Пьер Паоло Пазолини
Пьер Пазолини | |
---|---|
ФИО | Пьер Паоло Пазолини |
Род деятельности | Режиссер, сценарист |
Дата рождения | 5 марта 1922 |
Место рождения | Болонья, Италия |
Национальность | Итальянец |
Дата смерти | 2 ноября 1975 (в 53 года) |
Место смерти | Остия, Италия |
Причина смерти | Убийство |
Итальянского режиссера Пьера Паоло Пазолини часто называют самым шокирующим мастером мирового кинематографа. И это действительно так. Причем творчество мастера мало
чем отличалось от его реальной жизни. Даже смерть режиссера стала шоком для публики — впрочем, как и все его фильмы.
Относительно самого себя Пазолини часто давал три определения — атеист, коммунист, гомосексуалист. Понятно, что одно не обязательно вытекало из другого. Главной же чертой его личности было отвращение к фальши и корыстолюбию буржуазного общества, и это отвращение он предельно ярко выражал в своих фильмах.
Нестандартный коммунист
Пьер Пазолини родился в буржуазной семье, причем по отцовской линии был довольно знатного происхождения, хотя мать будущего режиссера была простой крестьянкой. Может быть, поэтому его всегда тянуло к «простому народу», из которого он, кстати, подбирал себе и сексуальных партнеров.
Отец, видная фигура в местном отделении фашистской партии, в 1939 году позволил своему 17-летнему сыну поступить в Литературный колледж Болонского университета. Пьер не испытывал к режиму Муссолини ничего, кроме ненавистм, и после его падения с энтузиазмом примкнул к коммунистам. Но в партию не вписался и вылетел из ее рядов за совращение малолетних.
Тем временем шаг за шагом Пьер Пазолини завоевывал признание как поэт и писатель, а когда в мировом кинематографе набрал силу итальянский неореализм, подался в сценаристы. Его творения, многие из которых сегодня стали классикой, бичевали буржуазное общество и призывали к классовой борьбе, так что отношения с коммунистами постепенно приобрели характер доброжелательного сотрудничества.
Фильмы по его сценариям пользовались успехом. При участии Пазолини были созданы такие шедевры Феллини, как «Сладкая жизнь» и «Ночи Кабирии». В общем, несмотря на «непристойное поведение» (а может, и благодаря ему), Пазолини стал своим в мире кинобогемы, и, в конце концов, сам решил попробовать себя в качестве режиссера.
Фильм «Аккатоне» Пазолини снял по собственному роману, пригласив на главную роль своего любимого актера (и скорее всего, любовника) Франко Читти. Получился очередной шедевр неореализма, но с какой-то издевкой, поскольку главный герой, сутенер Аккатоне, даже пожелав исправиться, просто не может заниматься ничем иным, кроме своей малопочтенной «профессии». Его попытка переквалифицироваться в воры заканчивается гибелью в шальной погоне. Публика почесала головы в поисках морали, но уже на следующий год была озадачена новым киношедевром «РоГоПаГ», состоящим из корожометражек, снятых итальянцами Росселяини, Грегоретти, Пазолини и французом Годаром.
Скандал грянул неслабый. Больше всего досталось «Овечьему сыру» Пазолини. Главный герой — бедняк — участвует в съемках фильма о жизни Христа, играя одного из распятых с ним разбойников. Заметив, что он голоден, съемочная группа потехи ради закармливает его всем, что попадается под руку, и в результате он по-настоящему испускает дух на кресте при съемке сцены распятия.
Мораль очевидна: современные буржуа готовы помочь беднякам только ради собственной потехи и самоутверждения. Правда, католическая Италия первым делом увидела в фильме оскорбление Христа, и Пьер Пазолини был приговорен к условному тюремному сроку. Зато продюсеры оценили, что именно благодаря репутации скандалист Пазолини может отрабатывать вложенные в него деньги. И его фильмы пошли косяком — непохожие друг на друга, но в каждом случае дающие очередную пощечину общественному вкусу и морали.
Скандал за скандалом
Застолбив тему в «Овечьем сыре», Пьера Паоло Пазолини сам экранизировал жизнь Христа, сняв «Евангелие от Матфея». Мессия, по мнению критиков, выступал в нем в ипостаси революционера. На роль девы Марии Пазолини позвал собственную мать, видимо, желая лишний раз подчеркнуть — только простой народ может спасти мир, катящийся в пропасть.
Эта же мысль прозвучала и в «Теореме», где неизвестный гость (под каковым подразумевается нечистый), вторгнувшись в жизнь буржуазной семьи, совращает мать, дочь, отца, сына и служанку, у которых после его визита в разной форме «съезжает» крыша.
