Убийца Троцкого Рамон Меркадер
Рамон Меркадер | |
---|---|
ФИО | Рамон Меркадер |
Имя в СССР | Рамон Иванович Лопес |
Преступление | Убийство Льва Троцкого |
Звание | Герой Советского Союза |
Дата рождения | 7 февраля 1913 |
Место рождения | Барселона, Испания |
Национальность | Испанец |
Дата смерти | 1978 год (в 65 лет) |
Место смерти | Куба |
Причина смерти | Саркома легкого |
Похоронен | Кунцевское кладбище в Москве |
Рамон Меркадер, всадивший ледоруб в голову лидера Четвертого интернационала Льва Троцкого, после ареста объяснял свой поступок глубоко личными мотивами. О том, кто он таков и чье задание исполнял, выяснилось только десятки лет спустя.
Лев Троцкий был убит ледорубом в Мексике. Его убийца Рамон Меркадер провел в Мексиканкой тюрьме 20 лет, и был в СССР встречен как герой
Шпионом и убийцей Рамон стал по воле своей матери Каритад Меркадер, которой искренне восхищался, полностью разделяя ее политические убеждения. В юности она увлекалась анархистскими идеями, а потом марксистскими, став членом испанской компартии.
Содержание |
Рамон Меркадер
Мадам Эустасия Мария Каритад Меркадер дель Рио родилась на Кубе в семье испанских аристократов и воспитывалась во францисканском католическом монастыре. Затем ее семейство перебралось в Испанию, где Каритад выдали замуж за наследника текстильных фабрик и владельца значительной доли в испанских железных дорогах сеньора Пабло Меркадера.
В первые годы брака у них родилось пятеро детей — четыре мальчика и девочка. А потом в жизнь Каритад ворвалась политика! Ее увлечение идеями анархизма и кокаином муж счел признаками помешательства, и по его настоянию Каритад поместили в психиатрическую лечебницу. Подкупив персонал, сеньора Меркадер сбежала и, прихватив детей, скрылась во Франции, где включилась в политическую борьбу, примкнув к коммунистам. Детей своих она воспитывала в соответствующем духе.
Они вернулись в Испанию только после того, как в 1931 году король отрекся от престола и в стране установилась парламентская республика. Юный коммунист Рамон Меркадер погрузился в пучину политической борьбы и вскоре стал одним из руководителей барселонской молодежной ячейки. В 1935 году его арестовали и бросили за решетку. Из тюрьмы его освободила победа на парламентских выборах блока левых сил «Народный фронт».
После мятежа военных под руководством генерала Франко камарадо Рамон вступил в республиканскую армию и отправился на фронт. Он сражался под Гвадалахарой, был ранен, получил чин майора. В 1937 году мать познакомила его со своим русским другом, который представился Леонидом Котовым. Только уже много позже Рамон узнал, что звали его Наум Эйтингон и был он заместителем испанского резидента советской разведки. Партия и правительство поставили перед Эйтингоном задачу физического устранения Льва Троцкого, и он искал пути подхода к этому осторожному и опытному конспиратору, знавшему, что его взяли на прицел.
В Испании у Троцкого было много сторонников, входивших в партию ПОУМ, и разведчику позарез нужны были агенты-испанцы для проникновения в среду троцкистов. Подбирая
подходящих людей, он обратил внимание на владевшую тремя языками красавицу аристократку и яростную коммунистку Каритад Меркадер. Она легко дала согласие работать на советскую разведку и стала любовницей своего шефа. Ей придумали псевдоним Кира, что в переводе с греческого означает «госпожа». Это вполне соответствовало ее властной натуре.
Убийство Троцкого
«Госпожа» оказалась дельным помощником и советчиком для Леонида. Она указала на своего сына Рамона как на возможного исполнителя акции возмездия и сама вошла в разведгруппу, проводившую операцию «Утка», как окрестили охоту на Троцкого.
Убийство Льва Троцкого нашло свое отражение и в кинематографе. В 1972 году Италия, Франция и Великобритания сняли фильм «Убийство Троцкого», в котором рассказано о последних месяцах жизни Льва Троцкого в мексиканском изгнании и его трагическая гибель от руки Рамона Меркадера.
Молодой человек имел боевой опыт, обладал завидной памятью и быстрой реакцией, был понятие и не лишен актерских способностей, а главное, он был чертовски красив. По приказу Леонида Рамон выехал в Париж, где в это время готовилась учредительная конференция Четвертого интернационала, лидером которого был Троцкий. В организационном комитете конференции работала американка русского происхождения Сильвия Ангелова-Маслова, сестра которой была секретарем Троцкого. Одинокая и некрасивая Сильвия стала объектом разработки, в результате которой состоялось ее знакомство с Жаком Мараном Вандендрайном, бельгийским предпринимателем, имевшим левые убеждения. Так ей представился Меркадер, «для своих» известный под кодовым именем Раймонд.
