Вор в законе Олег Ашхабадский
На сегодняшний момент общее количество живых и пребывающих в своем статусе «воров в законе» составляет несколько сотен. Но тех из них, которые были «коронованы» еще до распада Советского Союза, осталось всего несколько десятков — и среди них Олег Ашхабадский или просто Олежка, как его называют в криминальных кругах.
Родился будущий вор в столице Туркменистана городе Ашхабаде 5 апреля 1962 года. Его полное паспортное ФИО — Олег Георгиевич Михаэлян. Стоит обратить внимание, что он явно не является туркменом по этнической принадлежности: фамилия, да и характерная внешность, выдают в нем армянина. А славянские имена в годы советской власти нередко давали детям в «неславянских» республиках — считалось, что так им будет проще избежать дискриминации. Впоследствии Олег Михаэлян получил гражданство Армении (притом что довольно долгое время жил в Москве не будучи гражданином РФ) — и его никогда не считали туркменским криминальным «авторитетом».
Конфликты с законом и отсидки
Если просматривать список судимостей и тюремных сроков Олежки Ашхабадского, может сложиться впечатление (причем весьма недалекое от истины), что бóльшую часть своей взрослой жизни он провел за решеткой. И действительно: попадался под руку правосудия Михаэлян с незавидной регулярностью — причем, учитывая его перемещения по советскому (а потом — постсоветскому) пространству, его дела рассматривались в судах разных республик.
Так, первую судимость Олег получил еще в двадцатилетнем возрасте, то есть в 1982 году, — это произошло в городе Томск. За кражу молодой армянин получил шестилетний срок. Однако буквально сразу после его отбытия и возвращения в родной Ашхабад, он снова оказался под судом — ему назначили год лишения свободы.
А уже в 1988 году он был признан воровским сообществом в статусе «вора в законе». Церемония «коронации» была проведена в Ташкенте, и «крестным отцом» Олега Ашхабадского стал Дато Ташкентский (Дато Цихелашвили). Прошел еще год — и в 1989 году последовала новая отсидка, в этот раз срок составил один год.
Период развала Советского Союза Олег Ашхабадский провел на свободе, но этот эпизод его жизни снова не оказался долгим: в 1993 году в том же Ашхабаде его снова судили, и отсидеть ему пришлось три года.
А вот потом наступил длительный, десятилетний, период, когда Олег Михаэлян не привлекал внимания правоохранительных органов. Однако в 2006 году, в марте, он всё же попался сразу по нескольким статьям — видимо, десяток лет даром не терял. Задержание произошло в Челябинске, в гостиничном номере (гостиница «Малахит»). При себе у Олега Ашхабадского нашли довольно существенное количество «тяжелых» наркотических веществ (около 6 граммов героина), причем наркотики были разделены по 13 отдельным пакетикам, что явственно указывало на то, что партия предназначалась на продажу. Кроме наркотиков у вора нашли и оружие — револьвер с патронами.
Следствие шло почти год — и только в феврале следующего, 2007 года, Олега Михаэляна осудили на 7 лет лишения свободы.
За время отбытия этого срока криминальный «авторитет» сменил несколько колоний в Челябинской области (в Златоусте, Копейске и Балашихе). А в 2012 году, за год до освобождения, в исправительной колонии г. Копейск, где находился в тот момент Олег Ашхабадский, началось восстание заключенных. Считается, что именно Михаэлян стал инициатором и главарем этих волнений. Впрочем, бунт был бескровно прекращен, и на дальнейшем отбытии срока Ашхабадским это событие никак не сказалось.
«Крышевание» таджикских гастарбайтеров
Довольно приметной страницей биографии «вора в законе» Олега Михаэляна является период, когда он наладил систему сбора «дани» с нелегальных рабочих — выходцев из Таджикистана, которые работали на нескольких московских рынках. Каждый владелец торговой точки или простой наемный работник регулярно платили за то, чтобы им давали возможность работать. Михаэлян допустил промах в том, что назначил «сборщиками дани» таджикских бандитов, которые быстро нарастили свои аппетиты и стали собирать деньги уже не для Ашхабадского, а для самих себя.
Как результат, вор утратил свой контроль над этой сферой деятельности, вскоре его посадили (по делу о наркотиках), а два таджикских «мафиози» еще довольно долго устраивали кровавые разборки за власть над рынками — с заказными убийствами и прочим беспределом.
Депортация после похорон Деда Хасана
2013 год с самого начала крайне не задался для Олежки Ашхабадского. 11 января того года подошел к завершению его семилетний срок за наркотики, который Михаэлян отсидел «от звонка до звонка», и он вышел на свободу из исправительной колонии в Балашихе (Челябинской области). А 16 января был убит Аслан Усоян — Дед Хасан, наиболее влиятельная фигура воровского мира. Конечно же, похороны стали знаковым событием — на них съехались все воры, которые так или иначе были причастны к «хасановскому клану». Для правоохранительных органов все собравшиеся стали «легкой добычей» — ведь сходки такого масштаба происходят крайне редко. Поехал в Москву на эти похороны и Олег Михаэлян.
И, конечно же, его задержали: 18 декабря, в районе Москвы Южное Бутово. Он еще даже не совершил никаких преступлений — просто у него не было прописки РФ, и по закону находиться на российской территории Олег Ашхабадский был не должен. Посему сначала его отправили в специальный приемник для нелегальных мигрантов (при этом он подтвердил, что является «вором в законе»), а после того, весной того же 2013 года, депортировали в Армению.
Но в Армении он пробыл недолго — на протяжении всех последующих лет «законник» посещал разные страны. Так, в конце 2013 года стало известно о его конфликте с вором Никой Гагринским — этот конфликт произошел в Турции. Тогда Олег Ашхабадский подверг сомнению заслуженность Никой Гагринским титула «вора в законе», и между ними произошла рукопашная драка, из которой Ашхабадский вышел явным победителем.
А в 2016 году его задержали в столице Чехии — Праге. Причиной на этот раз стал поддельный паспорт. Михаэляна не посадили, но постановили принудительно покинуть Европейский Союз.
О точном месте пребывания Олега Михаэляна на текущий момент сведений нет, однако он однозначно находится на свободе.