Маньяк Станислав Роголев: Агент 000 латвийской милиции
Содержание
В начале восьмидесятых Латвию потрясла волна кровавых убийств и изнасилований, о подробностях которых выжившие, но пуритански воспитанные жертвы молчали. Каждая женщина была в опасности, пока на свободе находился он: Станислав Роголев — Рижский Чикатило, или латвийский Агент 000.
Станислав Роголев
Родился Станислав Иванович Роголев в Рижском уезде в 1941 году и был настоящим ребенком войны. Его отец, Ян, погиб на войне, поэтому мать, латышка Киликия, воспитывала сына одна.
О раннем и, бесспорно, тяжелом детстве Станислава известно мало. Зато установлено, что сразу после армии он попал в тюрьму за изнасилование. Да, еще до начала своей маньяческой деятельности Агент 000, как его прозвали оперативники, успел отсидеть четырежды — и всегда за изнасилование. Станет ли понятным, почему он отличился такими поступками еще в самом начале своей взрослой жизни? Да. Но, к сожалению, слишком поздно.
После же выхода из колонии Станислав Роголев стал милицейским осведомителем, так как уже в тюрьме начал сотрудничать с администрацией и «стучать» на сокамерников.
Начало «карьеры» Рижского Чикатило
Роголев был не самым удачливым убийцей — несколько раз его жертвам удалось сбежать. Так и произошло с первой девушкой, которую он решился убить.
Семнадцатилетняя Юдите торопилась домой поздно вечером: девушка задержалась в гостях. Она сразу заметила мужчину, который, вроде бы, преследовал ее, но возвращаться назад не решилась. И очень зря, как выяснилось позже: уже через несколько минут Роголев настиг ее, затащил в ближайшую подворотню и изнасиловал. А когда всё закончилось, Юдите увидела нож в руках насильника и поняла, что теперь он собирается ее убить. Девушка решилась на блеф: сказала Роголеву, что ей понравилось, и предложила прогуляться до ее дачи, чтобы продолжить начатое. Пострадавшая знала, что на даче ее ждут подруга с братом, которые в итоге и спугнули незадачливого убийцу.
Юдите рассказала лишь тем, кто ждал ее на даче, что произошло по дороге. В милицию они решили не обращаться: девушке было стыдно и не хотелось вспоминать эту грязь. Кто знает: заяви она в полицию — маньяка бы поймали раньше, и жертв бы не было?
Пока Юдите зализывала раны, Роголев снова пытался убивать — и на следующий раз вновь с задачей не справился. Вечером 8 ноября 1980 года он увидел на улице женщину и обратился к ней на латышском языке. Собеседница не ответила и принялась жестикулировать, но Роголева было уже не остановить: он дважды ударил ее ножом в бок, порицая за невежество, и скрылся. Откуда латвийскому Агенту 000 было знать, что эта женщина — глухонемая от рождения? К счастью, пострадавшая выжила и заявила в милицию. Но никаких последствий это почему-то не принесло.
А маньяк тем временем снова и снова пытался лишить кого-то жизни: на его счету было уже более пяти изнасилований с попыткой убийства, но жертвы всегда сбегали. До одного момента.
Станислав Роголев: первая смерть
Иногда Роголев насиловал в паре с Алдисом Сваре. С ним он и совершил первое убийство. В ночь на 1 января 1981 года подельники затащили в лес даму, с которой отмечали праздник, изнасиловали ее там и убили. Этого убийства Роголеву хватило на три месяца: до марта 1981 года он совсем не насиловал и не убивал — но не смог удержаться, когда познакомился с романтичной представительницей богемы.
Вместе с новой знакомой он отправился к ней домой, в поселок Торнякалнс. Пара выпивала, но потом Агент 000 потерял над собой контроль и изнасиловал, а затем задушил женщину. На тот момент он еще боялся уголовного преследования, поэтому решил замести следы: попытался инсценировать самоубийство жертвы. И оперативники поверили — то ли потому, что лишний раз перепроверять и разбираться никому не хотелось, то ли по той же причине, по которой «прощали» Станиславу Ивановичу и все его дальнейшие злодеяния.
