Теодор Казински — Унабомбер
Операция по выявлению террориста Теодора Казинского, прозванного Унабомбером, была одним из самых дорогостоящих мероприятий ФБР.
На его поимку были брошены лучшие агенты полиции и спецслужб. За информацию о неуловимом террористе была обещана награда в миллион долларов. Но в конечном счете выследил и разоблачил преступника его
родной брат.
Теодор Качинский
Теодор Качинский (по другим данным — Казински), родился 22 мая 1942 года в Чикаго, в семье польских эмигрантов. Первые полгода жизни мальчик провел в полной изоляции в больнице — у него обнаружили редкий вид аллергической крапивницы. До полного излечения он еще не раз помногу месяцев лежал в больнице и, по словам матери «вернулся домой здоровым, но стал неотзывчивым и замкнутым». Неотзывчив — значит, равнодушен к близким, к их бедам и радостям, черств душой. Зато в школе Тед учился с таким опережением сверстников, что это удивляло и родителей, и учителей. В пятом классе его IQ равнялся 167, и после пятого класса мальчика сразу перевели в седьмой.
Теодор Качинский рос очень замкнутым, боялся людей, и мать водила его в кружок детей-аутистов, чтобы помочь освоиться в социуме. Главным увлечением Теда была математика, он был буквально одержим ею. В 1958 году 16-летний вундеркинд Тед Казински был принят в Гарвардский университет, который окончил в 1962 году и поступил в Мичиганский университет, по окончании которого получил степень доктора математических наук.
Казински три года преподавал в Мичигане, а потом перебрался в город Беркли (штат Калифорния), где в 25 лет получил должность старшего преподавателя Калифорнийского университета. Но через два года он уволился, и с 1971-го жил в городе Линкольне, на природе в хижине, осваивал навыки выживания в дикой природе в одиночку. Де-факто Казински жил за счет родителей, которые купили ему земельный участок для его хижины, а позже, сами того не ведая, финансировали все его теракты.
В Линкольне Теодор Казински жил словно Робинзон на необитаемом острове — сам добывал валежник для очага, охотился, чтобы не умереть с голоду. Соседи считали его безобидным чудаком, который никогда не здоровался ни с кем при встрече и от которого очень дурно пахло давно не мытым человеческим телом. Но идиллию жизни на природе нарушало наступление технического прогресса — все ближе и ближе к хижине Казинского подступали стройки промышленных и жилых объектов.
Поначалу он совершал мелкие диверсии, но окончательно вывело его из равновесия то, что в 1983 году одно из его самых любимых диких мест было разорено и там построили дорогу. «Это было тем моментом, — признавался позже Казински, — когда я решил, что вместо того, чтобы пытаться приобрести дальнейшие дикие навыки, я буду работать над тем, чтобы отомстить системе». Он выбрал насильственные методы как единственный способ сломать техно-индустриальную систему государства.
Унабомбер
В конце мая 1978 года Теодор Казински подбросил свою первую самодельную бомбу на автостоянку Иллинойского университета в Чикаго, замаскировав ее под почтовую посылку, якобы забытую профессором Бакпи Кристом. Когда профессору вернули его посылку, он сразу обратил внимание на то, что адрес написан не его почерком, и обратился в полицию. Полицейский, который попытался вскрыть посылку, при взрыве был ранен в руку — бомба, которую изготовил Казински, была еще небольшой силы.
Спустя год в Северо-Западном университете взорвалась еще одна бомба, присланная в виде посылки Теодором Казинским. В том же году чуть не взорвалась его бомба в грузовом отсеке «Боинга-727», летевшего рейсом из Чикаго в Вашингтон. Экипаж самолета и пассажиры выжили чудом: самодельная бомба, прежде чем взорваться, начала дымиться, и пилот успел произвести вынужденную посадку. Как считают эксперты, будь бомба исправной, в живых бы никого не осталось.
