Киану Ривз — полная биография
Содержание
Актера и миллионера Киану Ривза называют главным бомжом Голливуда. Он не ездит на лимузинах, не ходит с телохранителями, не зацикливается на славе, не цепляется за роли, какие бы сумасшедшие гонорары они за собой ни тянули. Потертые (временем, а не дизайнером) джинсы, свитер а-ля «Над костром пролетела снежинка» и убитые в хлам туристические ботинки — обычная его одежда. Гостиницы и мотели — привычный ему дом. Киану Ривз почти всегда один — слишком много потерь за спиной: ребенок, женщина, друг. Ударов под дых не наносила только работа: ее он и любит до самозабвения, находя выход чувствам которым нет выхода в жизни.
Какая роль волной взметнула Киану Ривза на голливудский Олимп? Известное дело — крутого хакера Нео из фантастического фильма «Матрица» братьев Вачовски. Но вот курьез: в росшкной жизни Киану Ривз компьютера не имеет и с какой стороны подходить к нему — не знает. Письма он предпочитает писать на пишущей машинке и посылать обыкновенной почтой. А если нужна какая-нибудь информация в Интернете, «продвинутый программист» просит поискать ее кого-то из знакомых.
«Братья Вачовски долго смеялись. Они говорили мне: «Вот это и называется актерская игра — представить, что ты хакер, даже если не знаешь, что такое компьютер».
И таких парадоксов вокруг актера — тьма-тьмущая. Самое известное его фото знаете? Сидит Киану Ривз на ободранной скамейке в занюханном сквере, жует бутерброд, у ног — картонный стаканчик с кофе из ближайшей забегаловки. Ну точно — бомж бомжом. Свои миллионные гонорары Киану ценит лишь за то, что может тратить их не на себя, а на других: одарить дюжиной «харлеев» каскадеров, с которыми ему было комфортно работать, купить любимой сестре коллекцию платьев «Версаче» — оптом, не торгуясь, или арендовать остров, чтобы мама с подружками отпраздновала там день рождения.
Но поступаться ради этих миллионов принципами Киану не согласен, а они таковы: сниматься лишь в тех фильмах, которые дают новую возможность для самовыражения. А потому успех картины с его участием — вовсе не гарантия, что Ривз согласится участвовать в съемках сиквела и приквела. Именно так, например, вышло с боевиком «Скорость». Помните этот сюжет? Террорист установил в рейсовом автобусе радиоуправляемую бомбу, которая взорвется, если скорость автобуса упадет ниже 50 миль в час (около 80 км/час). В итоге машина на шоссе превращается в скоростную бомбу с заложниками, которая не может остановиться. Но Киану Ривз — доблестный сотрудник спецслужб — проникает внутрь на полном ходу и всех спасает.
Несмотря на банальный замысел, боевик получился очень добротный: схлопотал пару «Оскаров» и попал в список Американского киноинститута как один из «100 самых захватывающих фильмов» Понятно, что зрители с продюсерами жаждали продолжения. Однако Ривз уперся — и ни в какую. Даже 14-миллионный гонорар (на 4 миллиона больше,
чем в первой «Скорости») не стал для него аргументом: ни за какие деньги Ривз не желал участвовать в заведомой лаже.
«Сценарий — дерьмо, все происходит на круизном лайнере. Ну какая, к черту, скорость у круизного лайнера? Если бы я согласился, то из той воды уже никогда бы не вынырнул!»
Музыка и театр Киана Ривза
Положив на 14 «лимонов», он сел в концертный автобус и уехал в американскую провинцию — потому что сколотил самодеятельную группу Подвиг и жаждал слабатъ на бас-гитаре на каком-нибудь фестивале.
