Патрисия Херст — жертва или преступница
Семье основателя скандальной «желтой прессы» Уильяма Херста и в страшном сне не могло привидеться, что вскоре после его смерти она станет эпицентром дикого скандала, позором на всю Америку. Тем не менее это случилось. Похищение в 1974 году внучки известного медиа магната Уильяма Рэндольфа Херста — Патрисии, наследницы одного из богатейших состояний США, буквально потрясло страну. Но еще большим шоком для американцев стало известие, что Патрисия вступила в банду похитивших ее террористов и участвует в разбоях.
Патрисия Херст
Патрисия Херст родилась 20 февраля 1954 года‚ спустя три года после смерти деда, оставившего ее родителям огромнейшее наследство. Несмотря на то, что в семье ее отца Рэндольфа Апперсона Херста, владельца корпорации «Херст Корп.» было пять дочерей, ее доля наследства впечатляла.
Детство и юность Патти прошли в богатом пригороде Сан-Франциско, в роскошном особняке. Девочка росла послушной и умной, правда, легко поддающейся влиянию извне. Хотя стоит сказать, что повального увлечения ее сверстников движением хиппи, алкоголем и марихуаной она сумела избежать, предпочитая общение в кругу семьи.
Зная, что финансово она обеспечена до конца своих дней, Патрисия Херст мечтала о карьере журналиста или актрисы. А пока училась на отлично и, закончив обучение в средней школе на один год раньше, успешно поступила в престижный частный колледж в штате Калифорния. Откуда вскоре перевелась в колледж в Баркли, где стала лучшей ученицей факультета истории искусств. Там у 19-летней Патти случились первая любовь и помолвка с молодым профессором математики Стивеном Видом. Родители не чинили препятствий, боясь сделать только хуже. Свадьба была намечена на лето 1974 года. Но судьба распорядилась иначе.
В ночь на 4 февраля того же года в квартиру, где Патрисия Херст проживала с женихом, ворвались вооруженные люди — двое чернокожих мужчин и белая женщина. Жених пытался сопротивляться, но его быстро вырубили, а Патти связали и увезли в багажнике автомобиля. На следующее утро американцы, затаив дыхание, следили за выпусками новостей — ответственность за похищение взяла на себя SLA — «Симбионистская армия освобождения», северо-американская леворадикальная организация, якобы борющаяся за свободу чернокожих.
Хотя по большому счету это была обычная банда террористов, прикрывающаяся благими целями. Там-то и чернокожих было — раз-два и обчелся. Возглавлял банду чернокожий Дональд Дефриз, беглый заключенный. Он выдвинул требование — обмен двоих арестованных в январе членов организации на Патрисию Херст.
Вскоре, поняв, что власти Калифорнии не пойдут на это, Дефриз выдвинул новые требования — семья Херст должна накормить всех бедняков штата. В общей сумме это тянуло на 400 миллионов долларов! На такое отец Патрисии пойти не мог и предпожил компромисс — выдача беднякам продуктов, на которые он выделит шесть миллионов. Дефриз согласился.
Солдат народной армии
В назначенный день в пунктах выдачи продуктовых наборов началось вавилонское столпотворение! Народ буквально давил друг друга, дрался в очередях. Закончилось все еще более печально — продукты к беднякам не попали, их пустили на перепродажу.
Отец Патрисии настаивал на телефонном разговоре с дочерью, и он состоялся. За ним второй и третий — Патрисия сама не говорила, похитители прокручивали аудиозапись. Но смысл был один — Патрисия добровольно хочет остаться в организации! Она не хочет возвращаться домой! Ее родители — «участники капиталистического заговора с цель убийства бедных людей в США до последнего человека». Она будет вместе с новыми друзьями бороться с «фашистским режимом»! «Я солдат народной армии!» — заявила Патрисия Херст.
Родители отдали запись голоса дочери на исследование специалистам в ФБР, обращались к психиатрам. Ответ был однозначен — Патрисия действительно прониклась идеями SLA. Вскоре в газетах появилась фотография Патрисии в камуфляже и автоматом в руках на фоне эмблемы SLA — семиголовой кобры. Патрисия Херст перестала существовать — появилась
партизанка Таня (так Патрисия стала называть себя в честь соратницы Че Гевары Тамары Бунке, носившей этот псевдоним). А потом начались ее партизанские «подвиги».
