История вытрезвителей — особые клиенты и неприкасаемые
Вытрезвитель — это слово хорошо знакомо многим россиянам. Появились медвытрезвители еще во времена раннего СССР. Появились не от хорошей жизни, а по суровой необходимости, и стали своего рода визитной карточкой повседневной бытовой жизни социалистического общества.
Первый советский медвытрезвитель открылся 14 ноября 1931 года в Ленинграде, на улице Марата. Чуть позднее подобные заведения появились во всех крупных городах Советского Союза. К сожалению, неумеренное потребление спиртных напитков всегда было проблемой в СССР, а советский рабочий класс отличался особенной приверженностью к алкоголизму. Бытовое пьянство, как правило, сопровождалось хулиганскими выходками, драками и иным нарушением общественного порядка.
Первые вытрезвители — забота о пьяных
Для того чтобы убрать пьяных граждан с улиц, и была организована сеть вытрезвителей. При этом первые советские вытрезвители имели главным образом статус специального медицинского учреждения. Основной упор в них делался на оказание медицинской и социальной помощи подгулявшим гражданам. В таком заведении протрезвевший человек мог принять контрастный душ или ванну, опохмелиться огуречным рассолом, горячим чаем с ромом или шиповником. В некоторых медвытрезвителях в 1930-х годах работали прачечные, где можно было выстирать, просушить и погладить грязную одежду. Иногда это делали специальные прачки, разумеется, за дополнительную плату. Само пребывание в вытрезвителе стоило сущие копейки, примерно как проезд на транспорте.
Все первые вытрезвители находились на балансе местных исполкомов, и их деятельность финансировалась государством. Интересно, что идея создания учреждений, где оказывалась помощь пьяным гражданам, была не собственной, а позаимствована у скандинавских стран. Правда, там подобной деятельностью занимались неправительственные и филантропические организации.
В 1940 году по приказу наркома внутренних дел Л. Берии все медицинские вытрезвители передали в ведение НКВД. С этого момента нравы там стали гораздо строже. Однако каких-то серьезных скандалов, связанных с деятельностью медвытрезвителей, в те времена зафиксировано не было. Толи тогда нервы у людей были покрепче, то ли водка была лучшего качества, но персонал вытрезвителей и его клиенты как-то находили общий язык.
Однако в 1958 году, во время очередной реформы МВД, систему медицинских вытрезвителей в Советском Союзе ликвидировали. Во-первых, требовалось сократить численность МВД, а во-вторых, пьянство в широких массах населения в тот период существенно сократилось.
Возвращение вытрезвителей
В очередной раз волна алкоголизма захлестнула советское общество уже во времена брежневского застоя. 16 мая 1972 года вышло в свет постановление Совета Министров СССР «О мерах по усилению борьбы против пьянства и алкоголизма». В соответствии с ним в системе МВД СССР вновь создавались медвытрезвители и лечебно-трудовые профилактории (ЛТП).
Для того чтобы угодить в вытрезвитель, многого не требовалось. Сотрудникам милиции достаточно было застать гражданина нетрезвым на улице или в ином общественном месте. При этом достаточной являлась средняя и даже легкая степень опьянения. Дополнительными причинами для препровождения в медицинский вытрезвитель были: нецензурные высказывания, неопрятный внешний вид, непристойные жесты и грубые крики, назойливое приставание к окружающим.
В самом вытрезвителе фельдшер просил доставленного клиента подуть в трубку алкометра и фиксировал в протоколе стадию опьянения. Никаких анализов мочи и крови, разумеется, не проводилось. Такое медицинское обследование трудно назвать объективным. К тому же и милиционеры, и медработники вытрезвителя были кровно заинтересованы в том, чтобы в их заведении побывало как можно больше клиентов. Причина банальна: в отличие от довоенного времени, все советские вытрезвители с 1972 года работали на хозрасчете. Другими словами, зарплаты и премии сотрудников «вытрезвона» напрямую зависели от количества побывавших там граждан. В связи с этим была установлена довольно высокая оплата за пользование услугами вытрезвителя — десять рублей с человека (для сравнения — средняя заработная плата в Советском Союзе в тот момент составляла всего сто
двадцать рублей).
