Геноцид в Руанде
Массовое уничтожение людей в Руанде весной 1994 года признано геноцидом, вторым по масштабам после Холокоста. Всего за сто дней боевики из народности хуту зверски истребили более миллиона людей из народа тутси.
Интересно, что созданный при ООН и широко разрекламированный Международный трибунал так и не выявил истинных организаторов геноцида в Руанде, да пожалуй, и не собирался этого делать. Трибунал признал виновными и приговорил к тюремным срокам лишь непосредственных участников войны — одного генерала, одного полковника и еще нескольких бывших чиновников правительства Руанды.
Разделяй и властвуй
Африканские народы хуту и тутси на территории современного государства Руанда жили вместе столетиями. Интересно, что ни те ни другие не являются коренными обитателями этой земли. Земледельцы хуту появились здесь в конце XV века. Сто лет спустя с севера перекочевали племена скотоводов тутси. Они сразу подчинили себе хуту, которые теперь, кроме земледелия, занимались и выпасом скота пришельцев. Тутси стали местной аристократией, их происхождение считалось более «благородным», и они занимали все главные
правящие посты.
После прихода европейских колонизаторов ситуация не изменилась. Руанда сначала являлась немецкой колоний, а после поражения Германии в Первой мировой войне ее передали под патронаж Бельгии. Однако ни немцы, ни бельгийцы не стали менять сложившийся порядок вещей.
Действуя согласно принципу «разделяй и властвуй», немцы, а потом и бельгийцы отдали всю полноту власти исключительно тутси. Только тутси назначались на любые административные посты, служили в колониальной армии и государственном аппарате. И это при том, что хуту составляли 75 процентов населения Руанды. «Хуту больше, но тутси выше» — так звучала фраза, определившая основное отличие между ними. 1 июля 1962 года Руанда официально стала независимым государством. И после первых же выборов власть, естественно, перешла к хуту. Ведь демократия — это правление большинства.
Укрепившись у власти, хуту решили отыграться за прошлые унижения. Но, сначала все выглядело не очень страшно. Представителей тутси лишь вытесняли из правительственного аппарата, увольняли из армии. К началу 1980-х людей народа тутси уже систематически убивали. Впрочем, в мире это мало кого интересовало. Убийства 20-30 человек не провоцировали всеобщей волны насилия и занимали свои десять строчек на пятой полосе какой-нибудь западноевропейской газеты.
Постепенно экстремисты из хуту решили, что им позволено все. В Руаиде были созданы многочисленные правительственные газеты и радиостанции, начавшие яростную кампанию против тутси. Сначала они просто рассказывали, что тутси — это люди второго сорта, с которыми нельзя даже разговаривать. Потом прямо стали говорить о том, что всех тутси надо уничтожить.
Тутси стали в массовом порядке покидать Руанду. К концу 1980-х годов число беженцев достигло 500 тысяч человек. Основная часть беженцев — тутси — осела в Уганде, где они образовали свою военно-политическую организацию Руандийский патриотический фронт (РПФ). Главной целью РПФ стало реформирование политического строя в Руанде и раздел власти между тутси и хуту.
Определенный компромисс при посредничестве ООН был достигнут в августе 1993 года. Предполагались создание в Руанде переходного коалиционного правительства, легализация оппозиционных партий, прекращение насилия на этнической почве. Но эти планы развеялись как дым.
Хроника гражданском войны в Руанде
Все началось 6 апреля 1994 года, когда самолет с президентом Руанды Жювеналем Хабиариманой был сбит ракетой «земля-воздух» при заходе на посадку. В убийстве президента хуту руандийские власти сразу обвинили РПФ и его лидера Поля Кагаме. Массовые убийства тутси начались уже в течение часа после трагедии в аэропорту. По всей стране на дорогах
были оперативно созданы заграждения, чтобы никто из будущих жертв не убежал в джунгли.
В самом начале погрома боевики хуту зверски убили десятерых бельгийских солдат из миротворческих сил ООН. В результате командование сразу отозвало всех миротворцев, и мандат миссии изменили. Имеющихся «голубых касок» хватило бы, чтобы прекратить геноцид в самом начале. Однако ООН решила не вмешиваться.
