Как получить свидетельство о смерти для наследства
Выдача свидетельства о смерти официально подтверждает уход из жизни гражданина. Этот факт отражается в реестровых книгах ЗАГС на основании справки медучреждения или судебного акта. С момента кончины гражданина возникает право на наследование его имущества, поэтому родственники или иные лица смогут представить официальный подтверждающий бланк в органы нотариата.
Где выдают свидетельство о смерти
Общие правила оформления свидетельств, подтверждающих факт смерти, регламентированы Федеральным законом № 143-ФЗ. Как правило, получить официальный бланк могут родные, члены семьи покойного. Для этого должен быть официально подтвержден факт ухода из жизни – по справке из медучреждения или судебному акту.
Получить свидетельство о смерти родственника допускается по заявлению в ЗАГС или учреждение МФЦ:
- по адресу проживания покойного;
- по месту фактического ухода из жизни;
- в ближайшем территориальном подразделении ЗАГС, если уход из жизни состоялся в удаленном районе, в период следования на транспорте;
- по месту расположения судебного органа, выносившего решение по факту смерти;
- по адресу органа, который выдавал официальный документ об уходе из жизни;
- по месту проживания родственников покойного.
Дата кончины человека подтверждается по справке № 106/у-08, которую можно оформить в медучреждении. Если аналогичный факт устанавливается в судебном процессе, дата смерти будет указана в решении. Для подтверждения даты кончины лиц, признанных незаконно репрессированными, выдается справка.
При обращении в отдел ЗАГС, нужно заполнить заявление, подтвердить личность и приложить документ, подтверждающий дату смерти. При регистрации будет внесена запись в реестровые книги ЗАГС, после чего заявитель получить бланк свидетельства.
Через учреждения МФЦ «Мои документы» также можно получить свидетельство о смерти. Для этого можно заранее подать заявление через портал госуслуг, либо оформить документы непосредственно через специалистов МФЦ. При подаче заявления нужно приложить справку или судебный акт о смерти. В расписке, полученной после приема документов, будет указана дата выдачи свидетельства.
Какие документы нужны для получения свидетельства о смерти
Факт смерти гражданина и личность заявителя должны подтверждаться документально. В отдел ЗАГС или МФЦ нужно представить следующие документы:
- справку, выданную медучреждением;
- судебный акт о признании гражданина умершим;
- справка о признании покойного реабилитированным, как незаконно пострадавшего от политических репрессий;
- заявление родственника или иного заинтересованного лица;
- документ, подтверждающий личность заявителя.
Если на руках у заявителя есть документ, подтверждающий личность покойного, он обязан сдать его при обращении в ЗАГС, либо непосредственно в миграционный отдел МВД.
За изготовление и выдачу свидетельства нужно оплатить пошлину в размере 400 руб. При обращении через ЗАГС. Квитанцию необходимо приложить к заявлению. При оформлении в МФЦ квитанцию представлять не обязательно, так как сведения о платеже будут проверяться по идентификаторам.
Для чего нужно свидетельство в наследстве
Бланк свидетельства не только подтверждает юридический факт кончины человека. Этот документ потребуется в следующих случаях:
- для расторжения брачных отношений в одностороннем порядке;
- для возбуждения наследственного дела через нотариат;
- для представления в суды и прекращения гражданских, уголовных и административных дел;
- для получения государственных пенсий, пособий, возмещение расходов на похороны, других выплат;
- в иных целях, предусмотренных законом.
При предъявлении бланка в нотариальную контору, будет возбуждено наследственное производство. Без свидетельства это невозможно. Если потенциальный наследник не может получить свидетельство (например, ввиду отсутствия родственных связей), его можно запросить по обращению нотариуса. По дате ухода из жизни, указанной в бланке, будет определяться состав имущественных активов наследодателя.