Банда Матроса
Содержание
Уголовное дело о банде Матроса в архиве Воронежского облсуда стоит особняком: 80 изрядно потрепанных томов занимают несколько полок. Чтобы только пролистать дело, нужен не один день. Подробно описаны злодеяния 15 членов преступной группировки: 11 убийств, пять покушений на убийства, около 20 разбойных нападений, 15 грабежей и столько же автомобильных краж. Одних потерпевших – 70 человек. Среди них депутат облдумы, частный детектив, криминальный авторитет плюс обычные воронежцы. Некоторые просто попали под горячую руку, другие были убиты с особой жестокостью – их застрелили средь бела дня, сожгли или замучили до смерти.
Судья Михаил Авдеев 20 марта 2008 года зачитывал приговор семь часов. Лидеров группировки Александра Бражникова (Матроса) и Александра Некрасова (Некраса) приговорили к высшей мере наказания — пожизненному заключению. Остальные получили от 9 до 23 лет колонии строгого режима. Если суммировать наказания по каждому эпизоду, Некрасов заслужил 261 год тюрьмы, Бражников – 199 лет, Струков – 241 год, Серов – 106 лет.
Их называли бандой спортсменов или бандой беспредельщиков. Они стреляли на улицах, пытали паяльником, отрезали пальцы. И все шесть лет (с 1998 по 2004 год) по их кровавому следу шли правоохранители. Милиция, прокуратура и суд работали в одной связке и продемонстрировали настоящую самоотверженность.
Александр Бражников
Александр Бражников родился в 1965 году в селе Прилепы Репьевского района Воронежской области. С детства он был волевым и спортивным, поэтому после школы попал в элитные войска — десантно-штурмовую бригаду Забайкальского военного округа. После армии пытался устроиться в воронежский ОМОН, но не взяли. Был судим в 1988, 1993 и 2002 годах.
— Бражников — человек с большим потенциалом. Мог бы жить достойно, если бы не свернул на кривую дорожку. У него было все для этого — воля, ум, сила, выносливость. Мог бы добиться положения в обществе. А вышло, что все свои силы направил не в то русло, — с сожалением сказал следователь Мурат Цуроев, который участвовал в обезвреживании банды Матроса.
Когда в 1988 году Александр Бражников впервые освободился из тюрьмы (сидел за разбой), он пошел на воронежский Речной рынок, где раньше имел «кусок хлеба». Но все теплые места оказались заняты — делиться с бывшим зеком никто не собирался. Тогда Бражников и познакомился с Александром Некрасовым по кличке Некрас, который как раз создавал свою бригаду.
Сначала Некрасов зарабатывал угоном машин, торговал запчастями на авторынке. Потом решил, что для него это мелковато, и стал собирать дань с местных коммерсантов «в общак». Но однажды повздорил с мелким жуликом и отобрал у него револьвер. Оказалось, что оружие принадлежало самому Олегу Плотнику – воронежскому криминальному авторитету. Некрасова жестоко избили в лесу. С тех пор он затаил на Плотникова обиду.
Бражников с его спецназовским прошлым, волевым характером и стремлением «подняться» любой ценой оказался чрезвычайно полезным человеком в бригаде Некрасова. Так они стали существовать вместе на паритетных началах.
Бригада Матроса
Народ в банде подобрался разношерстный: несколько земляков Матроса, бывший и действующий милиционеры. В группировке были Алексей Требунских и Сергей Фролов, которые ходили с Бражниковым в одну школу в селе Нижняя Байгора Верхнехавского района. А потом, как в сериале начала нулевых «Бригада», друзья детства несколько лет терроризировали предпринимателей.
С родины Бражникова, села Прилепы, был Александр Клевцов. Матрос взял его под свое крыло: дал работу, снял квартиру. Бывший милиционер в банде — Эдуард Серов.
— В 1994 году в одной из квартир мы обнаружили арсенал огнестрельного оружия. Ее снимал мой бывший сослуживец Эдуард Серов. Когда-то мы работали с ним в Центральном РОВД. Он был толковым опером — блестяще окончил Омскую школу милиции. Когда мы встретились второй раз, он уже отсидел 1 год и 9 месяцев за кражу аккумулятора. Серов сам пришел с украденным аккумулятором в милицию. Его уволили из органов и посадили. По сути, сделали то, чего он и добивался, – рассказал Олег Никитин – бывший замначальника управления уголовного розыска регионального ГУВД, полковник милиции в отставке.
