Убийство на озере Бодом
На фоне суровой природы Финляндии, в 1960 году разыгралась кровавая драма, разгадку которой до сих пор ищут криминалисты. Озеро Бодом — излюбленное место отдыха финнов. Короткое, но щедрое лето влечёт туда немало туристов. В начале июня 1960 года, накануне христианского праздника Хеллунтай (то есть Троицы), собрались на озеро и четверо молодых людей: 15-летняя Майла Ирмели Бьорклунг с подружкой-ровесницей Аньей Тууликки Мяки, а также их 18-летние кавалеры Сеппо Антеро Бойсман и Нильс Вильгельм Густавсон. Все они верили в народную примету: Хеллунтай надо встречать только в обществе любимого человека. Иначе на весь год без любви останешься!
Праздничный пикник
3 июня две влюблённые парочки выехали на озеро на двух мотоциклах. Предварительно запаслись палаткой, рыбацким снаряжением, презервативами и спиртным. Про алкоголь родители не знали — парни купили его по дороге на озеро, а презервативы приобрели нелегально. Правда, отец Сеппо возражал против поездки на озеро — ночевать в лесу опасно! Но сын убедил отца в том, что они с Нильсом крепкие ребята — спортом занимаются.
Отец Сеппо как в воду глядел — уже почти 10 лет родители боялись отпускать детей далеко от дома, потому что полиция всё ещё искала таинственного преступника, в разные годы совершившего в Финляндии несколько жестоких убийств.
Пикник удался. Парни разожгли костёр, который добавил романтики. Влюблённые купались, выпивали. Ночью парни пошли на рыбалку, но клёва не было, и на рассвете они вернулись в палатку к спящим подружкам. Было уже светло.
Примерно в шесть утра 4 июня неподалёку от палатки появились двое местных пацанов — за птицами в лес наблюдать пришли. Потом они рассказывали в полиции, что видели мужские ноги, торчащие из входа в палатку, и подумали, что там спит рыбак. Видели и светловолосого мужчину, который шёл от палатки к озеру. Подумали, что второй рыбак пошёл за водой для кофе.
Ещё через пять часов к палатке вышел мальчишка из местных, шедший на озеро купаться. Он увидел, что полотно палатки порезано, услышал чьи-то стоны и неподалёку нашёл раненого парня. Это был Нильс. Мальчишка пустился наутёк и сразу рассказал отцу об увиденном. Но только к полудню на берег приехала полиция и набежали зеваки, которые изрядно затоптали место преступления.
Даже видавших виды полицейских мутило от зрелища. В палатке словно мясник поработал! Тела были сильно изуродованы, голова Ирмели буквально на ниточке держалась, брюки были спущены, оголен низ тела. Три жертвы были убиты спящими, а у Нильса имелись только травмы головы от ударов камнем. Врачи спасли ему жизнь.
Странным казалось, что убийца похитил ничего не стоящие вещи, но не тронул дорогие мотоциклы. Он явно в спешке потрошил сумки ребят, разбрасывая вещи где попало. Пропали старая кожаная куртка Сеппо, сумочка Ирмели и шарфик, все кошельки (денег там было очень мало), пляжные полотенца, наручные часы парней, плед, чехол от палатки и обувь Сеппо и Нильса. Оперативники особо отметили, что больше всего убийца изгалялся над телом Ирмели.
Маньяк в Финляндии
А теперь самое время вспомнить о таинственном маньяке, почти десятилетие наводившем ужас на страну. Резонансные убийства в Финляндии начались весной 1953 года. 17 мая пропала 17-летняя дочь фермера Кюлликки Саари, работавшая у викария в канцелярии. Девушка была набожной и с парнями не гуляла. Только в конце июля на болотах нашли её велосипед, а в начале октября неподалёку обнаружили её ботинок, в который были засунуты шарфик девушки со следами зубов и два грязных мужских носка, перевязанных чёрной ниткой. 11 октября нашли и тело — в болоте, спрятанное под пластами торфа. В живот жертвы через торф был воткнут заострённый еловый кол. Словно убийца специально пометил место захоронения. Подозреваемых было много, включая отца девушки и викария, оказавшегося педофилом, — он потом сел, но по другому обвинению. Само же убийство так и не раскрыли.