Непонятливым Пазолини объяснил: «Смысл фильма, грубо говоря, таков: представитель буржуазии, что бы он ни делал, всегда не прав… Все, что бы он ни сделал, каким бы искренним, глубоким и благородным это ни было, всегда сделано не так».
Шанс на духовное возрождение он оставлял только служанке Эмилии, которую сыграла Лаура Бетти — единственная женщина, которая стала его любовницей. Даже расставшись, они продолжали оставаться друзьями.
«Теорема» вышла на экраны в бурном 1968 году, когда Европу охватили молодежные волнения. Казалось, Пьер Пазолини должен был первым лезть на баррикады, а он взял и написал стихотворение «Компартия — молодежи», заявив, что симпатизирует стражам правопорядка, а не студентам, которые в марте 1968 года буянили в Римском университете.
Объяснение этому простое: ведь полицейские были выходцами из народа, а большинство студентов принадлежали как раз к буржуазии, и вся их революционность объяснялась стремлением вырвать у старшего поколения дополнительные материальные блага. Получалось, что левацкие лозунги были для бунтарей лишь маскировкой корыстных устремлений.
Поразительно, но Пазолини был прав: не случайно многие бунтари 1968 года позже довольно удачно вписались в истеблишмент современной Европы, ничем особо не уступая, а зачастую и превосходя тех, кого считали империалистами-реакционерами.
Но столь глубокий анализ многих либералов тогда просто травмировал, и Пазолини, как водится, досталось и от правых и от левых. Он ответил им «Свинарником» — фильмом с двумя параллельными сюжетами. В одном сын богатого промышленника испытывает противоестественное влечение к свиньям, которые его в конце концов, пожирают. В другом — живущий в пустыне каннибал, который сначала съедает своего отца, а потом питается всеми, кто попадется ему на зуб.
И снова скандал, шум, слава. Каждый новый фильм Пьера Пазолини углублял мрак и беспросветность, характерные для его творчества. Однако в начале 1970-х годов Пазолини неожиданно снимает вполне оптимистичную «Трилогию жизни», экранизируя такие классические произведения, как «Декамерон» Джованни Боккаччо, «Кентерберийские рассказы» Джеффри Чосера и сказки «Тысячи и одной ночи». Публика и критики решили, что Пазолини, так сказать, переродился, а он тем временем уже снимал «Трилогию смерти». И взял для начала самый скандальный роман Маркиза де Сада «120 дней Содома».
Действие фильма режиссер перенес из XVIII века в 1944 год, в фашистскую республику Сало, созданную на оккупированных немцами территориях Северной Италии. Весь фильм четверо извращенцев истязают на вилле юношей и девушек, демонстрируя широкий диапазон садистских и сексуальных извращений. Больше всего зрителей шокировала сцена поедания экскрементов, которые на самом деле были изготовлены из шоколада и мармелада.
В финале пленников зверски убивают: прижигают каленым железом, вырезают языки, выкалывают глаза, скальпируют, вешают.
Месть за «120 дней Содома»?
Поразительно, но своим последним фильмом Пазолини словно предсказал свою собсгвенную смерть. Его тело нашли утром 3 ноября 1975 года на пустыре портового города Остии близ Рима. Как показало вскрытие, убийство произошло накануне. У жертвы было переломано 10 ребер, раздавлено сердце, разбита челюсть, сломана левая рука и наполовину вырваны уши.
В тот же день полиция задержала за превышение скорости 17-летнего Джузеппе Пелози и, «пробив» номер машины, обнаружила, что этот автомобиль принадлежал Пьеру Пазолини. Припертый к стенке преступник объяснил свои мотивы предельно просто: «Он желал вступить со мной в сексуальные отношения, а я этого не хотел». Почему-то следствие не стало выяснять, каким образом юнец справился с еще довольно крепким мужчиной в расцвете сил.
Это вопрос стал краеугольным в многочисленных журналистских расследованиях. Завязался скандал. А вскоре в громком деле неожиданно появились братья-неофашисты Франко и Джузеппе Борсепино, а также некий неизвестный. Их появление косвенно свидетельствует о том, что неофашисты могли выслеживать режиссера, заранее готовя его убийство. А юнец Пелози был всего лишь наживкой. Заманив Пазолини на пустырь, они буквально растерзали его, а затем несколько раз переехали труп на автомобиле.
По одной из версий, причиной расправы стал фильм «120 дней Содома», возмутивший неофашистов. Однако, несмотря на доказательную базу, фактически убийство Пазолини так и осталось нераскрытым.