«Смотрящий» по Уралу Андрей Трофимов — Трофа
Быть влиятельным криминальным «авторитетом в России — мастерство, которое под силу далеко не каждому «законнику». К тому же лишь единицы из тех, кто устанавливал свое влияние еще в 80-х годах XX столетия, смогли дожить до наших дней и остаться «своими» в криминальных кругах.
Однако именно к таким редким счастливцам можно отнести Андрея Трофимова, получившего воровскую кличку Трофа. Он до сих пор жив и не лишен веса в криминальном мире, хотя воровской путь «авторитета» и был достаточно сложным.
Начало криминального пути и три тюремных срока
Андрей Анатольевич Трофимов появился на свет 5 июня 1961 года. Его малой родиной является один из самых крупных городов России — Екатеринбург (до 1991 — Свердловск). Мальчик с самого детства не желал записывать себя в ряды законопослушных граждан. Его привлекала бесшабашная дворовая жизнь, в которой всё решает наглость и сила.
Поэтому совершенно не удивительно, что свой первый уголовный срок Трофимов получил в достаточно юном возрасте. В 1976 году, когда будущему «законнику» едва исполнилось 15, Орджоникидзевский суд города Свердловск осудил его по статье 206 части 2 УК РСФСР (хулиганство) на 2 года с двухлетним испытательным сроком.
Однако Трофа совершенно не собирался прилагать каких-либо усилий, чтобы сидеть тихо-смирно, не попадаясь на глаза блюстителей порядка: уже в 1977 году областным судом Свердловска в отношении Андрея Трофимова был вынесен новый приговор по статье 117 части 3 УК РСФСР (изнасилование). Наказание в рамках данной статьи предусматривало тюремное заключение на срок 5—15 лет. В результате Трофимов был вынужден провести за решеткой целых 10 лет.
В полной мере погасив, вроде как, свой долг перед законом, Трофа вышел на свободу в 1987 году. Но он совершенно не собирался становиться на путь исправления. Вместо этого сиделец становится «своим» в криминальном мире и возглавляет одну из наиболее влиятельных воровских группировок Екатеринбурга — «Синие». Это преступное сообщество отличалось тем, что его участники имели на своем теле многочисленные татуировки.
В целом, с конца 80-х годов ХХ столетия на территории Уральского региона орудовали три самые крупные и влиятельные ОПГ. Помимо «синих» в их числе были «уралмашевские» и «центровые». Межу представителями этих криминальных кланов всегда шла безжалостная бойня за передел сфер влияния. В результате формальную победу в ней одержала Уралмашевская ОПГ.
«Синие», которые изначально совершали преступления общеуголовной направленности, со временем стали более активно вникать в экономический сектор. Это подразумевало под собой изготовление и реализацию фальсификата спирта, похищение и сбыт имущества, в том числе автомобилей, а также другой род незаконной деятельности.
Как результат, свой третий (и в настоящее время последний) тюремный срок Андрей Трофимов получает в 1991 году за хищение чужого имущества. Он был осужден Железнодорожным судом города Екатеринбург по статье 145 части 2, статье 206 части 3 и статье 40 УК РСФСР сроком на 4 года и отправлен отбывать наказание в колонию строго режима.
Именно в этот период Трофимов и получает свою воровскую «корону». «Коронация» «авторитета» произошла 5 июня 1992 года в стенах лечебно-исправительного учреждения (ЛИУ) № 51 города Нижний Тагил. На ней присутствовали довольно значимые криминальные фигуры: Тимур Свердловский, Заостренок, Дед Хасан, Северенок, Каро и Якутенок.
Милость и немилость Деда Хасана
17 июля 1994 года Трофимов выходит на свободу, имея четкую цель стать влиятельным криминальным «авторитетом» и получить признание не только в родном городе Екатеринбург, но и во всей криминальной России.
В этом ему помогает поддержка столичных «авторитетов» в лице одного из наиболее значимых фигур криминального мира 90-х — начала 2000-х — Аслана Усояна (Дед Хасан). Также Трофимов имеет довольно тесную, чуть ли не родственную связь, с грузинским «вором в законе» Мамедовым Короглы Джамоевичем по кличке Каро.
Вместе с Каро они продолжают вести криминальную деятельность на территории Екатеринбурга и Нижнего Тагила, распространяя свой авторитет на весь Уральский регион. По сути, на то время Трофа и Каро являлись ставленниками Деда Хасана. Они поддерживали и выступали на стороне этого криминального «авторитета» вплоть до конца 90-х.
Первый раскол в рядах кавказских преступных группировок произошел 14 июня 1997 года, когда на воровской сходке в городе Сочи Каро поставил вопрос о лишении Аслана Усояна звания «вор в законе». Дедушке вменяли в вину изготовление и сбыт наркотиков, а также поставку технического спирта, используемого с целью производства водочного фальсификата. Трофимов поддерживал Каро в этом решении, однако представители криминального клана «Синие» оказались в меньшинстве.
В свой черед Дед Хасан понял, что имеет в своих рядах довольно влиятельных противников, от которых нужно избавляться. Поэтому 5 сентября 2004 года он лишает Трофу и Каро воровского статуса. Это событие происходит практически сразу после того, как «законники» на очередной сходке в Москве попытались объявить Аслана Усояна и Шакро Молодого гадами, обвиняя их в не соблюдении воровских традиций.
«Раскороновав» Трофимова и Мамедова, Дед Хасан назначает в Екатеринбург новых «смотрящих». Однако это действие возымело сильный протест не только со стороны местных преступных кланов, но и со стороны представителей власти.
В частности, Депутат Думы города Екатеринбург Александр Хабаров в открытую заявляет о том, что Урал никогда не признает новых ставленников из Москвы, таким образом выражая поддержку Каро и Трофе.
Сами воры также абсолютно не собирались сдавать свои позиции. На этой почве в криминальной среде Уральского региона развязалась очередная война, которая с переменным успехом ведется по сей день. Ее не остановила даже смерть Деда Хасана, произошедшая в 2013 году.
24 мая 2011 года Короглы Мамедов попадает за решетку. Его приговаривают к восьми годам тюремного заключения по статье 163 части 3 (п. б), статье 309 части 4 УК РФ. С этого момента стать «смотрящим» за Екатеринбургом пытаются многие авторитетные и не очень «воры в законе», среди них: Олег Герасимович, Тимур Мирзоев, Автандил Кобешавидзе и Гия Акоев.
Что касается Трофимова, то он решает несколько отойти от дел, правда, не переставая ставить палки в колеса непрошеным гостям из Москвы. Так, 13 января 2016 года в Екатеринбурге возле ресторана Zeppelin происходит масштабная потасовка. Как оказалось позже, ее участниками были люди Трофы и те, кто поддерживал хранителя свердловского общака Солому (Владимир Соломенников). В результате верх одержали «трофимовцы». Произошедшее являлось своего рода знаком, который показал, что «раскоронованный» Трофа всё еще имеет силу и авторитет в криминальных кругах Среднего Урала. Поэтому Автандил Кобешавидзе (Авто), имевший намерение установить свои порядки в Екатеринбурге и выступавший против Трофы, был вынужден отступить.
В настоящее время Уральский регион ожидает новая криминальная борьба за передел сфер влияния, поскольку 23 мая 2019 года вышел на свободу Короглы Мамедов (тот самый Каро). Это событие ожидали многие, в том числе и сподвижник криминального «авторитета» Андрей Трофимов.