Кладбище ореховской группировки
Даниловское кладбище в Москве, является одним из старейших, как и Введенское. Оно расположено в Южном административном округе столицы и является вторым по размеру после Котляковского. Именно здесь захоронены большинство криминальных авторитетов ореховской ОПГ. Другая часть лидеров этой опасной группировки похоронены на Хованском и Щербинском кладбищах. Все прочие, кого потом назовут «ореховскими», в том числе Буторин и Пылевы, строго говоря, ими не являются.
В криминальном мире принято хоронить хозяина и его водителя или телохранителя вместе, если они одновременно погибли от рук киллеров. Примеров тому множество: могилы Владислава Ваннера по кличке Бобон, Сергея Котова и др. Александр Кузнецов по кличке Торпеда-старший и его водитель Руслан Фокша были расстреляны, когда находились в одном автомобиле возле дома 12, корпус 3, что на улице Маршала Захарова.
После расстрела Николая Ветошкина в ноябре 1998 года, его заместитель Александр Кузнецов фактически стал последним криминальным лидером Орехова-Борисова, но продержался на этом посту всего полгода. Он известен как инициатор расстрела в феврале 1997 году троих посетителей в клубе «Хелп», один из которых — Денис Тарасенков — найден на Котляковском кладбище. Брат Александра, Владимир Кузнецов, в 2006 году приговорен к десяти годам заключения за разбой.
О Руслане Фокше известно немного, кроме того, что он был личным водителем или телохранителем Кузнецова-старшего. В апреле 1999 года «Коммерсантъ» писал: «…Тем временем из дома вышла мать Фокши. «Кто бы ни был Руслан, он в первую очередь мой сын», — плача, говорила она милиционерам, прорываясь к девятке. Но ее так и не пустили».
Павел Ярославцев по кличке Лютик состоял в команде ореховского авторитета Игоря Смирнова (Медведь) и вроде бы присутствовал во время убийства майора Костенко, которое произошло 24 августа 1998 года в кафе «Греческое». Убит Лютик в ходе разборок за власть, последовавших за смертью районного лидера Николая Ветошкина.
Хотя спортсмен и предприниматель Анатолий Семенов по кличке Рэмбо никогда «ореховским» не был, его считали доверенным лицом вора в законе Валерия Длугача (Глобуса), которого в свою очередь расстрелял «курганский» киллер Александр Солоник якобы по просьбе Сильвестра. Такая вот длинная ниточка.
Анатолий Семенов был застрелен на своей лестничной площадке 12 апреля 1993 года, через два дня после убийства Глобуса. Долгое время считалось, что эти убийства связаны, но в 2000-м году сыщики докопались до истинных исполнителей и заказчиков.
Аллея «героев» на Хованском кладбище
Хованское кладбище расположено вблизи Москвы и примыкает к отдаленному столичному району Солнцеву, который еще недавно считался подмосковным. Хованское кладбище — самое большое кладбище в Европе, однако разыскать аллею, на которой похоронены лидеры Ореховской ОПГ, не составляет особого труда. Она расположена на новом участке кладбища.
Тот факт, что «крестные отцы» криминального юга Москвы похоронены именно тут, прозрачно намекает на тесную связь со знаменитыми солнцевскими «братками», на их общие криминальные корни. Действительно, порой взаимотношения отдельных персон так переплетены, что трудно понять, кто из них «ореховский», а кто «солнцевский». Любопытно, что почти у всех могил лицевые стороны надгробий и бюстов повернуты спиной к пешеходной аллее, подчеркивая тем самым теневой, криминальный образ жизни усопших. Остается добавить, что все прочие «ореховцы» похоронены на Введенском, Даниловском, Котляковском и Щербинском кладбищах.
Сергей Иванович Тимофеев (1955-1994) по кличке Сильвестр в особом представлении не нуждается. Именно он собрал воедино разрозненные ореховские банды, сделав из них одну из самых опасных группировок Москвы.
Григорий Евгеньевич Гусятинский (1959-1995) — основатель Медведковской ОПГ. В начале девяностых, при жизни Сильвестра, группировка самостоятельной роли не играла, а являлась неким северомосковским филиалом Ореховской ОПГ. Гусятинский привлекался для разного рода щекотливых дел вроде организации громкого убийства Отари Квантришвили. Когда в сентябре 1994 года Сильвестра взорвали, Гусятинский вновь возглавил Медведковскую группировку, но ненадолго.
В январе 1995 года в Киеве Гришу застрелил его подчиненный — наемный убийца Алексей Шерстобитов по кличке Леша Солдат, непосредственный исполнитель заказа на Квантришвили.
Стелла на могилах видного деятеля группировки Александра Гаришина по кличке Саша Рыжий (другую свою кличку — Шуруп — он не любил), входившего в ближайшее окружение Сильвестра с момента освобождения из Тверской исправительной колонии №1 (на жаргоне «сотка»), и его младшего товарища Владимира Бакланова (1968-1996) по кличке Огурец.