«Мы плохо играем, но наши песни веселые — типа «ножками потопали, ручками похлопапи. В Милуоки мы выступали на «Металлфесте». Кого там только не было! От хард-рок-ансамблей до игроков так называемого «сатанинского рока». Но мы-то были фолк-бандом. Мы просто не должны были там оказаться. В нас швыряли банками и орали, чтобы
мы «уе…вали, отсосав у всех». А меня смех разбирал. Я сказал гитаристу: «Нука, вжарь нашу!» А все вокруг продолжали орать. И мы начали: «Я родился в пустыне, тра-ла, ла-ла-ла…»
Если музыка его слабость, то театр — его страсть. Он готов и играть там за за символическую сумму, а то и вообще даром, если речь идет о любой постановке Шекспира. Так было, например, через год после успеха «Скорости». Уже ставший знаменитым и очень востребованным, Киану Ривз воспользовался окном между съемками двух фильмов и вместо отдыха рванул в Канаду, в Виннипег, чтобы исполнить на театральных подмостках роль Гамлета. Режиссер был «за», а вот труппа, состоящая из театральных зубров, встретила голливудскую звезду прохладно и настороженно. Но несомненный талант Ривза и его одержимость классикой английской драматургии сделали свое — вскоре коллектив уже считал его своим.
«Обожаю Шекспира… Это особый язык, в который погружаешься целиком — им дышишь, думаешь, чувствуешь. Это что-то очень мощное, что увлекает, захватывает и завораживает одновременно. И все это в звуках, в обыкновенных гласных и согласных».
Виннипегская постановка произвела фурор, Гамлет Ривза потряс критиков. Потому ли, что Ривз проник в роль так глубоко — или он сам, как Гамлет, соткан из двойственности и противоречий? Ведь во всех фильмах он представал перед публикой всяким — мужественным и женственным, решительным и сомневающимся, сосредоточенным и валяющим дурака, образцом блистательного интеллекта и наивным деревенским дурачком.
Сам Киану считает «Гамлета» «необыкновенно красивой и очень опасной пьесой». «Когда британский актер Дэниел Дэй-Лыоис работал над этой ролью, то не выдержал, потому что его стали преследовать тягостные воспоминания об умершем отце, — и отказался от участия в постановке. То есть даже в великих актерах «Гамлет» будит бури эмоций. И я точно так же поддался дьявольскому обаянию пьесы. Я вдруг ощупал, как во мне поднимается гнев на мать, гнев, о существовании которого я никогда не подозревал… Наверное, это потому, что я вырос без отца».
Простота Киана Ривза
Чем еще выделяется в голливудской тусовке Киану Ривз? Он никогда не «включает звезду», не устраивает безобразных выходок в стиле «вас много, а я один», не капризничает на съемочной площадке, не страдает голливудским нарциссизмом. Свои деньги он не вкладывает в недвижимость, как Мила Йовович, в ресгораны, как Шварценеггер, или ночные клубы, как Джонни Депп.
«Деньги — последнее, о чем я думаю. Я и так могу прожить пару сотен лет на то, что уже заработал раньше». Он тратит их на чужое удовольствие, получая таким образом — свое. Откуда такая мудрая бескорыстность в простом канадском пареньке без образования? Уж наверное, не от матери, ветреной стриптизерши. И не от папы — наркодилера. Уроки мудрости преподносила Киану сама жизнь — и были они жестокими.
Ветер вот с такими яйцами
Его появление на свет — результат случайностей, характерных для 60-х годов прошлого века. Это был период, кота толпы хипующей молодежи ринулись с запада на восток. Протестуя против буржуазных ценностей, дети-цветы носили текстиль, курили траву и спали с кем попало. Именно такой необременительный мятеж занес английскую девушку Патрицию в столицу Ливана Бейрут — город в ту пору весьма комфортный и толерантный.
Патриция свой текстиль не надевала, а снимала: она была труженицей шеста в ночном клубе — в перерывах между опытами с мягкими наркотиками и совместными медитациями с друзьями, которых Патриция меняла чаще, чем фенечки на кистях лодыжки.
От одного из них, полугавайца-полукитайца Сэмюэля Ривза, представляющегося геологом, девушка и залетела. С перепугу пара даже зачем-то поженилась. Через семь месяцев после свадьбы родился мальчик, которого папаша наделил экзотическим именем Киану. Знатоки гавайского утверждают, что у этого имени два перевода, одни другого краше: либо
«прохладный ветер, дующий с вершины холма», либо «парень с вот такущими яйцами».