После покушения на теракт в «Боинге-727» делом почтового террориста занялось ФБР. В 1979 году была создана спецгруппа из сотрудников полиции и ФБР. Операция получила кодовое название «Унабомбер». Главный агент ФБР Джон Дуглас составил психологический портрет террориста, описав его как человека с интеллектом выше среднего, имеющего связи с университетами, владеющего академической степенью. За помощь в поимке Унабомбера была объявлена награда в один миллион долларов. Но вскоре следствие зашло в тупик.
Тем временем Теодор Качинский поднаторел в изготовлении бомб. В 1985 году на автостоянке взрывом самодельной бомбы был убит калифорнийский владелец компьютерного магазина Хью Скраттон. Спустя два года жертвой Унабомбера стал владелец компьютерного магазина из Солт-Лейк-Сити (штат Юта). Затем наступило затишье.
Казински напомнил о себе в 1993 году, когда отправил почтовой посылкой бомбу профессору информатики Дэвиду Джелернтеру из Йельского университета. Профессор был тяжело ранен, но выжил. Одновременно посылку с бомбой получил профессор-генетик Чарльз Эпстайн в Сан-Франциско. Ему тоже повезло, остался жив, только потерял несколько пальцев.
А Унабомбер разошелся не на шутку: позвонил брату профессора Эпстайна и предупредил, что тот — следующий. В 1994 году в Северном Колдуэпле взрывом почтовой бомбы был убит крупный менеджер Томас Моссер. В 1995 году в Сакраменто жертвой Унабомбера стал Гилберт Мюррей, лоббирующий интересы ассоциации лесоводства штата Калифорния.
Основываясь на заключениях криминалистов, Унабомберу приписывали 16 взрывов, вследствие которых было убито три человека и 23 получили ранения различной тяжести. Унабомбер, оставляя в бомбах ложные подсказки, вынуждал следствие идти по ложному пути. Он наслаждался своей неуловимостью и безнаказанностью. С 1995 года Унабомбер стал
рассылать письма в СМИ, требуя, чтобы его сочинение «Индустриальное общество и его будущее» было напечатано без сокращений в крупном периодическом издании. Якобы только тогда он прекратит серию терактов.
Манифест бомжа-террориста
Министерство юстиции США в целях безопасности рекомендовало опубликовать это сочинение, и в сентябре 1995 года газеты «Вашингтон пост» и «Нью-Йорк таймс» опубликовали его как «манифест Унабомбера». В целом смысл манифеста сводился к тому, что индустриальное общество является главной причиной всех болезней и роста преступности. Подводя итоги, Унабомбер писал, что он «изобразил левые взгляды в своей современной форме как явление специфическое для нашего времени, и как признак разрушения процесса власти».
Жена Дэвида Качинского, брата Теодора, первой заподозрила, что Унабомбер — это и есть брат мужа Тед. Этим она поделилась с мужем. Тот сначала посмеялся над ее подозрениями, но потом стал задумываться. После публикации «манифеста Унабомбера» Дэвид сравнил старые письма брата в газеты, которые тот писал в 1970-х годах и в которых протестовал против злоупотребления техническим прогрессом, и обнаружил предложения, аналогичные тем, что содержатся в манифесте.
Дэвид Качинский сначала нанял частного детектива, а потом посредника из ФБР. Последний в итоге и посоветовал ему обратиться в ФБР. После чего Дэвид заявил на брата на условиях своей полной анонимности.
Теодор Казински был задержан 3 апреля 1996 года в своей хижине. Выглядел он как совсем опустившийся бездомный бродяга. При обыске в хижине нашли недавно изготовленную им бомбу и оригинал рукописи «манифеста Унабомбера». Адвокаты Казинского пытались представить его суду как невменяемого, но тот сам отклонил этот вариант защиты, хотя психиатры поставили ему диагноз параноидальная шизофрения. Долгий и громкий судебный процесс закончился вынесением обвинительного приговора — Казински был осужден к пожизненному лишению свободы.
Он признал себя виновным по всем пунктам предъявленного ему обвинения. Позже Тед пытался изменить показания, якобы его признание было вынужденным, но суд отклонил его ходатайство.