Криминальный авторитет Вадим Федячкин
Содержание
Один из лидеров Саранской ОПГ «Светотехстрой» Вадим Федячкин, в 2016 году был осужден на 9 лет лишения свободы за убийство лучшего друга Дмитрия Бритова. Поводом к убийству послужили нелицеприятные слова, которыми обозвал Бритов уголовного авторитета. Такое оскорбление рецидивист Федячкин простить не мог, так как в местах лишения свободы за такие высказывания необходимо было отвечать. Несмотря на то, что дело происходило на свободе во время встречи друзей, авторитет забил своего друга до смерти.
Впрочем, смерть наступила через месяц — все это время Дмитрий Бритов пробыл в коме, а затем скончался в результате отека головного мозга и тупой закрытой травмы головы. Переживавший всю эту историю Вадим Федячкин сам явился в милицию с повинной и рассказал без утайки о всем, что было в тот роковой день. А затем и вовсе расчувствовался и поведал оперативникам о своей жизни в рядах ОПГ «Светотехстрой».
Вадим Федячкин
Отец Вадима Федячкина был офицером, поэтому сын решил пойти по его стопам. Сперва записался в секцию бокса, укрепляя свои боевые навыки. Уже будучи старшеклассником, он явился в военкомат, чтобы отдать документы для поступления в Суворовское училище. Но на входе в здание его оттолкнул модно одетый сверстник, впоследствии оказавшийся сыном большой городской «шишки». Естественно, что боксер не дал себя в обиду, и затеял драку с задирой. В итоге вместо Суворовского училища, Федячкин оказался в Ленинском РОВД. Какая либо военная карьера сразу же была перечеркнута.
Во времена лихих 90-х, Вадим Федячкин был участником преступной группировки «Светотехстрой». В это же время он занимался боксом в школе, располагавшейся в центральной части Саранска. Тренер отлично поставил будущему авторитету удары руками. Во время поединков, а также в дальнейшем драк в тюрьмах, Федячкин «выбил» казанки на правой руке, отчего в случае необходимости всегда бил внутренней частью ладони.
Большую известность Вадим Федячкин приобрел в рождественскую ночь 1995 года, когда явился в первом часу ночи вместе с подельником в саранский ресторан «Эсмеральда». Здесь проводили время криминальный авторитет Сергей Финаев и владелец заведения. Федячкин, целью которого было напугать авторитета, начал стрелять из пистолета. В итоге Финаев получил ранение в руку, а владелец ресторана серьезно ранен. Совершив преступление, Федячкин с товарищем скрылись.
Помимо милиции, стрелков искали и соратники Финаева. Но ни те ни другие так и не смогли найти Федячкина той ночью. Оказалось, что он залег на «дно» в Москве. Впрочем, через некоторое время его выследили силовики, и задержали, этапировав в Саранск. По пути Федячкин сумел расстегнуть наручники и сбежал с фирменного поезда Москва — Саранск. Когда его в очередной раз поймали, то 26 сентября 1997 года Верховный суд РМ признал его виновным сразу по нескольким статьям, включая «Покушение на убийство» и «Умышленное нанесение тяжких телесных повреждений». В итоге «стрелок» «заработал» 8 лет неволи с конфискацией имущества. Но уже летом 2002-го года, согласно постановлению Тамбовского облсуда, получил условно-досрочное освобождение и вернулся в Саранск.
Рэкетир
Вадим Федячкин состоял в бригаде, которая вымогала крупные суммы денег у сотрудников фирмы, занимающейся поставкой дорогостоящего оборудования для ядерного центра в Сарове. Вместе с ним в ОПГ на правах лидеров были бывший заместитель начальника следствия местного УВД Сергей Березин и оперуполномоченный отделения уголовного розыска этого же УВД Владислав Беляков. И лишь одно уголовное дело в отношении рэкетиров дошло до суда.
