Легенды о Высоцком
О поэте и актере Владимире Высоцком написаны многостраничные мемуары, тысячи статей, сняты десятки документальных фильмов. Теперь возникла другая проблема — правильно понять и оценить известные факты.
Иногда создается впечатление, что вокруг Высоцкого существует некий заговор, цель которого — любыми способами очернить память легендарного барда. Попробуем очистить его имя от слоев недоказанных версий, домыслов и сознательной лжи, успевших накопиться на его могиле.
«Родился, и жил я, и выжил»
Владимир Высоцкий родился 25 января 1938 года в Москве. Его отец был кадровым военным, мама — переводчиком-референтом. Так случилось, что во время войны отец встретил другую женщину и женился на ней. Тем не менее после развода родители поэта сохранили нормальные отношения.
В 1947-1949 годах Высоцкий проживал в немецком городе Эберсвальде, по месту службы отца. Там он научился хорошо играть на фортепиано, что впоследствии помогло ему в короткий срок самостоятельно освоить гитару. Вернувшись в Москву, Высоцкий окончил среднюю школу и поступил в Московский инженерно-строительный институт. Но уже через
год бросил технический вуз и блестяще сдал экзамены в Школу-студию МХАТ.
Во время учебы в Школе-студии Высоцкий познакомился с Изой Жуковой, на которой вскоре женился, но брак был недолгим. А в 1961 году, на съемках кинофильма «713-й просит посадку», он познакомился с Людмилой Абрамовой, ставшей его второй женой.
В 1960-1964 годах Высоцкий работал в Московском драматическом театре имени А.С. Пушкина, затем перешел в Театр на Таганке. Однако всесоюзную известность ему принесли не театральные роли, а бардовские песни, которые он стал писать и исполнять в начале 1960-х годов. Они расходились по стране многотысячными тиражами в виде частных магнитофонных записей. Когда в 1968 году на экраны вышел кинофильм «Вертикаль», где Высоцкий сыграл одну из главных ролей, его уже знала вся страна.
К сожалению, в этот период певец начал увлекаться спиртными напитками, что было следствием его огромной популярности, бешеной самоотдачи как актера и не совсем удачной личной жизни. Он часто попадал в различные скандалы, имел неприятности с милицией и прочно «прописался» в рядах московской артистической богемы.
Ситуация улучшилась, когда Высоцкий познакомился со знаменитой французской актрисой Мариной Влади, которая положительно влияла на него. В 1970 году Высоцкий и Влади официально зарегистрировали брак. С этого момента Владимир Семенович мог свободно выезжать за границу, в том числе и в капиталистические страны, давать там концерты и записывать музыкальные альбомы. А также получать высокие гонорары в валюте, для чего на его имя в Госбанке был открыт специальный счет. Такую свободу имели считанные единицы из числа деятелей культуры СССР.
Сегодня известно, что Высоцкий как выдающийся бард и актер имел могущественных покровителей в самых верхних эшелонах власти. С большой симпатией к нему относился председатель КГБ СССР Юрий Андропов и даже сам генсек Леонид Брежнев.
Гораздо менее изученная тема — это контакты Высоцкого с отечественным преступным миром. Еще в самом начале своей творческой деятельности, в конце 1950-х годов, бард сочинил и записал на магнитофон несколько песен в уголовной стилистике. Это была явная дань моде. Как раз в те годы началась широкая реабилитация жертв сталинских репрессий. На свободу стали выходить тысячи бывших заключенных, сначала политических, а затем и уголовников. Все они несли с собой в повседневную жизнь лагерные привычки, блатную феню, уголовный музыкальный фольклор. Даже в среде интеллигенции стала модной романтизация уголовной жизни, не говоря уже о широких массах.
Знакомство Высоцкого с Тумановым
Талант Высоцкого оказался настолько велик, что его песни быстро стали классикой жанра, а слушатели были твердо убеждены, что певец сам «тянул срок» в магаданских лагерях.
В начале 1970-х годов Высоцкий лично познакомился с некоторыми авторитетными представителями преступного мира. В первую очередь это был Вадим Туманов, человек крайне необычной судьбы.