Найденное в жилище Серова оружие пока нигде не засветилось, поэтому за квартирой установили наблюдение. Вскоре в том же районе нашли автомат «Борс» с глушителем. Оперативники его сфотографировали. Снимок поместили в раздел «Объявления» популярного городского еженедельника и попросили откликнуться владельца. Бандиты среагировали – повесили номер газеты на дерево и расстреляли из автомата.
— Мы подобрали стрелянные гильзы. Так у нас впервые появился след автомата калибра 5,45, из которого по людям еще не стреляли, — пояснил Олег Никитин.
Владелец того редкого автомата Михаил Чистяков оказался не последним участником банды беспредельщиков. При задержании преступник подорвался на гранате.
Также в банду Матроса входил оперуполномоченный уголовного розыска Железнодорожного РОВД Евгений Шашура. Он привез подельникам несколько гранатометов с Северного Кавказа, а во время своих налетов банда часто использовала добытую им милицейскую форму. Дело Шашуры выделили в отдельное производство — непосредственно в нападениях он не участвовал. Мужчину осудили гораздо раньше остальных (в 2004 году) на 3 года колонии-поселения.
Преступления банды Матроса
Про Александра Бражникова говорили: авторитарный, последовательный, независимый. Он не церемонился ни с подельниками, ни с родственниками. Как-то избил беременную сестру за выкуренную сигарету. Сам вел здоровый образ жизни.
— Однажды он показательно пристрелил подельника, пустившегося в загул. Пригласил его якобы на шашлыки и у всех на глазах убил, — рассказал один из участников оперативно-следственной группы Иван Голоденко — После того случая у бандитов надолго отпало желание злоупотреблять алкоголем. Железная дисциплина, установленная Матросом, сделала группировку невероятно эффективной.
Банда регулярно оттачивала свою спортивную форму, выезжала на стрельбища в лес. Спонтанных преступлений не было — жертву долго выслеживали, собирали о ней информацию, планировали нападение с четким расписанием ролей и отработкой нескольких вариантов развития событий.
В ноябре 2000 года группировка напала на директора фирмы «Керамика» Николая Черникова, джип которого остановил человек в форме лейтенанта милиции с жезлом. Бизнесмену предложили пройти для оформления нарушения в стоявшие впереди «Жигули» с тонированными стеклами. В авто на шею Черникову набросили удавку. Его отвезли на пустырь и стали избивать, требуя денег. Директору дали позвонить по мобильному в свою контору, и он поручил подчиненным привезти выкуп. Передача 500 тыс. рублей произошла на окружной дороге, после чего предпринимателя отпустили.
Олег и Наталья Болотовы, торговавшие на воронежском авторынке, попали в поле зрения банды, так как были преуспевающими предпринимателями. На свою беду супруги решили продать дачу в Рамонском районе. «Покупателями» оказались люди Матроса. Они в масках ворвались в дом, заклеили скотчем рты супругов, сняли с них золотые украшения и стали избивать, требуя ключи от городской квартиры и указания места хранения ценных вещей. С ключами в Воронеж поехал один из членов банды. Он привез 250 тыс. рублей, ювелирные изделия, старинные иконы и монеты. Пленников снова стали пытать, бросили полуживых в подвал и подожгли. Болотовы погибли.
Одной из задач банды было завладение спиртовой монополией на воронежском рынке. В июле 2002 года Бражников организовал нападение на своего бывшего сокамерника — бизнесмена Александра Голева, занимавшего третье место среди сбытчиков спирта в регионе. Добыча составила полмиллиона рублей. Предпринимателя и его гражданскую жену убили.
В 2003 году банда пыталась устроить передел криминального мира Воронежа, свергнув вора в законе Олега Плотникова (Плотника). В подвал дома его матери на улице Бетховена они заложили 120-миллиметровый снаряд, найденный «черными копателями». Фугас времен Великой Отечественной подвел. Железо заржавело, и сработал только детонатор. Взрывной волной в доме выбило стекла и повредило висевшее на кухне чучело утки. Если бы все пошло по плану, от трехэтажного дома осталась бы воронка.
Через полгода была новая попытка ликвидировать Плотника. Его вместе со свитой забросали гранатами и подвергли шквалистому обстрелу из автоматов. На месте уличного боя осталось более 30 гильз. Но криминальному авторитету удалось спастись из-под обстрела. И это при том, что убегать пришлось на одной ноге (Плотников — инвалид).
В феврале 2003 года напротив воронежского Дома быта в своем Nissan, остановившемся на светофоре, был застрелен держатель воровского «общака» из ближайшего окружения Плотника Владимир Пшеницын (Пшонкин). Стреляли из подъехавшей «восьмерки».
