Месть тюремщикам
Для нормального человека зона знакома только по фильмам. В них она показывается как сущий ад. На самом деле это не совсем так, но бывает. Мой собеседник честно признался, что люд на тюремной службе бывает разный: кто-то любит подубасить бесправных зэков почем зря, кто-то вымогательством зарабатывает на них себе квартиры с иномарками.
«Я молодым сотрудникам говорил, — рассказывает мой собеседник, — что во всем нужно знать меру. Не надо хапужничать, сколько ни унесешь — срыгнется; не надо кулаки распускать без повода — человек затаит злобу и будет думать о мести. Зэки, они такой народ — с очень обостренным чувством справедливости. Если они в чем-то виноваты, особенно сильно, а ты их накажешь, они воспринимают ситуацию адекватно, тем более многих и так мучает совесть за содеянное. Но если без причины унижаешь зэка,то он становится миной замедленного действия.
Разговаривал я на днях с бывшим прокурором по надзору за соблюдением законодательства в местах лишения свободы, так он мне рассказал про двух больших начальников, которых избили до полусмерти в Северо-Западном регионе. Еле их откачали в реанимации. Преступников, которые их избили, не нашли. Но всем, в том числе избитым, было понятно — это была месть. Эти два сотрудника отличались невероятной-жестокостью по отношению к спецконтингенту: били почем зря, натравливали «актив», вымогали деньги. Причем порою просто огромные суммы. Многие и многие затаили на них зло. Это я рассказал к вопросу о том, что беспредельничать не надо. Тем более сейчас большинство зэков сидит в том регионе, где они прописаны. Я и говорил молодым сотрудникам: вы думайте, прежде чем ударить человека. Он потом освободится и окажется в одном с вами городе. Прирежет потом тихонечко ночью, и всего делов».
Кстати говоря‚ такие вот избиения тюремщиков — совсем не редки. Они часто даже не обращаются в полицию, так как понимают, что у самих рыльце в пушку. А вот честных и справедливых трогают как раз редко. У меня вот, как у журналиста, есть достоверные сведения, что несколько раз в разные годы были избиты сотрудники следственного изолятора «Кресты» в Петербурге. Но никто из них заявление в полицию почему-то не понес.
Кстати, просто-таки ударом под дых для тюремщиков стала специализированная форма ФСИН, введенная несколько лет назад. Раньше они ходили кто в военном, кто в милицейском, — попробуй догадайся, что перед тобой тюремщик. А сейчас всем знающим людям понятно, вот он, дорогой гражданин начальник! Мой знакомый тюремщик в Петербурге ехал в метро в форме, так к нему подошли два хмурых мужчины и прямо сказали: «Ты давай осторожней…»
Нападения на тюремщиков вне работы
Впрочем‚ убийства сотрудников ФСИН случаются все-таки не так часто. И некоторые носят просто бытовой характер. Но не всегда. Приведу несколько примеров разного характера. В 2012 году мужчина проник в квартиру дома по улице Некрасова в Калининграде, где жил 45-летний сотрудник регионального УФСИН, и принесенным с собой топором нанес спящему хозяину квартиры несколько ударов по голове. Потерпевший скончался на месте. Затем обвиняемый похитил принадлежавшие потерпевшему охотничье ружье, патроны к нему‚ деньги и ювелирные изделия на общую сумму около 200 тысяч рублей, после чего скрылся с места преступления. Бытовуха? Месть? Кто знает. На суде преступник отмолчался.
В 2013 году два жителя Оренбургской области совершили жестокое убийство сотрудника регионального УФСИН Александра Пипко, подрабатывавшего частным извозом. Вещи пропавшего сотрудника ФСИН со следами крови были обнаружены в ходе оперативно-розыскных мероприятий недалеко от села Дедуровка в районе автодороги Оренбург-Илек. По подозрению в совершении этого преступления был задержан 21-летний житель поселка Краснохолм. Он показал место, где было спрятано тело погибшего, и сообщил про своего соучастника. Все они ранее сидевшие.
В 2010 году в Иркутской области сотрудника ФСИН России, 30-летнего начальника кинологического отделения исправительной колонии №8 Сергея Клешкова убили супруги. Следствие установило, что Клешков выехал из Саянска в Кимильтей к родителям‚ а по дороге взял попутчиков. «Девушка села на переднее сиденье, а ее муж — позади шофера. По пути 19-летний пассажир нанес несколько ударов ножом в шею водителя», — сказали в пресс-службе местного УВД.
Месть тюремщикам на воле
А теперь, что точно — месть. В 2004 году в одном глухом поселке было совершено убийство. Мужчина пригласил к себе в гости знакомого — сотрудника ФСИН, тому было около пятидесяти лет. Через несколько часов в гости в этот дом подтянулись два парня. Один к 25 годам имел уже пять судимостей, другой к 20 — три «ходки». Пили водку. Много. Между двумя бывшими зэками и фсиновцем разгорелся спор, как иначе в деревне? Устав спорить, старший из уголовников взял нож и нанес двадцать ранений тюремщику. Тот скончался.
В одном из городков Ленинградской области в 2001 году был задушен сотрудник местной тюрьмы. Убийцу так до сих пор и не нашли. Но коллеги убитого подозревают, что это была месть конкретному человеку. Потому как сотрудник этот весьма любил распустить руки.
В 2006 году прямо в служебном автомобиле по дороге на работу был расстрелян начальник СИЗО города Черкесска Хасан Джанаев. Он скончался в больнице. Трое человек расстреляли машину Джанаева и скрылись. Любопытно, что в то время в черкесском СИЗО находилось сразу несколько воров в законе. Кроме того, накануне своей смерти Джанаев устроил в изоляторе «шмон» — было найдено немало наркотиков, сотовых телефонов.
В Нижегородской области преступление против тюремщика было совершено в 2007 году. В поселке Бурепролом Тоншаевского района найден мертвым в собственном доме начальник отряда исправительной колонии 62/4 областного Управления ФСИН. Его застрелили из ружья. Коллеги начальника отряда заявляли о его редкой принципиальности. Что это значит на деле, не уточнялось.
Убийства сотрудников ФСИН — все-таки редкость. Однако избиений происходит несколько десятков в год.