Так или иначе, но затаившись до апреля, Рижский Чикатило снова вышел на охоту через месяц — и тогда уже ни в чем себе не отказывал: за год он изнасилует еще 15 женщин, 9 из которых убьет.
Провальная операция по поимке латвийского Агента 000
Вообще сначала оперативники долго не могли установить серийный характер убийств и изнасилований, так как действовал Роголев в разных концах страны. Ситуация осложнялась еще и тем, что не все изнасилованные и оставшиеся в живых хотели обращаться в органы — им было стыдно, ведь в «СССР секса не было».
Но статистику раскрываемости нужно было поддерживать, поэтому стали задерживать всех подряд. Одного из арестованных по делу Агента 000 даже приговорили к смертной казни. Мужчину спасло лишь то, что от вынесения приговора до его исполнения по закону должно было пройти не меньше трех лет, таким образом власти перестраховывались от убийства невиновного — и не зря.
Когда же стало понятно, что в Латвии появился маньяк, началась оперативная операция. Но началась она, скорее всего, лишь потому, что Роголеву в очередной раз не повезло с убийством: мало того, что он снова не добил жертву, так она еще и оказалась майором милиции. Женщина хорошо запомнила черты преступника и фоторобот был разослан во все концы Латвийской ССР.
В те времена у каждого оперативника было от одного до семи осведомителей — таких же «стукачей», как и сам Роголев. Так его и опознали: получивший ориентировку полевой работник милиции понял, что на фотороботе изображен именно его информатор, Станислав Иванович Роголев, — и «сдал» его: «ведь лучше стучать, чем перестукиваться». По адресу, где жил преступник, моментально была отправлена оперативная группа.
Задержание и казнь Станислава Роголева
Поймали латвийского Агента 000 быстро. И хотя он сам как-то почувствовал, что за ним скоро придут, и попытался скрыться, всё же оперативники быстро его догнали, хоть для этого и пришлось пару раз выстрелить.
На допросах и следственных экспериментах Рижский Чикатило вел себя открыто, рассказывал о том, как убивал, показывал места захоронений жертв. Тогда же психиатры узнали и о причинах, побуждавших Роголева на убийства: и в армии, и в колонии его тоже насиловали, что оставило ужасный отпечаток на его психике и послужило ответом на вопрос о его дальнейшем поведении.
Полноценным мужчиной он стать уже не мог и получал наслаждение только тогда, когда брал женщин силой. Иногда во время совершения преступлений сам он не мог возбудиться, поэтому использовал для изнасилований подручные вещи — потрясенные криминалисты слушали про ножки табуреток, бутылки и даже консервные банки. Многие из выживших жертв не обращались в милицию именно потому, что даже думать о том, как он их мучил, было унизительно. В ход шли не только разные предметы, но и извращенные методы: Агент 000 заставлял потерпевших делать то, что показывают далеко не во всех фильмах. При этом, несмотря на перверсию, он пытался вести нормальный образ жизни: во-первых, у него была сожительница, которая вовсе не подозревала о такой стороне личности Роголева, а во-вторых, он оставался исправным осведомителем милиции. По одной из версий, задержание состоялось так поздно только потому, что Станислав Иванович был отличным «стукачом» и службы не хотели лишаться столь ценного работника.
И всё же латвийского Агента 000 приговорили к смертной казни. По рассказам очевидцев, после объявления приговора он вел себя апатично, но оживился, увидев в аэропорту красивую девушку, когда его этапировали к месту казни. Роголев сказал конвоирам, что если бы у него была возможность, он бы изнасиловал и убил и ее тоже, а потом добросовестно вернулся бы на смертную казнь.
Преступника расстреляли в тот же день — 19 июня 1984 года.