Покушение на Сталина
«Отец народов» Иосиф Сталин пережил несколько покушений. Одно из них совершил ефрейтор-дезертир Савелий Дмитриев. Его расстреляли в 1950 году после нескольких лет пыток и допросов с пристрастием в подвалах Лубянки. Но мотивы преступления до сих пор неясны.
Сколько покушений было на Сталина:
Всего на «вождя народов» было совершено семь попыток покушений, и еще несколько странных аварий, похожих на покушения. Первую попытку предпринял 16 ноября 1931 года в центре Москвы бывший белогвардеец и секретный сотрудник английской разведки Огарев. Последней попыткой можно считать операцию немецкой разведки под названием «Большой прыжок», которая ставила целью убить на Тегеранской конференции в ноябре 1943 года всех членов «Большой тройки», включая Иосифа Сталина. Все попытки были предотвращены сотрудниками советских спецслужб.
6 ноября 1942 года в центре Москвы была предпринята попытка покушения на «вождя народов». Теракт совершил Савелий Тимофеевич Дмитриев, который перед этим дезертировал из 1-го зенитного полка противовоздушной обороны, расквартированного в столице. Дмитриев покинул часть с оружием — винтовкой с 45 патронами, к ней и двумя гранатами, которые он незадолго до этого купил у вышедших из окружения солдат.
Под видом патруля
Дмитриев оказался на «огневой позиции» около Лобного места на Красной площади примерно в 13 часов. Надо отметить, что выдержки ему было не занимать — он неоднократно проходил мимо военных патрулей и ничем не выдал себя. Уже на Лобном месте к нему подошел милиционер и спросил, что он тут делает.
— Воинский патруль. Направлен для усиления охраны Красной площади накануне праздничного ноябрьского парада, — отчеканил Дмитриев. И милиционер поверил. В конце концов многочисленные патрули, курсировавшие по площади, перестали его замечать. И зря.
Кавалькада правительственных лимузинов выехала из Спасских ворот Кремля в 14:55. Когда первый автомобиль поравнялся с Лобным местом, Дмитриев вскинул винтовку и несколько раз выстрелил в лобовое стекло машины. Покушавшийся был уверен, что в ней едет сам Сталин, но в салоне лимузина находился Анастас Микоян.
Попавший под обстрел шофер четко выполнил инструкции и ударил по газам, умчавшись с места обстрела по улице Куйбышева (ныне Ильинка). Зато из остальных машин кавалькады высыпали сотрудники правительственной охраны. Началась отчаянная перестрелка с засевшим на Лобном месте Дмитриевым. Кончилась она только тогда, когда офицер комендатуры Цыба, стоявший на посту у Спасских ворот, бросился к месту перестрелки и швырнул в «террориста» две противопехотные гранаты. Только после этого Савелий Дмитриев, получивший осколочные ранения, сдался чекистам.
Интересно, что в обстрелянной машине никто не пострадал, а самого Сталина в этом правительственном кортеже вообще не было. Он находился в рабочем кабинете в Кремле и прекрасно слышал, какой бой ведется на Красной площади.
В тюремном аду
Следующие шесть лет стали для Дмитриева настоящим адом. Чекисты понимали — или они выбьют из него показания, что он участник крупной антиправительственной террористической организации, или сами окажутся на его месте. Ни Сталин, ни Берия не простят им, что какой-то малограмотный террорист-одиночка обвел вокруг пальца весь громадный механизм правительственной охраны.
Практически до 1950 года к нему применяли допросы с высшей мерой устрашения. Это не мог бы выдержать ни один человек. Сломался и Дмитриев. Он назвал участников «антиправительственного заговора» — всех, с кем просто был знаком.
Как следует из архивных материалов «дела Дмитриева», «заговорщиками» стали шофер Мартын Л., автомеханик Евгений Ш., красноармеец Александр Л. и даже брат Савелия неграмотный пекарь Христофор. Понятно, что все они были арестованы и оказались в подвалах Лубянки. И не только те, кого оговорили, но и их знакомые, члены семей, просто случайные люди.
Однако, как это ни странно, в конце концов, следствие пришло к выводу, что в покушении отсутствовал заговор контрреволюционных организаций или спецслужб нацистской Германии‚ и что Дмитриев был человеком с нарушенной психикой. Тем не менее 25 августа 1950 года Савелий Дмитриев был приговорен к высшей мере наказания и в тот же день расстрелян.
Месть за унижения?
Интересно еще вот что. До сих пор нет единого мнения относительно причин, по которым Савелий Дмитриев решил убить Сталина. Сам он на допросах говорил, что начитался фашистских листовок, которые сбрасывались на Москву, и поддался вражеской агитации. Но вероятнее всего другое. Савелий Дмириев родился в Сибири и был сыном сельского священника. В годы гонений на Церковь Савелия заставили публично, через газету, отречься от собственного отца. Он отрекся, но унижения большевикам не простил. Его ненависть к режиму еще больше усилилась после того, как Савелия «обошли» наградой за боевые подвиги на фронте. Награды он лишился тоже из-за «темного пятна в анкете».
Именно после этого Савелий и задумал убить Сталина. Он вынашивал несколько планов покушения. Один из них, например, состоял в том, чтобы бросить гранату на трибуну Мавзолея во время очередного парада. Но от него Дмитриев отказался, понимая, что не сможет приблизиться к трибуне на расстояние броска. Еще один план состоял в том, чтобы расстрелять правительственные машины из зенитного пулемета, на котором он частенько подменял наводчика. План был реален, в зону обстрела попадала улица Горького, по которой двигались кавалькады лимузинов. Но, как сознался на допросе сам Савелий, он отказался от этого плана, так как могло быть большое количество жертв среди мирного населения, а террорист этого не хотел.
Тогда он решил стрелять «выборочно» и оказался на Лобном месте Красной площади. Так или иначе, но теперь уже никто никогда не узнает, что подвигло террориста на столь отчаянный и безнадежный поступок.