Лицам, попавшим в вытрезвитель, на эту сумму должны были оказывать определенные медицинские и социальные услуги. То есть колоть специальные препараты и витамины, облегчающие абстиненцию, предоставлять возможность помыться в душе, давать мыло, зубную пасту и зубные щетки, чистые полотенца, поить горячим чаем. Но эти требования закона нарушались самым наглым образом. Фактически советский человек платил немаленькие деньги за то, чтобы вопреки своему желанию провести ночь в грязной ночлежке
в компании различных асоциальных элементов.
Серьезным наказанием являлось также последующее сообщение на работу о пребывании гражданина в вытрезвителе. После получения официальной бумаги нарушителя «прорабатывали» на профсоюзных собраниях, могли лишить летнего отпуска, исключить из очереди на жилье, покупку машины и так далее. Для лиц творческой профессии, студентов, инженеров, руководящих работников случайный «валет» в вытрезвитель являлся настоящей трагедией и мог поставить крест на всей последующей карьере.
С другой стороны, постоянно и много пьющие граждане из социальных низов «вытрезвона» совершенно не боялись. Уволить их с должности слесаря, токаря, сантехника или кочегара в условиях советской действительности никто не мог — в таком случае на производстве просто работать было бы некому. И десять рублей за услуги они также не платили, выбрасывая квитанции в ближайшую урну. Взыскать в судебном порядке с них эту сумму было просто нереально.
Неприкасаемые
Любопытно, что в Советском Союзе существовали отдельные категории граждан, которых категорически запрещалось задерживать и доставлять в вытрезвитель. Круг таких лиц определялся законодательством. В первую очередь, это были депутаты Верховного Совета СССР и депутаты нижних уровней, вплоть до районного совета. Во-вторых, военнослужащие, в том числе и находящиеся в гражданской одежде. Их требовалось сдать ближайшему военному патрулю или доставить в военную комендатуру. Третья группа — сотрудники КГБ, прокуратуры и МВД.
Интересно, что на рядовых членов партии такие привилегии не распространялись, что приводило к многочисленным скандалам. Некоторые члены КПСС, особенно из числа простых рабочих, постоянно носили с собой партбилет. Если их задерживал наряд милиции, они доставали из кармана партбилет и грозились его уничтожить. Даже в позднем СССР утрата партбилета являлась серьезным происшествием. По такому случаю назначалась специальная комиссия, которая выясняла все обстоятельства дела. Если член партии заявлял, что партбилет он потерял, ночуя в одном интересном заведении, то «вытрезвон» трясли не по-детски.
Всех дежурных милиционеров и фельдшеров заставляли писать объяснительные. Затем в учреждение приезжала группа из райкома партии, которая обшаривала все закоулки, начиная от кабинета начальника. Если таких случаев фиксировалось несколько в течение года‚ начальника вытрезвителя могли снять с должности. Поэтому, увидев красную обложку партийного билета, сотрудники МВД предпочитали не связываться с его обладателем и искали более легкую добычу.
Сложилась даже определенная тактика отлова клиентов. В пятницу вечером спецмашины медвытрезвителя дежурили у дверей ресторанов и кафе, шашлычных и пивных, у станций метро. Настоящих алкашей не брали, а задерживали хорошо одетых граждан под хмельком, у которых явно имелись деньги. В дни выдачи аванса и получки усиленно патрулировались районы, где располагались крупные промышленные предприятия.
Протестовать против задержания и грабежа было бессмысленно. Для буйных клиентов в вытрезвителе имелась комната со спецкреслами. Туда помещали особо агрессивных,
предварительно связав им руки и ноги. Периодически в различных городах Советского Союза случались чрезвычайные происшествия, когда клиентов насмерть забивала охрана вытрезвителей. Еще больше людей погибало от не оказанной вовремя медицинской помощи, в результате сердечных приступов.
Подводя итог, можно сказать: система медицинских вытрезвителей в СССР работала крайне неэффективно, если не сказать преступно. И мало отвечала своему основному предназначению — борьбе с пьянством среди населения.