Собственно, это было все, что Сэмюэль Ривз мог ребенку дать. Патриция могла дать еще меньше: «Я не мать, я просто смотрю со стороны, как дети растут», — любила повторять она. Пара, однако, родила еще одного ребенка, девочку Ким, после чего разбежалась. Отцу семейства был дан приказ — на родимые Гавайи (Сэмюэль оказался не геологом, а банальным драгдилером), а ей — в другую сторону, на американский континент.
Там Патриция продолжила выходить замуж и рожать детей (в целом у Киану три сестры), но ни один брак не задался. На школьные каникулы Киану с Ким ездили к бабушке на Гавайи, где иногда встречали и блудного отца. Общение шло плохо. Вот одно из воспоминаний Киану: «Мне было 13 лет, мы были с отцом на острове Кауай. Помню, что он говорил что-то о звездах, о том, как тесен мир, что он похож на ящик. Я же таращился на небо и не мог понять, о чем он толкует».
Подростковый его период прошел в Торонто, где Патриция, вообразив себя дизайнером, открыла магазин авторской одежды. Прямо через дорогу находилась музыкальная студия, где Элис Купер записывал свой альбом. Разбитная Патриция собирала в своем доме всю местную богему, Купер заметил юного Риану: «Помню, ему нравилась громкая музыка, но
интересно, 0 чем думали его родители, оставляя ребенка на попечение группы Элиса Купера?!»
«Гостями дома были кинорежиссеры, актеры, рок-музыканты, — вспоминает сам Киану. — Шумные вечеринки продолжались далеко за полночь. С одной стороны, все было классно,
вокруг тебя столько людей, и все звезды. Шутка ли — познакомиться с самим Элисом Купером. Но все же никому не было до меня никакого дела».
Он рос замкнутым мальчиком, друзей не имел и самым близким человеком считал сестру Ким, на два года младше его. Как все канадские мальчишки, увлекался хоккеем, стоял на воротах как стена, однако о профессиональной карьере и думать было нечего, из клуба «Торонто Мейпл Лифз» его отчислили с характеристикой — «слишком мягок на площадке».
С учебой в школе дело обстояло совсем хреново: у Киану, как и у Ким, была диснексия — буквы не складывались в слоги, а слоги — в слова, внимание рассеивалось, и он не понимал смысла текста. А вот память была просто отличной, в итоге он успевал только по одному предмету — латыни.
Первые роли Киану Ривза
Со школой Киану с грехом пополам расквитался в 16 лет и тут же ушел из дома в самостоятельную жизнь. Поселился в подвале у Бренды Дэвис, школьной подружки, зарабатывал тем, что точил коньки на одной из хоккейных площадок. Другую статью его доходов составила работа в итальянском ресторанчике, где Киану в день варил по 50 кило спагетти. А еще он стриг деревья — и все это, чтобы иметь возможность параллельно учиться в театральном школе.
Его первое появление на экране отнюдь не было триумфальным: это был рекламный ролик кока-колы. Но экзотическая красота Киану Ривза не могла остаться незамеченной, сразу же последовали приглашения в два местных телесериала. А там и кино подгребло, причем роль понятная — хоккеиста в фильме «Молодая кровь». Вот где сгодилось юношеское увлечение.
Однако Киану решил не тратить силы на покорение канадских киношных Олимпов — он ставил себе цели повыше. Распродав нехитрые пожитки, он сел в свой раздолбанный «вольво» и направился в Голливуд. В кармане лежали скопленные непосильным трудом 3 тысячи долларов — Киану был пасынком одному из многочисленных отчимов, бывшему мужу Патриции режиссеру Полу Аарону.
Дальше — некоторый пробел. Одни источники утверждают, что Аарон помог бывшему пасынку и снабдил его хорошим агентом, пробившим пареньку первые роли. Другие — что он разразился бессердечным хохотом и послал Киану прочь, поэтому Ривз проник в Голливуд другим путем — через гомосексуальную тусовку. Благо подобное лобби на фабрике грез
мощнейшее, а красота Киану в юности имела женственный оттенок.