Их жертвами стали заместитель генерального директора фирмы «Саров-НИКС» Игорь Острецов и его супруга Светлана Сорокина. Потерпевших заманили в Темников, где в доме другого криминального авторитета по прозвищу Зима (член ОПГ «Светотехстрой» Александр Земсков) предложили бескорыстно расстаться с имеющимися у них автомашинами «Рено» и «Хендай», пригрозив огнестрельным оружием. Очередной наезд вымогателей касался передачи им автоэвакуатора, принадлежащего Острецову, и оцененного почти в миллион рублей. После этого супруги все же осмелились обратиться в правоохранительные органы. В феврале 2009 года Темниковский райсуд приговорил Вадима Федячкина к 8,5 годам заключения, Беляков получил 7 лет 2 месяца, Березин — 2,5 года. Правда, затем Верховный суд РМ снизил меру наказания для Федячкина до 4,5 лет.
Наказание за это преступление он отбывал в Дубравлаге. Когда до освобождения оставалось два дня, неожиданно на зону явились силовики из Мордовии, которые предъявили Федячкину новые обвинения — в причастности к гибели члена ОПГ «Светотехстрой» Олега Чигрина в 2003 году. Кроме того, Федячкина заподозрили и в причастности к убийству в Нижнем Новгороде саранского криминального авторитета Виталия Шиндяпина и его охранника Седова. Киллеры были тогда одеты в женские платья. Таким образом Вадим Федячкин вместо свободы оказался в камере Торбеевского СИЗО.
Из интервью авторитета
Именно в Торбеевском изоляторе, Федячкин дал интервью журналистам. Приводим выдержку его слов:
— О том, что на самом деле произошло в «Эсмеральде», люди, которым это положено знать, знают прекрасно. А остальным знать ничего и не нужно… Помню, во время допроса оказался в одном кабинете с богато одетым коммерсантом, который тоже в чем-то подозревался. Так вот, этот незнакомый человек, чтобы меня спасти, разбил свои дорогие золотые очки и протянул осколки: «Режь!» И я изрезал себе все тело и руки. Видите? (Задирает рубашку — все тело Федячкина в шрамах.) Меня, истекающего кровью, сразу отправили в больницу. Так я избежал пыток, которых мог просто не выдержать!
А помню, один раз я подрался в камере и потом почти полтора года просидел в одиночке. Чтобы не было одиноко, мокрицу прикормил, крысу приручил… Кого я действительно уважаю, так это начальника Мордовского УБОП Игоря Панкратова — во время беседы со мной он вел своего рода психологический поединок, безо всяких там запрещенных приемов. Это было что-то вроде шахматной партии…
— Кто вас ждет на свободе?
— «У меня есть маленький сын-школьник и жена. Я очень их люблю. Я столько лет сижу на нарах, а эта женщина меня до сих пор не бросила! За это я ей очень благодарен!
— Вас называют одним из главарей «Светотехстроя»…
— Обвинение считает меня лидером группировки, у которого под командованием 50 и более «бойцов… Хотя при чем тут вообще этот Светотехстрой? Я жил возле Ленинского РОВД, учился в школах № 14 и № 16. Название это приклеилось, наверное, потому, что мы на стадионе «Светотехника» в футбол частенько играли… Так ведь там и сотрудники уголовного розыска тоже мяч гоняли… Самое интересное, что меня еще пытаются «привязать» к Сергею Денискину, которого сейчас милиция объявила в розыск. Да, я знал этого человека — в молодости, было дело, мы с ним в футбол играли. Вот и все! Знаете, я всегда и везде старался особняком держаться…
Уже после этой беседы — летом 2011 года — Лямбирский райсуд приговорил Вадима Федячкина к 7 годам тюрьмы. Как установил суд, этот всегда державшийся особняком авторитет вместе с подельниками — Барченковым, Шариповым и Шичкиным — избил «провинившегося» Олега Чигрина по голове гаечными ключами. Затем сообщники закопали труп в лесополосе, в заранее подготовленной яме. Впоследствии они решили извлечь тело, чтобы сжечь дотла. Однако не смогли, несмотря на все старания, найти место «захоронения».
В итоге служители Фемиды признали Федячкина виновным только в умышленном причинении Олегу Чигрину «тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни, группой лиц по предварительному сговору». Как особо было отмечено в вынесенном вердикте, «суд не может без сомнения утверждать, что смерть Чигрина наступила в результате причинения тяжкого вреда здоровью; суд не исключает наступление смерти в результате какого-либо заболевания».
