев был похож внешне на заказного предпринимателя Василия Коврижных и ездил на автомобиле той же марки. Но это никого не смутило. Выяснив, что ошиблись, бандиты похитили Корнева и предложили ему заплатить выкуп — 4 миллиона рублей, а когда тот не смог достать денег, застрелили.
Самым резонансным было похищение гендиректора ОАО «КамАЗ-Металлургия» Виктора Фабера и начальника департамента экономики и финансов Натальи Стародубцевой. «Тагирьяновцы» готовили «акцию» очень тщательно, следили, выверяли передвижения жертв по часам. Утром 27 мая Фабер повез Стародубцеву на работу через Боровецкий пес, где и были устроены засады. Бандиты в форме омоновцев перекрыли дорогу, под дулами автоматов пересадили в милицейский УАЗ Фабера и Стародубцеву и увезли на берег Камы. Там Олег Дацко, руководитель похищения, потребовал выкуп в 30 миллионов рублей. Последующие два дня Фабер по телефону давал указания подчиненным, куда и как перечислить деньги.
После перечисления 10 миллионов рублей на счета трех подставных фирм Фабер перестал выходить на связь. Как выяснится позже, пленников расстреляли на одном из островов, там же и закопали. Но именно это преступление помогло следствию выйти на Тагирьянова и его банду.
Конец банды
Последнему похищенному, бизнесмену Булату Баязитову, повезло — на момент его похищения милиция уже вышла на Тагирьянова, и Баязитов был освобожден во время штурма
квартиры.
В конце 2003 года под арестом были 26 из 34 подозреваемых, включая и самого Тагирьянова. Все арестованные были в отказе, боясь мести главаря. И только после того как его перевели в СИЗО другого города, стали давать показания.
Как установило следствие, кровавые преступления «тагирьяновские» совершали не только в Набережных Челнах, но отметились и в Москве, и в Московской, Пензенской и Челябинской областях. На их счету убийство журналиста «Новой газеты» Игоря Домникова и гендиректора московской «Юнеско-Авиа» Олега Куликова, расправы над сотрудниками милиции. Всего «тагирьяновцам» вменялось 23 убийства, не считая изнасилований и вымогательства.
Следствие было долгим и сложным. В СМИ всплыл компромат на прокурора Набережных Челнов Ильдуса Нафикова: фото, где голый мужчина, очень похожий на прокурора, парится в бане с Тагирьяновым.
В СИЗО на Тагирьянова было совершено покушение: якобы тот вознамерился изнасиловать сокамерника, за что и поплатился. Тем не менее суд над бандитами все-таки состоялся. 28 августа 2007 года Тагирьянов, Бабков, Дацко и Данилевич были приговорены к пожизненным срокам. Остальные боевики получили от 6 до 25 лет лишения свободы. Впрочем, Тагирьянов вину так и не признал.
Но на этом «тагирьяновское» дело не закончилось. В 2012 году состоялся еще один суд по делу об убийстве 8 феврале 1998 года предпринимателей Анатолия Адельшина и Александра Брайловского. Тагирьянов тогда занимался выбиванием долгов по заказу. На этот раз главные фигуранты — Тагирьянов и Дацко — полностью признали свою вину. Впрочем, терять им было уже нечего, выше имеющегося пожизненного все равно бы не дали. Но и это был еще не финал.
В марте 2015 года в суд было передано дело одного московского предпринимателя, который организовал покушение на журналиста Игоря Домникова якобы по просьбе бывшего вице-губернатора Липецкой области. Причиной покушения стало то, что Домников опубликовал несколько разоблачительных материалов по Липецкой области. Бизнесмен, желая выслужиться перед высокопоставленным чиновником, попросил своего старого приятеля Тагирьянова разобраться с журналистом. 12 мая 2000 года «тагирьяновцы» напали на Домникова в подъезде жилого дома и проломили ему голову молотком. Спустя несколько месяцев журналист скончался в НИИ нейрохирургии имени Бурденко.
Показания на бизнесмена Тагирьянов дал, находясь в заключении. Для него этот суд был как праздник — мафиози из Мордовии этапировали в Москву для допроса в качестве свидетеля. И тут он отказался от своих показаний, но пожелал участвовать в заседаниях, мотивируя это тем, что затронуты его интересы и он хочет быть в курсе. Так что неизвестно, в чем еще раскается томящийся на особом режиме Тагирьянов, чтобы хоть ненадолго вырваться из камеры.