Утром 15 апреля, в день уплаты налогов, в банке Hibernia Bank в Сан-Франциско было многолюдно. Внезапно в операционный зал ворвались четыре женщины и один мужчина. С криком «Это ограбление! Все на пол, ублюдки!» они уложили всех лицами в пол и мигом обчистили кассы. Ровно четыре минуты длился этот налет. Просматривая записи с видеокамер, полицейские узнали в одной из налетчиц похищенную дочь медиамагната Херста.
Херст был в шоке! На видео его дочь с самодовольной ухмылкой держит на мушке насмерть перепуганных посетителей банка! Специалисты из ФБР, умеющие читать по губам, дали заключение, что Патрисия угрожала расстрелом всерьез, и ей это очень нравилось. Генеральный прокурор тоже пришел к выводу, что дочь Херста участвовала в налете добровольно, и выписал ордер на ее арест, но пока как свидетеля преступления.
Не прошло и месяца, как Патрисия снова приняла участие в налете. На этот раз брали магазин спортивных товаров. Охранники и владелец магазина сумели задержать двоих налетчиков, но Таня (она сидела в машине, готовая увезти налетчиков) их отбила — открыла стрельбу, и им удалось сбежать. Меняя машины (точнее, они просто отнимали их), банда ушла от погони. Один из водителей, которого «угнали» вместе с его машиной, позже рассказывал в полиции, что Патрисия не была похожа на подневольную жертву бандитов.
Суд над Патрисией Херст
17 мая, на следующий день после налета, около 500 полицейских окружили дом, где пряталась банда. Был штурм. Троих подельников Патрисии убили. Дом загорелся. Дефиз застрелился сам, не желая попасть на электрический стул. Застрелился и второй лидер Солтайсик.
Они отравились газом от дымовых шашек и не могли уже ни сопротивляться, ни бежать. Однако Патрисии удалось тогда уйти вместе с двумя членами группировки — супругами Харрис. В присланной ею аудиозаписи после фактического разгрома банды она клялась в любви убитому в перестрелке Випи Вульфу: «Я погибла в огне на 54-й улице, но возродилась из пепла. Я знаю, что делать!».
Партизанила «возрожденная из пепла» Таня недолго — в сентябре 1975 года она была арестована сотрудниками ФБР вместе с остатками банды. Правда, успела принять участие еще в двух ограблениях банков и попытке подорвать полицейскую машину вместе с копами. Газеты запестрели сенсационными заголовками: «Арестована Патрисия Херст!»
Патрисии Херст были предъявлены обвинения в вымогательстве, покушении на убийство, грабежах и незаконном ношении оружия. И тут из отъявленной бандитки она мгновенно превратилась в невинную жертву (судя по всему, к эту немало сил приложили ее отец и адвокаты).
Патрисия рыдала на допросах: бандиты ее пытали, насиловали, заставили идти на преступления! Простые американцы замирали от ужаса, читая газеты, и буквально рыдали от жалости, требуя освободить невинную девушку! Ведь бедняжку 57 дней держали запертой в шкафу! Адвокат Патрисии нанял независимых экспертов, которые доказывали уважаемому суду, что девушка не виновата — ей «промыли» мозги. Только присяжных было не так легко убедить. Провалил защиту сам адвокат, придя на суд пьяным.
В итоге присяжные вынесли обвинительный вердикт, и Патрисия Херст была осуждена на 35 лет тюрьмы. Но ее отец продолжал «бороться» за освобождение дочери. В 1979 году под давлением общественности Апелляционный суд снизил ей срок заключения до семи лет. А потом пришло помилование от президента США Билла Клинтона.
В итоге Патрисия Херст отсидела всего 22 месяца. Оказавшись на свободе, она написала воспоминания, сыграла в 1988 году саму себя в фильме «Патти Херст» и, выйдя замуж за бывшего полицейского Бернарда Шоу, родила ему двух дочерей.
Спустя некоторое время делу SLA снова был дан ход и многие из экс-террористов опять оказались на скамье подсудимых. Патрисия Херст выступала в суде свидетелем. На этот раз она горячо обличала своих бывший товарищей по оружию и помогла многим снова оказаться в тюрьме.
Некоторые исследователи считают, что похищение Патрисии Херст на самом деле было инсценировкой. Это была причуда богатой наследницы, пожелавшей испытать ранее неизведанные острые ощущения. Однако сама Патрисия Херст по-прежнему утверждает, что она невиновна.