Колония поселение Десногорска
В настоящее время в колонии поселении города Десногорска, имеющей официальное название — колония-поселение №5 по Смоленской области, отбывают наказание бывшие работники судов и правоохранительных органов и осужденные-женщины. В регионе это единственное учреждение, где содержат представительниц женского пола. Все заключенные совершили свои преступления по неосторожности, поэтому здесь невозможно встретить матерых рецидивистов. А учитывая и контингент арестантов, воровские законы в колонии поселении Десногорска никогда не будут в почете. Это чуждое понятие для находящихся на поселении преступников.
А ведь еще в девяностые годы на территории пятой колонии Смоленской области произошел серьезный инцидент. В те годы здесь отбывали наказание более тысячи заключенных, не имеющих отношения к бывшим сотрудникам правоохранительных органов. Но все также были осуждены за преступления, совершенные по неосторожности. Сроки были не большие, поэтому после суда, зеки и попадали в колонию-поселение Десногорска. Работали они не только на территории тюрьмы, которая больше напоминает рабочие общежития, но и в местных школах, детских садах и других городских учреждениях. Основная масса заключенных была занята на стройке АЭС, для чего в принципе в закрытый город Десногорск и направляли осужденных «неосторожников». Именно их силами и строилась атомная электрическая станция на берегу Десногорского водохранилища.
И в такое место, где казалось бы нет блатной власти, был направлен Тульский вор в законе Симакин Вадим Викторович. 20 марта 1986 года он был осужден в Санкт-Петербурге на 10 лет сразу по двум статьям — кража и разбой. Отбыв в колонии строгого режима 6 лет, он был этапирован в другую колонию, но в процессе этапа «заезжал» на различные пересыльные пункты. И вероятно по ошибке был доставлен вместо пересылочного пункта в колонию Десногорска.
Попав в необычную для себя среду, уголовный авторитет с первых же дней отказался выходить на какую-либо работу, чем развязал конфликт с администрацией колонии-поселения. Как говорит источник, опыта работы с уголовными авторитетами у сотрудников не было, поэтому вор был переведен в ШИЗО. Из изолятора он пытался навязывать свои условия сотрудникам колонии, но никто не шел на поводу авторитета. Даже заключенные были чужды всей блатной романтики. Таким образом Вадим Симакин не нашел ни у кого поддержки. Несколько стычек с другими заключенными дали понять законнику, что он здесь как одинокий волк, и стать смотрящим за поселением, как в тюрьме строгого режима, у него не получится.
Зато у матерого рецидивиста появился шанс на побег. Как известно, колонии поселения не славятся своей охраной. В некоторых учреждениях ее и вовсе нет. Поэтому спланировать план побега из колонии Десногорска у опытного вора не составило труда. 24 августа 1992 года Симакин совершил побег, не дожидаясь пока его этапируют в сибирскую зону. Дальнейшая судьба беглеца осталась неизвестной даже для силовых структур.
Колония поселение Десногорска сегодня
Сейчас на поселении находится в общей сложности 150 осужденных, так как основная масса была переведена в другие учреждения после завершения строительства АЭС. А потом и вовсе колония стала специализироваться на отбытие здесь наказания бывшими силовками, совершивших преступление по неосторожности. Помимо них в Десногорской колонии поселении содержатся и женщины-преступницы, их всего восемь человек. Каждый день заключенные выходят на работу, поэтому днем на территории колонии тихо, и встречаются только те осужденные, которые заняты на уборке территории.
Что интересно, столовой в колонии Десногорска нет, арестанты сами готовят себе пищу из продуктов, которые купят, или которые шлют им родственники и друзья. Живут заключенные в бараке, больше напоминающим общежитие — коридор с комнатами на четыре, либо пять человек. Прибывшие сюда из закрытых колоний, живут в отдельном здании.
Стоит отметить, что много заключенных после отбытия срока остаются в Десногорске и заводят семьи, работают в городе.