С учетом предыдущих сроков окончательно Вадиму Федячкину «выписали» тогда 9 лет «строгача». Но уже с 2014-го он снова пребывал на свободе.
Убийство за оскорбление
Несмотря на криминальный образ жизни, у Федячкина был лучший друг, не связанный с криминальным миром — Дмитрий Бритов. Нименно к нему часто заходил авторитет для дружеских посиделок. Так случилось и 7 августа 2015 года, когда Вадим Федячкин, купив бутылку водки пришел к лучшему другу. Распивая спиртное между друзьями произошла ссора, во время которой Бритов назвал авторитета «ган..он (резиновое изделие номер 2) штопанный». Такие слова не могли пройти мимо ушей рецидивиста. За такое на зоне убивали. Вот он и решил проучить друга, и сев напротив него на корточки, 3 раза ударил того в левую часть головы. От ударов у Бритова образовался синяк под глазом и потемнело ухо, из носа пошла кровь. Федячкин ушел от Бритова.
В следующий раз он пришел к другу через несколько дней, 11 августа, и обнаружил того лежащим на полу.
— Его состояние было мне непонятным! — скажет потом Федячкин в беседе со следователем.
Опешивший авторитет положил хозяина на диван. А затем, поразмыслив, помог добраться до стоявшего у дома автомобиля. После чего отвез друга в Большеберезниковскую деревню Марьяновку, где проживала его мать, чтобы тот пришел в себя от чрезмерного, как полагал Вадим, злоупотребления спиртным.
Но свежий деревенский воздух не пошел на пользу. Дмитрию становилось только хуже, постоянно тошнило. Он спал на диване. Тогда Федячкин 13 августа отвез Бритова в Республиканскую клиническую больницу № 3. 14 сентября он узнал, что друг скончался в результате черепно-мозговой травмы.
17 сентября Ленинский райсуд удовлетворил ходатайство следователя о заключении подозреваемого под стражу до 16 ноября. Хотя сам Федячкин вместе с адвокатом предлагали избрать в качестве меры пресечения домашний арест.
Суд над Вадимом Федячкиным состоялся 25 января 2016 года. Когда ему предоставили последнее слово, он сказал:
— Мне трудно говорить, тем более что в зале находятся репортеры. Смысл такой, что у каждой жизни свой итог… Сегодня 25 января — Татьянин день. Маму моего погибшего друга зовут Татьяна. И мою маму тоже. Поэтому это самый тяжелый день в моей жизни. К Димке я всегда с добром относился, в деревню его сам отвез, то есть с самого начала вел себя как человек, а не как преступник. Хотя, спасая в итоге его честь, я подставлял свою семью. Как человек, отсидевший немало лет, я мог бы хитрить, сопротивляться, крутиться как уж на сковородке, чтобы избежать срока… Так плохо мне никогда еще не было, я очень сильно переживаю. Хотя непонятно, почему при таких обстоятельствах прокурор обещал мне дать не менее 10 лет? — Федячкин на несколько секунд задумывается, а потом продолжает: — Ваша честь, не могу собраться мыслями, в голове бардак. Перед Дмитрием, когда он был еще живым, я извинился, и он принял мои извинения…
— А его сын до сих пор спрашивает, что случилось с папой! — не выдерживают родственники Бритова.
— Еще раз прошу у вас прощения, — заключает Федячкин, прижимая в отчаянии руки к сердцу — Простите меня, пожалуйста, если сможете! Если честно, лучше бы не я, а Дмитрий ударил меня до смерти, ведь мне все равно жить осталось недолго. Я страдаю гепатитом, и из-за этой болезни в неволе мои дни наверняка будут сочтены. Так пусть бы лучше Дмитрий, как более здоровый человек, как мой лучший друг детства, убил бы меня и в итоге прожил бы намного дольше!».
Судья приговорил уголовного авторитета к 9 годам заключения, с отбыванием наказания в колонии особого режима. Также подсудимого обязали выплатить родным Дмитрия Бритова 1 миллион рублей.