Сергей Тараскин (1951—1992), тренер по борьбе спортивной школы «Кунцево», своеобразный дебютант аллеи «героев», занимал видное место в бригаде Сергея Круглова по кличке Сережа Борода, который в свою очередь был личным другом Сильвестра. Известно, что последний в семидесятые годы в той спортшколе занимался карате, а потому наверняка знал и Тараскина. Об этом свидетельствуют и другие признаки: могила Тимофеева примыкает к могиле Тараскина да и те, кто хоронил Сильвестра, — а он был третьим по счету в аллее, — почему-то положили авторитета именно рядом с Тараскиным, а не где-то еще.
Сергей Тараскин погиб на знаменитом побоище в Бутово 6 мая 1992 года, когда сошлись на разборку сразу несколько подмосковных и московских группировок: с одной стороны балашихинская группировка (лидер Герман Старостин, 1963 г. р., кличка Гера), с другой стороны подольская группировка (лидер Сергей Лалакин, 1955 г. р., кличка Лучок), чеховская (лидер Николай Павлинов , 1957 г. р., кличка Павлин), а также три московские группировки — Антона, Петрика и Сережи Бороды.
Из оперативной информации: «Похороны Тараскина состоялись на Хованском кладбище. Собрались все члены группировки Бороды. Участники сбора были вооружены короткоствольными автоматами. О появлении посторонних сообщали по рации дежурившие на подъездах боевики. На кладбище прибыли воры в законе и авторитеты. Они рекомендовали прекратить кровопролитие и определиться мирным путем. Участники сбора согласились, но в отношении лидера «балашихинцев» Старостина и его ближайшей связи Сухого, а также поддерживающих их люберецких лидеров Сэма и Мани вынесли смертный приговор. Исполнение акции взял на себя Сережа Борода».
Имя Тараскина до сих пор хорошо известно среди профессиональных спортсменов. 12-14 декабря 2014 года в Спортивном комплексе Олимпийской деревни — 80 в Москве состоялся открытый Всероссийский турнир по греко-римской борьбе, посвященный памяти мастера спорта СССР Сергея Тараскина.
Сергей Владимирович Котов по кличке Кот был в числе авторитетных людей ореховской группировки, знал лично Сергея Ивановича Тимофеева. Андрей Викторович Михайлов по кличке Фантик с 1993 по 1996 годы входил в бригаду Саши Рыжего, а когда последнего убили, стал работать с Котом.
1 марта 1997 года Котов и Михайлов поехали на обычную встречу, по-видимому, с кем-то из тех, кого хорошо знали и, оставив жен в ресторане, рассчитывали вернуться через час, но пропали. Примерно через пять дней нашлась машина, на которой они уехали (бронированный 140-й «мерседес»), на одной из стоянок с разбитым бронестеклом. Парней нашли через неделю в лесу на сороковом километре Киевского шоссе.
Александра Логинова по кличке Буль (1977-2001) видели в компании Игоря Смирнова (Медведь), и похоже, он был как-то причастен к Николаю Ветошкину, раз его похоронили рядом. Буля взяла не пуля, а сгубили наркотики. В начале нулевых годов стрельба в Орехово-Борисово вообще поутихла.
Николай Павлович Ветошкин (1961-1998) входил в ближайшее окружение Сильвестра, но привлекался им, в основном, для «грязной» работы. Они познакомились еще в восьмидесятые годы, когда Ветошкин работал грузчиком в ореховском магазине и имел возможность доставать спиртное во время антиалкогольной кампании Горбачева.
После убийства шефа разгорелась настоящая война на юге Москвы; некогда сплоченная группировка стала дробиться на отдельные бригады, одну из которых и возглавил Ветошкин. Когда расстреляли районного авторитета Двоечника, в 1996-1998 гг. Ветошкин фактически стал главным южных окраин Москвы. Поскольку Николай Палыч частенько прибегал к традиционному средству решения спорных ситуаций, а именно к стрельбе, к концу десятилетия успел нажить массу врагов. Чрезвычайные меры предосторожности и бронированный «мерседес» не уберегли его от закономерного конца — расстрела из автомата Калашникова.
Владислав Альбертович Горпищенко по кличке Гарп (1965-1994), один из перспективных бойцов, был найден мертвым рядом с собственной квартирой. Киллер сделал единственный выстрел в голову из пистолета ПМ. Гарпа убили еще при жизни Сильвестра, в августе 1994 года, и он стал вторым на аллее после Тараскина.
Сергей Николаевич Володин (1969-1996) по кличке Дракон убит при неизвестных обстоятельствах. По одной из версий, с ним расправились лидеры курганской ОПГ за долги Сергея Ивановича. Возможно, что убийцей был Александр Солоник.
Сергей Дмитриевич Ананьевский (1962-1996) по кличке Культик, заслуженный тренер России по пауэрлифтингу (силовому троеборью), чемпион СССР 1991 года, первый президент Федерации пауэрлифтинга в России и по совместительству ореховский авторитет.
Ананьевский чаще упоминается в качестве подготовщика убийства Отари Квантришвили. Расстрелян в ходе разборок за власть, последовавших за взрывом Сильвестра, в начале марта 1996 года рядом с посольством США на Новинском бульваре. По одной из версий, убийство совершили «курганские». Могилы Володина и Ананьевского объединены, что говорит о совместных делах покойных и, возможно, дружбе.
Обычная история для 1990-х годов: родители «братков» переживали своих детей порой на десятилетия.