19 июня 1959 года в Лапландии пропала молодая пара — Марья Тертту и Вели Соукка. Они поехали в горы на отдых. Даже тела их не нашли, хотя искали очень тщательно. Вскоре случилось новое резонансное убийство: 18 июля 1959 года пропали две девушки, Эйн Нииссонен и Риита Пакканен. Они поехали в велосипедный круиз по Восточной Финляндии. Девушки из каждого населённого пункта отправляли родным телеграммы, и полиция потом шла буквально по их следам. В последний раз их видели живыми на берегу озера Вааранселка 27 июля.
В стране буквально началась паника! Тела обнаружили 21 августа на берегу озера. Искали солдаты, и один обратил внимание на еловую ветку, воткнутую в земляной холм. Раскопав его, солдаты нашли трупы пропавших девушек, под ними лежали все их вещи. Риита умерла от травм головы, а Эйн была изрезана ножом. Велосипеды позже отыскали на дне озера. Вскоре задержали подозреваемого, 36-летнего Рунара Холмстрема, с детства страдавшего шизофренией. У него изъяли женское бельё и нож. Он убийство отрицал — только подглядывал за девушками!
Суд затянулся — не было прямых доказательств. Находясь в камере, Рунар попытался покончить с собой: он выпил яд, переданный ему кем-то в Библии, но врачи успели его спасти. Вторая попытка суицида удалась — Холмстрем повесился на простыне. Случилось это спустя три дня после убийства на озере Бодом. Однозначное доказательство, что маньяком действительно был не он.
Исповедь надзирателя
Несмотря на все усилия полиции, раскрытие дела о преступлении на озере Бодом годами не двигалось вперёд. Какой-то след наметился после выхода в свет книги профессора Йорма Пало. Профессор, в 1960 году работавший ассистентом в больнице неподалёку от озера, писал, что спустя несколько часов после убийства в больницу, весь в крови, пришёл некто Ханс Ассман. Финского языка он не знал, и с ним не могли поговорить. Врачи вызвали полицию, но та проигнорировала вызов, и Ассман вскоре ушёл. По версии профессора Пало, именно Ассман являлся убийцей.
Вот только эта версия так и осталась неофициальной и появилась только спустя пять лет после смерти Ассмана. Обнародовал его признания бывший следователь НБР Финляндии Матти Палоаро, которому неизлечимо больной Ассман исповедовался перед смертью. Уроженец Германии, Ассман имел очень интересную биографию и вполне мог быть искомым убийцей. Во время Великой Отечественной войны он служил надзирателем в польском концлагере Освенцим. Впрочем, вся эта информация известна только с его слов, официальных документов не осталось.
По рассказам Ассмана, в лагере он подсел на наркотики и алкоголь — иначе просто с ума сошёл бы! Там же он полюбил еврейскую девушку из заключённых, они мечтали о побеге. Но девушку вскоре убили на его глазах, и в тот день в нем что-то сломалось.
В начале 1945 года Ассман попал в плен к советским войскам, освободившим Польшу от фашистов, трижды пытался бежать из плена и в начале декабря 1949 года был репатриирован во Франкфурт-на-Одере.
Официально он получил финское гражданство в 1959 году, но в страну приехал намного раньше. Летом 1952 года он уже находился в Финляндии — якобы Олимпийские игры приехал посмотреть. Но вскоре вернулся в Германию, о чем говорят официальные документы. Только что мешало ему позже нелегально пересечь границу и начать свою кровавую охоту? В 1953 году Ассман женился на гражданке Финляндии Виено Тапио и проживал уже с ней в Суоми.
По мнению многих криминологов, Ассман вполне подходил на роль убийцы — если учесть, что труп девушки на озере Бодом был таким обезображенным и с оголёнными гениталиями. Вид спящих в палатке парней и девушек мог вызвать приступ неконтролируемой агрессии — его-то подругу убили! Если только эти воспоминания являлись правдой, а не вымыслом умирающего человека.