Смоленский душитель Владимир Викторович Стороженко
Содержание
В 1978 году в Смоленске одна за одной пропадали женщины: всех их находили немногим позже задушенными и изнасилованными. Да, конечно, время это не было благополучным: во многих союзных республиках уже были свои маньяки, а уже совсем скоро СССР содрогнулся от кровавых убийств Чикатило. Но никто не мог поверить, что серийный убийца может появиться в таком тихом и благополучном городке, как Смоленск. Впоследствии маньяк даже получил кличку Смоленский душитель. Кто же это был на самом деле?
Владимир Стороженко: первые убийства
Первой, кого убил Владимир Викторович Стороженко, оказалась молодая женщина по имени Наталья. За неделю до своей смерти она вышла замуж и поселилась вместе со своим мужем в коммуналке в самом центре города. Однажды вечером она вышла в магазин за хлебом в булочную в соседнем подъезде, но домой уже не вернулась. Милиция не поспешила броситься на поиски сразу.
Спустя несколько дней пропала старшеклассница — но и тогда милиция не стала искать пропавших женщин с особым рвением. В течение нескольких дней пропала еще одна девушка — и тогда стало понятно: в городе появился маньяк.
Как серийный убийца чуть не довел Смоленск до банкротства
Вскоре после заявлений о пропаже женщин, люди начали находить и их трупы. Маньяк при этом не особо скрывался и душил женщин буквально в двух шагах от центра, прямо в кустах около аллей. Но действовал он быстро и четко: сначала слегка придушивал жертву, насиловал, потом душил до конца и забирал все ценные вещи.
Смоленск — город маленький, поэтому и слухи поползли быстро. В итоге женщины отказывались ходить на местное градообразующее предприятие, Смоленский авиационный завод, в то время выпускавший самолеты ЯК-42. Из-за такой своеобразной забастовки завод стал работать только в дневную смену и власти забили тревогу: игнорировать существование серийного убийцы больше было невозможно.
Сверху прибыло распоряжение: найти маньяка как можно быстрее. Подписан приказ был самим Брежневым, поэтому вместе с бумагой, из Москвы в Смоленск командировали и следователя по особо важным делам Иссу Костоева, который через несколько лет после описываемых событий поймал и Чикатило.
Однако у московского следователя совсем не складывались отношения с коллегами в Смоленске, из-за чего в поиске маньяка было допущено много ошибок, которые чуть не стоили десятка жизней.
Сколько невинных осудили вместо Владимира Стороженко
Новый труп обнаружили спустя месяц после прибытия «важняка» в город, но вместе с ним нашлись и свидетели. Убитую незадолго до смерти видели на окраине Смоленска, а свидетель даже сообразил записать номер автомобиля, который медленно следовал за девушкой. Владельца машины установили очень быстро: им оказался местный прокурор, который, по подозрению следствия, вместе со своим коллегой из ГАИ убивал девушек.
Версия с прокурором-убийцей понравилась всем, но не совсем вязалась с реальностью. Вскоре был обнаружен новый труп, и снова свидетель, который утверждал, что видел совсем другого человека рядом с местом преступления. Ситуация осложнялась тем, что в этот раз жертва была не просто задушена, а еще и исколота шилом. Обвиняемого, на которого указала случайная свидетельница, взяли в оборот, а того прокурора отпустили. Под давлением, новый обвиняемый быстро сознался во всех убийствах и его даже успели приговорить к девяти годам заключения.
Однако, несмотря на то, что предполагаемого маньяка взяли под стражу, и даже уже успели отчитаться об этом перед столичным начальством, убийства продолжились! И теперь в Смоленск отправили целую опергруппу, которая под руководством Иссы Костоева отчаянно искала маньяка. Смоленских же сыщиков вовсе отстранили от расследования — и оно действительно пошло в гору, хотя не обошлось и без обычного везения.
Как ловили Смоленского душителя
Тут надо признаться, что следователю из Москвы повезло буквально в первый же месяц после начала собственного расследования: одна жертва выжила и смогла дать точные показания. Женщина возвращалась ночью домой с работы по лесополосе и напоролась на Душителя. Ее спасло лишь то, что когда Надежда (так звали выжившую) потеряла сознание, серийный убийца решил, что она уже умерла. Пострадавшая запомнила блатные (означавшие, что человек уже сидел) татуировки маньяка: у него на груди были набиты тату ангел и барс.
Надежда сразу добропорядочно отправилась в милицию и там рассказала обо всех своих приключениях, после чего опергруппа из Москвы начала прорабатывать всех местных уголовников. Были просмотрены тысячи анкет, и в конце концов оперативники вышли на бывшего заключенного Владимира Стороженко. По случайному совпадению, Стороженко как раз работал осведомителем у смоленских милиционеров. Он даже «помогал» свидетельскими показаниями, которые, конечно, вели не туда. Тем не менее, его считали весьма ценным кадром, который полностью исправился после отсидки и очень помогал следствию по многим делам.
И именно смоленские милиционеры помогли ему когда-то найти работу, которая и дала ему такой большой географический простор для убийств: он работал на автобазе водителем и не привлекал внимания в каком-то конкретном районе.
Следствие и казнь смоленского маньяка
Следствие было шокирующим — даже бывалые оперативники не могли сдержать отвращения. Изначально Стороженко был уверен, что его никогда не поймают, потому что в этом ему помогала вся его семья. Его прикованная к кровати мать прятала под собой слитки золота, в которые убийца переплавил все снятые с жертв украшения. А брат Смоленского душителя был в курсе «увлечения» Владимира и самолично помогал переплавлять всё награбленное.
Кстати, сам Владимир Стороженко долго не сознавался в своей причастности к преступлениям, а вот его младший брат, которому тогда едва исполнилось 18, рассказал обо всем, что знал, а также сознался в еще готовящихся злодеяниях. Так, братья Стороженко планировали напасть на несколько государственных предприятий в дни зарплаты, и младший указал на тайник, в котором уже были припасены взрывчатка и оружие.
В итоге Владимир понял, что его младший брат рассказал уже всё, и сознался в 12 убийствах. Следователи считают, что на самом деле жертв было гораздо больше. Но хватило и этого — Владимира Стороженко приговорили к высшей мере наказания, а его брат отсидел в общей сложности 18 лет, так как пытался сбежать из тюрьмы.
Смоленский душитель был признан полностью вменяемым: он не боялся быть пойманным, потому что плотно сотрудничал с органами.
Милицейский след в деле Владимира Стороженко
Стоит заметить, что многое в самом расследовании по делу Смоленского душителя остается не просто странным и непонятным, а находящимся за гранью понимания и здравого смыла вообще.
- Как и почему обвинили прокурора?
- Почему милиционеры упорно игнорировали показания из лаборатории (оттуда присылали бумагу о том, что у убийцы под ногтями были частицы кожаного руля, а значит, он работает водителем)?
- Почему маньяк никогда не «клевал» на подсадных уток, хотя их выпускали не один раз?
- Почему у одного из милиционеров, который должен был охранять одну из таких уток, сдали нервы — и он рассекретил всю операцию буквально за минуту до нападения?
Обо всем этом остается только догадываться.