Вор в законе Эмзар Джапаридзе — Кватия
Знакомые с этим человеком люди из мира крупного криминала дают ему противоречивые характеристики, в совокупности складывающиеся в весьма интересный и, можно сказать, кинематографичный, типаж. Рано начавший воровскую жизнь и на собственном опыте познавший, что такое лишение свободы, Эмзар Джапаридзе неоднократно становился инициатором конфликтов и даже серьезных драк между ворами «высшего ранга». Но при этом его знают как глубоко верующего человека, способного обсуждать высокие религиозные вопросы, и вообще сторонника справедливости во всех делах.
Эмзар Джапаридзе
Эмзар Аронович Джапаридзе — уроженец грузинской столицы Тбилиси. Родился 2 мая 1962 года. Как и подобает настоящему «вору в законе», в его биографии нет ни высшего образования, ни армейской службы. В семнадцатилетнем возрасте (в 1979 году) его уже задержали в грузинском городе Местиа по статье о краже. Но, видимо, правосудие сделало скидку на несовершеннолетний возраст вора, и в тот раз ему не пришлось отправляться в колонию.
Впрочем, этот случай не стал для молодого Джапаридзе предостережением — он продолжил «карьеру» вора, и по всё той же статье 150 (2 часть) Уголовного Кодекса Грузинской ССР (статья о совершении кражи) Эмзар получил свой первый реальный срок. Это произошло в 1982 году — 14 июля тбилисский суд осудил двадцатилетнего Эмзара Джампаридзе на 5 лет лишения свободы.
Отбывая этот срок, он был «коронован» как «вор в законе», и почти сразу же после этого и сам стал принимать участие в «коронационных церемониях». В криминальных кругах принято давать людям, ставшим «законниками», какие-либо запоминающиеся прозвища, воровские клички. Нередко их дают в честь городов, уроженцами которых являются эти люди, но Эмзар Джапаридзе получил куда более интересное «погоняло» — Кватия. В переводе с грузинского языка это слово означает «утка». Прозвище прижилось — и по сей день Эмзара называют так и в воровском сообществе, и в прессе.
В 1983 году, 1 августа, состоялся второй суд — по кражам, дела по которым расследовались, когда Джапаридзе уже отбывал наказание. Новых найденных следствием улик хватило на семь лет лишения свободы, которые добавились к ранее оговоренным пяти.
На свободу Эмзар Джапаридзе вышел только в начале девяностых годов — уже довольно известным и влиятельным вором. Его жизнь стала происходить между Москвой, Тбилиси и другими городами и государствами — он поддерживал много знакомств в воровском мире, ездил на «сходки», «короновал» молодых воров.
Задержание в Киеве
Интересно, что Кватия не был осужден ни разу после распада Советского Союза. Его несколько раз задерживали, но отпускали, не доведя историю до суда. Так, в январе 1997 года правоохранительные органы «накрыли» воровское собрание в Самаре в одной из тамошних гостиниц — и Джапаридзе был в числе многочисленных задержанных. 22 сентября 2006 года он также был задержан на московской воровской «сходке».
Наиболее существенные неприятности ему принесло задержание в Украине. 26 октября 2009 года в Киеве украинские правоохранители задержали Эмзара Джапаридзе и еще одного «вора в законе» грузинского происхождения — Гайоза Кварцхелию. В тот вечер эти два «законника» отдыхали вполне законопослушно и даже культурно — сначала посетили концерт грузинского народного ансамбля, а затем направились в ресторан.
Но к обоим задержанным у представителей правопорядка нашелся ряд вопросов. Кварцхелия (известный под криминальным прозвищем Лапша) на момент задержания вообще уже три года числился в международном розыске, а в Грузии его поджидало заочно вынесенное решение суда, согласно которого вор должен был сесть за решетку в случае его поимки и экстрадиции в Грузию. Собственно, так и произошло.
А вот Кватия не пребывал в розыске и даже не нарушал правила пребывания в стране для иностранцев — его, по сути, задержали просто «за компанию» с давно разыскиваемым Кварцхелией. И это задержание могло бы остаться лишь небольшим недоразумением, но у Джапаридзе с собой были наркотики (относительно немного, 1 грамм вещества), и их нашли при досмотре. Это грозило уголовным делом, но до суда не дошло — вероятно, количество найденного драга не тянуло на статью о наркоторговле, только на дозу для личного употребления, и прецедент был замят.
Конфликт с Таро Ониани
Тариэл Ониани (Таро) — очень влиятельный «законник», который при жизни Деда Хасана имел смелость противостоять ему, а после его смерти — притязать на то, чтобы считаться фигурой номер один в криминальном мире.
Изначально Кватия был на стороне Таро Ониани. Однако у них произошел конфликт, который привел к тому, что, когда в 2009 году некоторые воры (в основном, из числа «хасановских») подписались под «прогоном» (воровским документом, означающим коллективно принятое решение) против Тариэла Ониани, Эмзар Джапаридзе поставил под ним свою подпись. В «прогоне» шла речь о том, чтобы все воры больше не считали Таро вором, и при встрече могли поступить с ним соответственно (фактически, это означало возможность физической расправы).
У Кватии и его друга, вора Лаши Шушанашвили, был и личный конфликт с Тариэлом Ониани. По слухам, именно Кватия и Лаша подставили Таро под знакомство с какими-то ненадежными людьми. За это Таро пригласил обоих поговорить к себе домой, где после разговора оба вора оказались избиты лично Таро и Мерабом Сухумским.
Конечно, после всех этих событий Эмзар Джапаридзе счел за лучшее перейти к группировке Аслана Усояна. Но вскоре Дед Хасан оказался убит, а вот Тариэл Ониани получил длительный срок в колонии строгого режима и из-за этого тоже отошел от дел. Но срок отсидки Таро истек, и можно предположить, что в нынешней ситуации отсутствия одного яркого лидера в воровском сообществе? Ониани постарается занять этот «трон» и, несомненно, отомстить тем, кто подписывал тот самый «прогон» десять лет назад — а в числе тех 38 воров есть и Кватия.
На сегодняшний день Эмзар Джапаридзе находится на свободе. Он присутствовал и даже был кем-то вроде ведущего на «сходках» в Греции в 2017 и 2018 годах. А во время спецоперации «Кавказская Нормандия» в 2018 году был арестован его ближайший соратник Лаша Шушанашвили, но сам Кватия оказался чист перед французским законом, и его не судили и не депортировали.