Вор в законе Гурам Баланов
Содержание
25 октября 1997 года город Орск был наводнен дорогими автомобилями и солидно одетыми мужчинами с татуировками, которые выступали из под рукавов одежды, и наколками-перстнями на пальцах. Многие из них прибыли в город авиарейсами из различных регионов России и стран СНГ, другие приехали из близлежащих городов и областей. Наряды милиции в этот день патрулировали улицы города в усиленном режиме.
В этот день криминальные авторитеты и воры в законе с большей части России и стран СНГ прощались со смотрящим по Орску, вором Гурамом Балановым по прозвищу Агура. На похоронах присутствовало более 400 человек. Больше таких помпезных похорон Орск не видел.
Гурам Баланов
Гурам Баланов родился 1 мая 1951 года в Сухуми, и при рождении имел другую фамилию — Патарая. Здесь же заимел и первые судимости — в 1969 году был осужден на один год заключения за кражу. По выходу из колонии, был коронован в воры в законе, так как жил и на воле и в тюрьме по воровским законам.
В следующий раз, уже в 1974 году, Гурам Патарая, получивший к тому времени прозвище Агура, был вновь осужден за кражу, и приговорен к четырем годам колонии, где занял место смотрящего. Выйдя на свободу, продолжил руководить преступным миром Сухуми, где в 1980 году опять попался на незначительном преступлении и отбыл на год в места не столь отдаленные.
Освободившись, провел на свободе всего около года, и вновь попал за решетку на год. Это была последняя судимость вора в законе, и последние годы, которые он провел в Грузии. В дальнейшем он отправился в Россию, где воры определили его в смотрящие по городу Орску. Способствовал этому назначению смотрящий по Оренбургской области, в которую и входит Орск, вор в законе Петр Козлов (Петруха Орский).
Смотрящий по Орску
Раньше почетный титул смотрящего по Орску имел вор в законе Александр Шнайдер. Но в свете криминального передела он был убит в 1994 году. Гурам Баланов занял его место. Он во всем устраивал местных уголовников, разрешая конфликты в преступной среде. Зато отношения с маститыми коммерсантами у Агура не заладились с самого начала. Дело в том, что крупные предприятия, которые пытался взять под свой контроль смотрящий, принадлежали бизнесменам — выходцам из силовых структур. У них было огромное влияние, и кого либо из криминальных лидеров они не признавали. Но Баланов просто так не сдавался, и «засовывал» свои щупальца в нефтяной бизнес, вокруг которого всегда происходили кровавые разборки.
Возможно Агура уповал на свои связи среди таких законников, как Петрик, Дзениладзе и Лексик. Московские воры имели не меньший вес, чем оппоненты Баланова. Поэтому он и лез в крупный бизнес, который сулил огромные прибыли всему воровскому сообществу. Говорят, что бизнесмены, которых пытался потеснить вор в законе, приезжали на разборки к московским авторитетам, которые поддерживали Агура. Но уехали ни с чем. Тем не менее они отказывались принять поражение, и дальше сопротивлялись напору смотрящего, который постепенно захватывал их лакомые куски.
Сам Гурам Баланов жил достаточно богато по местным меркам. Имел две квартиры в одной из девятиэтажек. В трехкомнатной жил с семьей, а однокомнатную сделал офисом, где и проводил значительную часть времени, принимая здесь авторитетных гостей.
К тому времени смотрящий за областью Петруха уже вовсю шел по пути легализации — открыл несколько фирм, в том числе и торгующую ГСМ. В этом бизнесе его прикрывал Агур.
Убийство Агура
У Баланова в криминальном мире практически не было врагов. Как говорит источник mzk1.ru, не сунься он в нефтяной бизнес, так и прожил бы вполне безопасную и довольную жизнь. Денег у него было много, хватило бы и внукам. Претензий со стороны «коллег», никто и никогда не предъявлял. По воровской линии он был кристально «чист». Обычные коммерсанты при Агуре были тоже в хорошем положении и никогда не жаловались — платили вполне сносную дань и действительно были в безопасности от беспредела, благодаря его «крыше». Да и силовики не особо интересовались деятельностью смотрящего, при котором в городе все было спокойно.