Приверженцы последней версии тычут на некоторые дебютные роли Киану с явственным гомоэротическим подтекстом. Как, например, роль мальчика волка в пьесе «Оборотень», которую Ривз блистательно исполнил еще на канадской сцене. Режиссер спектакля Джон Палмер, желая потрафить публике, в кульминационных эпизодах выпускал Киану на сцену в одних лишь полупрозрачных белых трусиках, заставляя двигать бедрами.
«Представьте, перед вами на сцене этакое воплощение невинности, кроме того, настолько симпатичное, что вы едва ли когда-нибудь встречали нечто подобное, да еще в белых трусиках, которые мы для усиления эффекта пропитали маслом. О чем еще можно мечтать за 10 баксов?» — цинично объяснял бурный успех пьесы сам режиссер.
Еще говорят, что в Голливуде Киану покровительствовал сам Дэвид Гэффин, один из хозяев концерна «Уорнер Бразерс», и открытый гомосексуалист. Именно ему якобы Киану обязан тем, что получил главную роль в комедии «Невероятные приключения Билли и Тэда».
Так вот, если честно, как досталась эта роль Киану — наплевать. Главное, что сыграл он ее так здорово, что в одночасье превратился в кумира американских тинейджеров конца 80-х годов. Персонажам фильма подражали, копировали их манеру общаться, одежду, культурологи и все искусствоведы написали не одну научную работу, пытаясь разгадать секрет популярности фильма. В итоге истерия вокруг фильма достала Ривза настолько, что он в сердцах сказал в одном интервью: «Меня много лет преследовал навязчивый страж, что когда я умру, на могиле будет надпись: здесь лежит актер, который играл в фильме про Билла Тэда».
Однако факт остается фактом: именно после этой картины роли на Ривза пошли косяком. Режиссеры, приглашающие его в свои картины, становились все маститей: Бернардо Бертолуччи, Фрэнсис Форд Коппола, Гас Ван Сент…
Сам Киану всегда был выше того, чтобы подтверждать или опровергать какие-либо слухи вокруг своего имени. Он не высокомерен, просто не желает играть в голливудские игры и идти на поводу у желтой прессы. О личной жизни актер никогда не распространяется. Ну а когда речь идет о творчестве, так ему вообще наплевать, какой оттенок — гомо или гетеросексуальный — будут выискивать в его действиях критики. Если роль заманчивая, а сценарий — талантливый, он — на съемочной площадке.
Именно поэтому Киану Ривз согласился на еще одну роль с весьма сомнительным (с точки зрения моралистов) оттенком — роль уличного мальчика-проститутки в фильме «Мой собственный штат Айдахо». Хотя режиссер Ван Сент больших денег не обещал. В фильме Киану играл на пару со своим лучшим (потому что единственным) другом Ривером Фениксом. Зрители, зацикленные на теме мужеложества, тут же закричали: ну вот, смотрите, мы же говорили они геи оба: гетеросексуалам так правдиво никогда не сыграть. Зрители, не имевшие шор на глазах и пунктика в мозгах, сделали другой вывод: Ривз, как и Ривер, актеры высочайшего класса.
Я выл как собака
В 1994 году на Гавайях повязали с поличным — кило героина — папашу Самюэля. Приговор: 10 лет тюрьмы. «Мы с ним чужие люди!» — говорил Киану возбудившейся прессе, а втихаря несколько раз встретился с отцом в тюрьме, оплатил ему адвокатов, и они помогли клиенту покинуть «места не столь отдаленные» не через десять лет‚ а через два года.
Тихарился Киану не от прессы, на которую ему как всегда было положить с прибором, а от мамы Патриции, которая категорически была против любых контактов сына с нерадивым папашей. Киану маму старается не огорчать. Он вообще удивительно нежен со своими родственниками. Но тот же год нанес удар и похлеще.