В марте 2004 года было совершено нападение на особняк депутата облдумы, директора Домостроительного комбината Сергея Лукина, у которого находились гости. Шестеро преступников в масках и с автоматом ворвались в дом, избили всех железными прутьями, прострелили одному из гостей бедро, а хозяина ранили прутом в голень и забрали у него ключ от сейфа. Оттуда вытащили около 40 тыс. долларов и несколько десятков тысяч рублей. План «Перехват» результата не дал, бандиты вышли сухими из воды.
Провал
Попалась неуловимая банда случайно. Оперуполномоченный Новоусманского РОВД Николай Самохин объезжал свой участок — в районе участились кражи скота. Увидел Mercedes-Benz, съехавший с трассы на проселочную дорогу. Это показалось оперативнику подозрительным — дорога-то почти непроезжая. Вскоре Самохин увидел, как из иномарки вышли пятеро молодых людей, надели маски и пошли в сторону села Рогачевка.
Оперативник остался в засаде и через некоторое время по рации услышал, что в селе Рогачевка Новоусманского района совершено разбойное нападение на предпринимателя Изотова. Пятеро в масках под угрозой паяльника вымогали у него крупную сумму денег, пилили пальцы рук.
Самохин продырявил камеру в колесе Mercedes-Benz и стал ждать. Чибрякова и Струкова удалось задержать, остальные ускользнули. Струков начал давать показания и выдал Матроса. Так незначительная по меркам криминальной группировки вылазка оказалась роковой.
Евгения Струкова милиционеры потом оберегали от его же подельников. Даже во время суда мужчина сидел снаружи клетки, пристегнутый наручниками, чтобы до него не смогли дотянуться бывшие соратники.
— Сложность задержания верхушки банды заключалась в том, что Некрасов оказался для нас недосягаем — он уехал в Норвегию. А нужно же было задержать их обоих — и Бражникова, и Некрасова. Пришлось пойти на хитрость: через своих людей мы сообщили Некрасову, что из-за невозвращенного долга у его семьи могли возникнуть большие проблемы. Некрасов «клюнул», — рассказал Олег Никитин.
Сначала поймали Бражникова. Днем 2 июня 2004 года он с подельниками готовил очередное покушение. Во время обыска дома матери Бражникова в селе Прилепы в огороде на почти метровой глубине оперативники нашли около 2 кг золотых изделий.
Некрасова задержали в кафе «Регата» на улице Комиссаржевской, куда он пошел на встречу, чтобы решить проблему с «долгом».
— Бандиты были вооружены автоматами, гранатометом и пистолетами. Была вероятность, что завязавшийся бой поставит под удар посторонних. Но задержание прошло без жертв — мы взяли Некрасова на выходе, без применения оружия, — подчеркнул Никитин.
Когда шло следствие, некие люди предложили оперативно-следственной группе замять дело за сумасшедшую по тем временам взятку — 650 тыс. долларов. Потом сумма возросла до 750 тыс. евро. Оперативники вспоминают об этом эпизоде с улыбкой. А то, что банда оказалась за решеткой, они считают одной из самых больших своих побед.
Суд над бандой
Александр Бражников молчал все полтора года следствия, отказался от адвоката. И за 2,5 года, пока длился суд, тоже не сказал ни слова. Игнорировал любые вопросы и замечания присяжных и судьи. Когда бандита выводили после оглашения приговора, он лишь зло процедил накинувшимся на него журналистам: «Я не обезьяна, в клетке сидеть не буду!».
В СИЗО главарь самой крупной воронежской банды Центрального Черноземья XX века пытался свести счеты с жизнью шесть раз. Все шесть раз его спасали — за одиночной камерой установили круглосуточное наблюдение.
— Когда в конце следствия я пришел в СИЗО и вручил Бражникову обвинительное заключение, он мне сказал: «Вы честно победили, переиграли меня по всем статьям», — вспомнил возглавлявший оперативно-следственную группу следователь по особо важным делам облпрокуратуры Михаил Мокшин, который получил за это дело медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.
В обезвреживании банды приняли участие Михаил Мокшин, Мурат Цуроев, Павел Замятин, Олег Морев, Олег Никитин, Андрей Чечель, Сергей Постовалов, Сергей Власов, Иван Голоденко, Константин Ягодкин, Николай Самохин.
Главари банды Александр Бражников и Александр Некрасов поехали этапом отбывать наказание в колонии особого режима «Черный дельфин».
Александр Бражников по кличке Матрос умер в колонии «Черный Дельфин», расположенной на территории Оренбургской области в двадцатых числах февраля 2020 года. Смерть 54-х летнего заключенного произошла при загадочных обстоятельствах.