Туманов в 20-летнем возрасте был осужден на восемь лет лагерей за антисоветскую агитацию и пропаганду. Будучи политическим заключенным, на зоне Туманов близко сошелся с уголовниками. Совершил несколько попыток побега, но каждый раз его ловили и возвращали обратно в лагерь. Освободившись в 1954 году, Туманов остался на севере и устроился работать рядовым золотодобытчиком в одну из артелей. Быстро сделал карьеру и стал начальником крупного прииска. Это был, пожалуй, единственный случай, когда бывший зек занял высокую должность в системе золотодобывающей промышленности СССР.
Вадим Туманов имел квартиру в Москве, а также купил роскошный дом в Ялте за 77 тысяч рублей. В общем, он явно был подпольным «советским миллионером» — и человеком, связанным с криминалом. Туманов много рассказывал Высоцкому о Севере, о Колыме и лагерях ГУЛАГа. На основе этих рассказов бард тоже написал несколько песен на тюремную тематику.
У Высоцкого имелось еще несколько хороших знакомых из околокриминальных кругов. Например, советский эмигрант в Израиле Шабтай Калманович, который организовывал гастроли Высоцкого в США и Канаде летом 1976 года. После перестройки Калманович вернулся в Россию и занялся крупным бизнесом, а также тесно дружил с такими личностями, как Тайванчик и Япончик.
В общем, нет сомнения, что Высоцкий имел определенные знакомства среди тогдашних «деловых», цеховиков и воров в законе — поклонников его песен. Ходили даже слухи, что в начале 1970-х годов криминальные авторитеты были готовы финансировать его творчество, если он полностью сосредоточится на «шансоне». Но поэт категорически отказался, его талант был гораздо многограннее и шире.
Высоцкий и КГБ
В последнее время появилось несколько публикаций и книг, авторы которых совершенно серьезно утверждают, что Высоцкий тесно сотрудничал с советскими спецслужбами и, в частности, являлся тайным агентом КГБ. А заграничный паспорт, свободные поездки за рубеж, высокие валютные гонорары, по сути, были платой советских спецслужб Высоцкому за его агентурные труды. Даже его брак с известной французской актрисой Мариной Влади, согласно этой версии, организовали чекисты. Да и она сама тоже работала на КГБ.
Более абсурдных утверждений трудно себе представить. Во-первых, по своему психотипу Высоцкий был открытым, ранимым и очень эмоциональным человеком, совершенно неприспособленным к какой-либо тайной деятельности. Во-вторых, он злоупотреблял спиртными напитками, наркотиками и порой совершенно не контролировал свое поведение. Таких людей спецслужбы к агентурной деятельности никогда не привлекают, опасаясь неминуемого провала.
Что касается Марины Влади, то она действительно была крупным функционером Французской коммунистической партии, а в обществе дружбы «Франция — СССР» занимала пост вице-президента. Но КГБ к этому не имело отношения. Французская компартия тогда была одной из самых сильных в мире и ни в чьей «крыше» не нуждалась. Марина Влади вступила во французскую компартию добровольно, не только из идейных, но и из конъюнктурных соображений. К тому времени ее кинокарьера суперзвезды приближалась к концу, и работа в общественно-политических организациях, связанных с Советским Союзом, приносила ей хорошие финансовые дивиденды.
Заниматься в таких условиях агентурной деятельностью было полным безумием. Более того, разоблачение Марины Влади и Владимира Высоцкого в качестве советских шпионов вызвало бы грандиозный политический скандал. Результатом его стал бы полный подрыв советского влияния во Франции. И КГБ это точно было не нужно.
Что касается личных отношений между Влади и Высоцким. Знаменитая французская актриса легко могла найти себе в СССР более спокойного и презентабельного мужа, даже из числа кинематографической богемы. Но она предпочла связать свою жизнь с Владимиром, который приносил ей много неприятностей. Это была настоящая любовь.
Неожиданная смерть Владимира Высоцкого 25 июля 1980 года также вызвала немало различных слухов и сплетен. На самом деле в ней не было ничего неожиданного. Все последние годы жизни поэт оставался совершенно больным человеком — изношено сердце, отказывали печень, почки. И скончался он от инфаркта, вызванного введением в организм большого
количества успокоительных и обезболивающих препаратов.