СИЗО Новокузнецка
Следственный изолятор №2 города Новокузнецка приобрел свой современный вид в 1978 году после реконструкции старого корпуса. Вместо двухэтажного барака были выстроены четырехэтажные здания. В простонародии СИЗО Новокузнецка известно под названием «Кузнецкая тюрьма», так как расположено в старейшем Кузнецком районе города.
Город, основанный в 1618 году именовался как Кузнецкий острог — здесь была построена крепость, которая стала оплотом и защитой российских интересов на сибирской земле. Когда в семнадцатом веке Сибирь начали осваивать русские, то в Кузнецкий острог приехали служилые люди, казаки и торговцы. Именно с их появлением, острог был перенесен на правый, высокий берег Томи. В Кузнецкую крепость были отправлены в ссылку на поселение стрельцы, восстававшие в 1648 и 1682 годах.
Так и не приняв участия в военных действиях, Кузнецкая крепость была упразднена в 1846 году, и переоборудована в Кузнецкую тюрьму Томской губернии. Сюда стали ссылать душегубов и вольнодумцев со всей территории России. Но и местных хватало в тюремных застенках, так как Кузнецкий уезд занимал ведущее место по количеству уголовных преступлений. Как говорят историки, Кузнецкая тюрьма была переполнена узниками, которые содержались в самых суровых условиях.
СИЗО на месте собора
Позже небольшой городок был переименован в Кузнецк, а затем и в Сталинск. В то время на месте современного Новокузнецкого СИЗО располагался большой двухэтажный собор, как раз напротив Кузнецкой тюрьмы. Однако в первых числах декабря 1919 года собор был сожжен в ходе разгрома Кузнецка. В ночь на 2 декабря восстали солдаты Кузнецкого гарнизона (по большей части, местные уроженцы), узнавшие, что офицеры собираются их увести из родных мест на соединение с основными колчаковскими силами. Они убили почти всех офицеров (лишь единицам удалось скрыться), открыли двери городской тюрьмы и позвали «на помощь» партизанский отряд анархиста Григория Рогова.
12 декабря двухтысячный отряд Рогова вступил в Кузнецк. Три дня длилась вакханалия — партизаны с корнем вырывали «контрреволюцию». К дому купца Акулова на Базарной площади, где поселился командир отряда, десятками сгоняли всех тех, кто был замечен в приверженности к прежнему режиму, кто служил при Колчаке, — купцов, лавочников, священников, милиционеров. Тут-же творилась расправа.
Впрочем, и не только тут — партизаны устраивали самочинные казни по всему городу, не брезгая при этом массовыми реквизициями. Но даже и тем, кто вытянул счастливый билет на суде у Рогова, жизнь вовсе не гарантировалась. Так, командир партизан отпустил на все четыре стороны настоятеля Одигитриевской церкви протоиерея Николая Рудичева, но, не успев отойти от дома, он был зарублен пьяными роговцами.
На второй день запылали все храмы Кузнецка — собор, Одигитриевская церковь, Успенская кладбищенская церковь, Ильинский храм в тюремном замке. Последние три храма так и не смогли оправиться после роговского погрома, богослужения в них уже не возобновлялись.
А в Спасо-Преображенском соборе происходили вещи совсем дикие. По воспоминаниям современников, в храм роговцы въехали на конях и тут же принялись вершить революционный суд.
СИЗО Новокузнецка
Когда события лихих лет стали достоянием истории, на месте будущего Новокузнецкого СИЗО купец Фонарев построил конюшни. Но времена сталинских репрессий требовали в Сибири строительство новых лагерей, и в итоге конюшни были снесены, а на их месте возвели Сталинскую тюрьму — названную так по названию города. Тогда Новокузнецк еще назывался Сталинском. Эти бараки, служащие местом обитания заключенных, в дальнейшем станут основой для следственного изолятора — тюрьма была закрыта, а вместо нее появилось Новокузнецкое СИЗО №2.
До 1978 года подследственные содержались в старых помещениях, в антисанитарных условиях. Но после указа властей, бараки были снесены, а на их месте возвели четырехэтажные корпуса с камерами для заключенных. Сюда свозили арестантов не только на время следствия, СИЗО служило и пересыльным пунктом для следующих этапом заключенных.
Следственный изолятор №2 Новокузнецка принимает в своих застенках и подростков, которые содержатся в 4-х местных камерах. Лимит наполнения тюремного учреждения — 781 место.
Происшествия в Новокузнецком СИЗО
Как и во всех Российских изоляторах, СИЗО Новокузнецка не обошли истории с различными инцидентами. Одно время новости пестрели заголовками, как в Новокузнецком изоляторе морозили заключенного. Когда его повели на стрижку, то закрыли в камере с открытым окном, когда на улице стоял мороз в минус 27 градусов. После нескольких часов такого пребывания, заключенного отправили в душ, где вместо теплой воды был кипяток. В то время, как верх тела обжигала горячая вода, которой можно было только брызгать на себя, снизу ноги примерзали к полу от холода.
В апреле 2012 года в одной из камер был обнаружен труп заключенного Михаила Григорьева с порезом горла, находившегося под следствием за убийство. В камере находилось еще трое человек, но никто не слышал, как Григорьев перерезал себе вены на горле бритвенным станком.
Сообщалось, что 26 августа 2017 года в СИЗО скончался маньяк, изнасиловавший и убивший 12-летнюю девочку. Он повесился в туалете Новокузнецкого изолятора. Немного ранее, в мае 2017 года при аналогичных обстоятельствах в СИЗО скончался убийца из Санкт-Петербурга, приехавший в Новокузнецк, чтобы убить свою семью, находящуюся в этом городе. В итоге его жертвами стали 26-летняя девушка и их общий 7-летний сын, которых убийца зарезал ножом в квартире.
Интересно и то, как содержался в СИЗО №2 новокузнецкий маньяк и каннибал Александр Спесивцев, арестованный 27 октября 1996 года. По некоторой информации, сначала серийный убийца был определен в общую камеру, откуда буквально через несколько минут его забрали в одиночку, из-за возможной расправы с маньяком со стороны сидельцев.
В дальнейшем его выводили на судебные заседания исключительно с соблюдением всех мер безопасности, так как каждый первый арестант следственного изолятора желал пролить кровь маньяка.