Прямо в разгар съемок «Скорости» Киану узнал, что его единственный друг погиб. И опять речь шла о наркотиках — обычное дело, передоз. Говорят, одурманенный Феникс упал прямо перед клубом, принадлежащим Джонни Деппу, оттуда и увезла его неотложка, уже мертвым и без ботинок — кто-то успел снять. Эта потеря чуть не свела Ривза с ума. «Я выл как собака. Пытался глушить этот кошмар наркотиками — не помогло. Наоборот, я все время помнил о том, что именно они сгубили Ривера. Его смерть стала предупреждением для меня. С тех пор я никогда не прикасался к наркотикам. Нюхая кокаин, мы с ним не убегали от повседневности, просто развлекались. И вот чем все закончилось. Ривер был очень близок мне по духу. Такой же вольный ветер. Но я тупой, а он был настоящим философом с ни на что не похожими идеями».
Однако жизнь продолжилась, предложения от режиссеров сыпались горохом. Киану выбирал те, которые давали возможность максимально уйти от жизненных реалий в другую, полностью условную киношную реальность. Именно благодаря этому братья Вачовски, написавшие сценарий антиутопии, построенной на модных, навеянных глобальным увлечением Интернетом, квазифилософских теориях, нашли себе главного героя.
«Нам нужен был маньяк, — вспоминают авторы сегодня. — Только полный безумец согласился бы на четыре месяца непрерывных тренировок и на год съемок в таком же режиме. Взглянув в глаза Киану, мы поняли: это и есть наш маньяк».
«Матрица» вышла на экраны в 1999 году и разом превратила Киану Ривза из просто известного актера в мегазвезду, причислив его к сонму голливудских небожителей, чьи запросы по гонорарам уже не обсуждаются. Фантастический фильм моментально стал культовым, положив начало комиксам, компьютерным играм, аниме и целой Нео-истерии.
Хотя мнение критики о фильме было сдержанным, выстроенная Вачовски антиутопия очень сильно повлияла на масс-купьтуру, а имя компьютерного гения Нео, которого сыграл Ривз, стало нарицательным.
В том же году Киану узнал, что будет отцом. Пресса приписывали ему романы со всеми звездными партнершами и не подозревала, что Киану уже год как встречается с Дженнифер Сайм, скромной ассистенткой режиссера Дэвида Линча. Оба держали свою связь в тайне и оба понимали, что все серьезно — их будущий ребенок, девочка, был желанным. Они уже
и имя придумали: Ава. Но за неделю до родов врач перестал слышать биение сердца ребенка. УЗИ показало, что девочка умерла в утробе матери, причиной смерти стал тромб в пуповине.
«В тот день Дженнифер позвонила мне в Лондон и так рыдала, что я почти ничего не смог разобрать. Я понял только — что-то случилось с Авой. Купил билеты и срочно вылетел в Лос-
Анджелес. Оказалось, наш ребенок погиб. Было решено искусственно стимулировать роды. Я был там и все видел своими глазами».
Эта трагедия так подействовала на обоих, что они решили расстаться. Через год, в ночь на 3 апреля 2001 года, Дженнифер врезалась на джипе в припаркованные авто‚ протаранив сразу три из них. При ударе ее выкинуло из машины — она погибла мгновенно. Что это было: несчастный случай или самоубийство? Ответа нет, а вот факт имеется: в крови Дженнифер обнаружили большую дозу кокаина. Как оказалось, девушка приняла его, находясь в гостях у Мэрилина Мэнсона.
Ривз похоронил ее рядом с могилой дочери и, не зная, куда выплеснуть обуревающие его эмоции, снял пронзительный ролик 0 том, что в машине надо пристегивать ремни. А что он еще мог сделать? Говорят, он до сих пор общается с матерью Дженнифер и помогает ей судиться с Мэрилином Мэнсоном, которого та обвиняет в преднамеренном убийстве дочери.