В течение одного-двух дней в уничтожение тутси включилась вся страна. Их убивали не только солдаты правительственной армии и боевики. Убивали соседи, коллеги. Смерть редко была мгновенной. Людям отрезали ноги, чтобы они не убежали, потом забивали до полусмерти и еще живыми сбрасывали в обрыв. Женщин насиловали и сбрасывали в кювет. Зачастую их насиловали известные в округе ВИЧ-инфицированные больные. Те, кому удалось спастись, через несколько лет умирали от СПИДа. Детей заставляли смотреть, как
убивают их родителей. На улицах повсюду валялись горы трупов.
После геноцида пришлось повсеместно и массово отстреливать домашних и бродячих собак, потому что те привыкли питаться только человеческим мясом. Тутси пытались скрыться
в помещениях и храмах католической церкви. Однако часто местные священники сообщали боевикам хуту, где искать сбежавших. В одной из церквей от убийц укрылись две тысячи человек. Тогда местный священник приказал снести церковь бульдозером. Фактически он убил свою паству в своей же церкви.
Узнав о геноциде, лидер РПФ Поль Кагаме приказал срочно ввести в Руанду армию тутси с территории Уганды. Началась гражданская война. Геноцид прекратился, только когда вся территория Руанды перешла под контроль военных формирований РПФ. Очередным президентом избрали Поля Кагаме.
Всего, по официальным подсчетам, за время резни в Руанде, было убито около миллиона человек. В некоторых городах было истреблено до 90 процентов жителей тутси, триста тысяч детей остались сиротами. При этом все население Руанды не превышало восьми миллионов.
Почему произошел геноцид в Руанде
После трагических событий многие политики и криминологи задались главным вопросом: кто же в действительности стал поджигателем страшной войны, и какие цели он преследовал. Известная британская журналистка Л. Мелверн считает, что вспыхнувший в апреле 1994 года конфликт в Руанде планировался заранее, детально и при непосредственном участии некоторых стран Запада. Откровенно преступным она считает поведение тогдашнего правительства Франции во главе с Франсуа Миттераном.
Л. Мелверн пишет о массовых поставках французского оружия боевикам хуту, о подготовке французскими специалистами боевиков в специальных лагерях. Кстати, именно во Франции укрылись и получили политическое убежище многие организаторы и участники геноцида.
Канадский профессор экономики Мишель Чоссудовски считает, что гражданская война в Руанде стала частью тщательно продуманного плана внешней политики Белого дома. Одна из главных целей американцев заключалась в том, чтобы получить неограниченный доступ к богатым руандийским залежам кобальта, необходимого для оборонной промышленности США. А также чтобы расширить сферу своего влияния в Центральной Африке и «отжать» этот регион у Франции. Для этого США стали поддерживать тутси и Руандийский патриотический фронт.
Поль Кагаме стал тем человеком, который должен был воплотить в жизнь задуманное США. До начала конфликта в Руанде генерал-майор Кагаме исполнял обязанности начальника разведки армии соседней Уганды. А после обучения в американском военном колледже возглавил РПФ, фактически являвшийся частью угандийской армии.
В свою очередь, французы уперлись и стали усиленно вооружать хуту. Мишель Чоссудовски приводит факты, доказывающие, что обе стороны противостояния в Руанде финансировались одними и теми же спонсорами — Международной ассоциацией развития (IDA), Фондом развития Африки (AFD), Европейским фондом развития (EDF) при непосредственной поддержке Всемирного банка.
Таким образом, гражданская война в Руанде стала следствием грязной борьбы за политическое влияние между Францией и США. Очевидно, что согласованные действия международного сообщества могли предотвратить резню. Вместо этого страны Запада стали активно поддерживать силы местных националистов, исходя из собственных корыстных интересов. Возможно при этом западные политики явно просчитались и не ожидали столь массовой резни мирного населения, которая навсегда вошла в историю под названием «Геноцид в Руанде». Но вины за миллион зверски убитых мирных граждан это с них не снимает.