Так бы и руководить ему криминальным Орском и проблем не знать, но амбиции требовали подчинить себе весь коммерческий сектор, в том числе и опасную нефтяную сферу, которую контролировали олигархи. Только на этой почве у вора были постоянные конфликты и стычки с властными людьми. Особенно острый вышел конфликт за контроль доходов нефтехимического предприятия «Орскнефтеоргсинтез».
Через несколько дней после очередной «стрелки» насчет этого предприятия, 20 октября 1997 года, Гурам Баланов посетил бар «Пингвин», где задержался допоздна в компании нескольких девушек. В два часа ночи в заведение забежало двое парней, которые направились к барной стойке, где сидел вор в законе. Один из зашедших выхватил пистолет ТТ и произвел четыре выстрела в Агура. На шум выбежал хозяин бара Олег Рахматуллин, который тут же получил несколько пуль, скончавшись на месте. Киллеры вышли на улицу, где ранили еще двоих парней, которые курили около бара. Гурама увезла скорая помощь в реанимацию, где он спустя час скончался. Убийц задержать не удалось. По мнению следователей, возможно их также устранили.
Это убийство вызвало большой шок как в криминальной среде, так и у силовиков. Агура считался правильным вором, его уважали даже милиционеры, так как он действительно держал в узде всех преступников в городе, не позволяя выходить им за рамки дозволенного. Никаких кровавых разборок при Баланове никогда не происходило, в отличии от других городов. Поэтому убийство устраивающего практически всех авторитета вызвало массу вопросов как у криминального мира, так и у оппонентов в среде силовиков.
Похороны смотрящего
Похороны смотрящего были очень помпезными. В Орск прибыло около 400 лидеров криминального мира. Среди дорогих машин с российских регионов, присутствовали и автомобили с иностранными номерами. По сведениям оперативников, они насчитали более 100 машин, на которых приехали авторитеты, чтобы проститься со своим соратником. Похороны показали все влияние, которое имел Агура при жизни.
Во дворе дома, где проживал покойный, блатные накрыли шатер, куда и был поставлен гроб, к которому выстроилась огромная очередь из желающих проститься. По словам оперативников, которые наблюдали за всем происходящим с крыши соседнего дома, эта очередь напоминала очередь в Мавзолей Ленина. Распорядителем на похоронах был преемник Баланова криминальный авторитет Бибуля.
Когда процессия с гробом двинулась на кладбище, в центре города движение было парализовано. Сотрудники ГАИ ретировались в соседние подъезды, чтобы не мешать братве самим следить за порядком.
На кладбище после траурных речей, дорогой гроб из красного дерева был опущен в могилу, которая после закапывания, была вся увенчана цветами и венками. После этого на поминки отправились в ресторан «Юбилейный» самые близкие Гураму люди, так как заведение не смогло вместить и трети всех желающих помянуть усопшего.
Взрывы могилы
Несмотря на то, что видимых врагов у Гурама при жизни не было, это было не так. Как показали дальнейшие события, кто-то люто ненавидел вора, и не успокоился даже после его смерти. Не успела закончится зима уже нового 1998 года, как неизвестные взорвали надгробную плиту Баланова. Взрыв произошел ночью. Как выяснили следователи, неизвестный подложил взрывное устройство под памятник.
В ночь перед годовщиной смерти Агура, смотрители Первомайского кладбища наблюдали за могилой авторитета, так как в этот день инцидент вероятно мог повториться. Уже под утро они ушли в свою сторожку, чтобы погреться, посчитав, что уже вряд ли кто-то появится на могиле. Однако злопыхатели покойного только этого и ждали. Не успели смотрители зайти в помещение, как на могиле сработала бомба, расколов памятник на несколько частей. От взрыва пострадало и надгробие отца Гурама, который покоится рядом с сыном.
Взрывателей так и не нашли. После этого случая уже никто не повторял подобное.