Пустив в ход свое недюжинное мужское обаяние, Жак совершенно свел с ума Сильвию, но их парижская любовь продлилась недолго — по окончании конференции ей пришлось вернуться в Нью-Йорк, где она жила, а Меркадер остался во Франции. Какова же была радость Сильвии, когда Жак объявился у нее дома! Он наплел ей, что в Бельгии ему грозил призыв в армию и он по документам канадца Фрэнка Джексона выехал в Мексику, где его ждут дела, но не мог не заехать к Сильвии, по которой ужасно соскучился.
Перед отъездом Жак оставил возлюбленной приличную сумму денег и обещал писать. Слово свое он сдержал, и каждое его письмо приносило в дом Сильвии счастье. В конечном счете случилось то, на что рассчитывали Леонид и Кира, направлявшие работу Рамона, — не выдержав разлуки, весной 1940-го года Сильвия отправилась вслед за любимым. Через сестру она получила работу в секретариате Троцкого.
Считавшийся ее женихом Жак ежедневно стал подвозить ее на работу и забирать вечером. Он не делал попыток проникнуть в тщательно охранявшееся городское поместье, ставшее штаб-квартирой Троцкого, — его пригласили войти сами обитатели дома, посчитав, что неловко держать жениха Сильвии за воротами. Обаятельный парень всем понравился, а с Львом Давидовичем у него даже появились общие дела — он писал статьи в социалистические газеты и как начинающий публицист просил матерого «газетного волка» помочь ему советами.
Однажды он принес очередную статью, и когда они остались одни в кабинете, Жак вытащил из-под пиджака короткий альпинистский ледоруб, которым со всего маху ударил лидера Четвертого интернационала по голове. Закаленное острие глубоко вошло в череп, но убить Троцкого сразу не получилось! На его крик прибежали охранники, которые скрутили террориста и жестоко избили его.
Мать ждала его в машине с включенным мотором недалеко от ворот дома. В другой машине сидел Эйтингон. Увидев, что к вилле подъехали полиция и карета скорой помощи, руководители операции разъехались в противоположные стороны.
Срок за убийство
После покушения Троцкий прожил еще почти сутки. Советское правительство всех причастных к операции отметило высокими наградами. Непосредственному исполнителю акции дали орден Ленина и Золотую Звезду Героя Советского Союза. Только вот получить их он смог нескоро. На допросах в полиции Меркадера зверски избивали и пытали, добиваясь от него признаний, но он держался и не проронил ни слова. Даже кто он такой и откуда приехал, следствию точно установить не удалось.
В Мексику Рамон Меркадер въехал по документам югослава Бабича, при нем был паспорт на имя Джексона, а Сильвия Ангелова называла его Жаком Вандердрайном. Мотивом убийства Троцкого он указывал личную неприязнь на почве ревности. Дескать, похотливый старикашка, чтобы помешать ему жениться на Ангеловой, уговаривал его ехать в СССР для организации террористических актов, а сам тем временем приставал к Сильвии с грязными домогательствами. Доказать, что он действовал по чьему-то заданию, следователи так и не смогли.
За умышленное убийство мексиканский суд приговорил Жака к максимально возможному сроку наказания — 20 годам тюрьмы. Несмотря на все ухищрения адвокатов, весь срок Меркадер отбыл от звонка до звонка. Но отбывал наказание он совсем не на каторге и не в холодном каземате. Его не забыли и не бросили. Благодаря хорошей «подмазке» различных чинов, ему отвели просторную одиночку. Он работал в тюремной радиомастерской, дважды в неделю с передачами к нему приходила молодая индианка Ракель Мендоса, с которой узник сочетался законным браком. И все же тюрьма оставалась тюрьмой.
На волю Рамон Меркадер вышел в 1960 году. У ворот тюрьмы его ждали сотрудники чехословацкого посольства, с которыми он выехал на Кубу. Оттуда на грузовом судне Меркадер отправился в СССР, где его ждали награды и почести.
Документы ему выправили на имя Рамона Ивановича Лопеса. Он получил свой орден Ленина и Золотую Звезду. Им с женой дали четырехкомнатную квартиру в престижном московском районе у станции метро «Сокол», выделили государственную дачу в Кратове и автомобиль.
Товарищу Лопесу определили огромный по меркам СССР того времени пенсион в 400 рублей. Несмотря на все старания ему угодить, Рамон Иванович в Союзе не прижился. Ссылаясь на то, что они с женой плохо переносят российский климат, Лопес-Меркадер просили отпустить их на Кубу, куда их настойчиво приглашали. Их отпустили только в 1970 году, и на Острове свободы он провел последние восемь лет жизни.
Но похоронили Рамона Меркадера в Москве, на Кунцевском кладбище. На установленном над могилой памятнике написано «Лопес Рамон Иванович, Герой Советского Союза».