А еще через несколько лет любимая сестра Ким, самый родной ему человек, оказалась при смерти — лейкемии. Киану перевез ее на Гавайи, купил там ей дом, ночевал и дневал у ее постели, отказался от всех ролей, возил ее в лучшие клиники Швейцарии. И случилось чудо — болезнь отступила. Все удары судьбы актер снес достойно. Ушедшим замены не искал — поэтому и сегодня у него нет ни друга, ни любимой женщины, ни ребенка. Среди изменений — дом наконец купил. Хотя сам долго не понимал — зачем, потому что десятилетиями селился в гостиницах и чувствовал себя там комфортно.
«Сначала было очень странно. Я просыпался в незнакомом месте и спрашивал себя: «Что я здесь делаю? Мне надо что-то приготовить? А я умею готовить?» В общем, сначала я очень хотел из дома обратно в гостиницу. А потом мне понравилось. Это круто — приходить к себе домой, совершенно волшебное чувство. Готовят, правда, в основном мои друзья. У нас так: они готовят, а я мою посуду».
Экзамен «Матрицы» выдержал
Как же Киану проводит вечера? Молча. Телевизор он не смотрит, в Сети, как уже было сказано, не зависает. Обычно читает присланные сценарии и пьет бордо — на вина Ривз денег не жалеет. На вина — и на мотоциклы. Он одержим ими с юности, хотя это именно мотоциклы изуродовали ему живот огромным шрамом (зрители могли наблюдать его в фильме «Адвокат дьявола», где Ривз обошелся без грима), а череп — пластиной. Под шрамом на животе — зашитая селезенка. Киану гнал тогда, как любил, с выключенными фарами и врезался в гору.
Мотоциклов у Ривза три, самый ценный — Norton Combat Commando 1974 года выпуска. «Харлеев» нет, зато он подарил их целую дюжину 12 каскадерам, которые помогали ему при съемках продолжения «Матрицы» в Австралии.
Это были воистину жестокие съемки, потому что Вачовски задумали экшен в кубе, экшен экшенов. Эпизод протяженностью в 5 минут содержал более 500 движений и требовал от Киану Ривза и двенадцати каскадеров девяти недель кропотливых тренировок. После каждого занятя Киану приходил в себя в ванне со льдом. Опухшие суставы, жуткие кровоподтеки, измученные мышцы.
Продолжения, однако, не получили такого признания, как первая «Матрица». Но Ривза это не печалит: «Это был невероятный опыт! Получить роль в таком грандиозном фильме, как «Матрица», — лучший подарок, какой только можно сделать актеру. Это важная часть не только моей карьеры, но и моей жизни, и я никогда не устану говорить о «Матрице». Мы снимали эти фильмы пять лет, за это время я мог бы окончить школу, чего так и не сделал подростком. Но теперь мне это уже и не нужно — я выдержал экзамен «Матрицы»!
В течение всей карьеры он с равным энтузиазмом играл как в масштабных блокбастерах, так и в низкобюджетных независимых фильмах. И мечтает продолжать в том же духе: «Мне по душе такой баланс сил». На свою популярность Киану смотрит философски: «Я совершенно искренне считаю, что если кто-то сыграл в двух-трех известных картина»: и стал знаменитым актером, это не причина считать, что он лучше других».
На вопрос, беспокоит ли его то, что киноиндустрия предпочитает молодость, а он все меньше этому требованию соответствует, Ривз отвечает: «Я смотрю на это по-другому. Я гляжу на Макбета и думаю — подхожу уже на роль? Не слишком ли я молодо выгляжу? Вот что я действительно хотел бы сыграть».
Не хочет ли он попробовать себя в качестве режиссера? «В последнее время меня часто об этом спрашивают. У меня пока нет такой истории, которую я бы хотел всем рассказать.
Мне как режиссеру нечего сказать человечеству».
Знает ли он, что большинство зрителей и критиков находит Киану Ривза очень загадочным? «То же самое могу сказать и я — они все такие загадочные!»
Последняя на данный момент роль Киану Ривза, в кино, это фильм «Между двумя папоротниками» 2019 года. У актера большие планы, и уже запланированы съемки на «Матрицу-4», которые должны состояться в 2021 году.