Воры в законе на юге России
Содержание
Южный федеральный округ занимает второе место в стране (после Центрального округа) по количеству «воров в законе». Юг России даже в такой деликатной сфере имеет свою специфику. Воры не могут подчинить себе клановую структуру кавказских республик, зато в значительной степени контролируют такие приоритетные для краев и областей отрасли, как курортное дело, производство и переработка сельскохозяйственной продукции.
К началу 2006 года на учете Главного управления МВД России по ЮФО состояло 27 «воров в законе». И хотя юриспруденция не дает официального определения такому типу преступности, среди правоохранителей есть те, кто специализируется в оперативно-розыскной работе именно по этой «элитной касте».
Сосредоточены «воры в законе» в самых экономически развитых и благополучных регионах округа. Лидером является Краснодарский край, за ним идут Ставрополье и Ростовская область. В Волгоградской области известен всего один вор. Невнимание со стороны элитных жуликов объясняется не отсталостью региона, а его значительной удаленностью от границ с Грузией и Арменией. К тому же экономика области ориентирована на крупное промышленное производство, над которым намного тяжелее установить контроль.
Есть среди воров и выходцы из кавказских республик ЮФО, но на родине они не ведут деятельности.
— Здесь есть более уважаемые люди. Там группировку можно создать только по клановому или тейповому признаку. Например, в КЧР угоном автотранспорта занимаются абазины, карачаевцы и черкесы. Каждая из группировок слушается только лидера своей национальности, который для других никогда не станет авторитетом, — пояснил начальник отдела по борьбе с организованной преступностью ОРБ-1 МВД по ЮФО Сергей Меркурьев.
Последний «апельсин» ЮФО
Грузия с середины 80-х являлась всесоюзным инкубатором «воров в законе». Кубань и Ставрополье популярны среди жуликов именно благодаря территориальной близости к этому теперь независимому государству. К тому же национальный состав субъектов ЮФО позволяет приезжим ворам сравнительно быстро и легко адаптироваться. Сейчас Грузия очень жестко борется с этим явлением.
— В Грузии просто за обладание статуса «вор в законе» полагается десять лет тюрьмы. А отказ даже на словах от статуса, перед телекамерами или в КПЗ, где угодно, является для вора тяжким нарушением «понятий». За чем должна следовать «раскоронация», — рассказывает старший оперуполномоченный отдела по борьбе с организованной преступностью ОРБ-1 МВД по ЮФО Игорь Калинчев.
Каста «воров в законе» неоднородна. Самые известные люди для правоохранительной системы ЮФО были жители Ставропольского края Гурам Старый и Костя Лупатый. Им было за 70 лет, но их слово являлось для преступного сообщества истиной в последней инстанции.
По словам Сергея Меркурьева, только эти двое во всем ЮФО соблюдали устаревшее сейчас требование не заниматься коммерцией и не вмешиваться в разборки среди предпринимателей. «Вор должен разводить преступников, а не бизнесменов» — это правило перестало соблюдаться с середины 90-х. Верны ему лишь немногие представители старой воровской гвардии. В настоящее время оба вора в законе уже мертвы.
Среди «авторитетов» в преступной среде есть «апельсины». Так называют того, кто купил себе звание «вора в законе». Он платит (или оказывает услуги) другому вору, и тот «подводит» его, то есть рекомендует другим ворам на сходке и его «коронуют». Всего несколько лет назад для «коронации» достаточно было сходки из 3-4 воров. Но огромное количество «апельсиновых коронаций» стало размывать авторитет «высокого звания», и на одной из крупных сходок эту практику запретили. Теперь для «коронации» необходимо согласие больше воров.
В ЮФО сейчас не осталось ни одного «апельсина». Последний находится в заключении в Ростовской области. Судьбу этого «фрукта» можно назвать трагикомической. Его отец был грузинским вором. Когда он умер, сын захотел продолжить «славное дело». Будучи студентом и спортсменом (что неприемлемо для воровского статуса), он обратился к другу своего отца, тоже вору, с просьбой устроить ему «коронацию». Тот отказался. Тогда подключилась мама студента. Она лично объездила нескольких знакомых своего покойного мужа и уговорила их «короновать» наследника. Свежеиспеченный «апельсин» бросил учебу и бокс, стал наркоманом. В прошлом году за хранение наркотиков его приговорили к нескольким месяцам колонии-поселения.
— «Коронация» в ЮФО сейчас просто невозможна. На своей территории мы никогда не дадим собраться необходимой для этого большой сходке — обязательно повяжем. В ЮФО сейчас могут собраться вместе только 3-4 вора, и то через пару дней мы будем знать, о чем они говорили и что решили. В 2005 году из округа все-таки были «коронованы» два краснодарских вора, но «венчали» их в Москве, — говорит Сергей Меркурьев.
«Развенчание»
Улучшать статистику сотрудникам МВД по ЮФО помогают… и сами воры. Из 6 снятых с учета в 2005 году жуликов, двое были «раскоронованы» на сходках. Поводом для «развенчания» может стать проступок, не согласующийся с воровской этикой. Самый тяжелый из них — растрата воровского общака. За растрату не убивают, но «раскоронованный» (их еще называют «приостановленными») обязан вернуть деньги, и его никогда не восстановят в прежнем звании. «Приостановить» могут, если у кандидата на исключение есть могущественные враги в воровской среде.
Воры воюют друг с другом и другими способами. В том же 2005 году в Ставропольском крае обезвредили преступную группу, которая уже несколько лет совершала разбойные нападения в ЮФО и других регионах. У задержанных 8 человек (выходцы из северокавказских республик) изъяли автоматическое оружие и взрывное устройство. Оказалось, что по заказу они собирались убить вора, за которого другой вор обещал устроить лидеру банды «коронацию».
— Впервые в России удалось доказать, что вор готовил покушение на вора, — говорит Сергей Меркурьев, — случай просто беспрецедентный. Он мог повлечь большие разборки.
Водка и автоматы
«Воры в законе» оказывают влияние на экономику регионов, контролируя тот или иной бизнес и перераспределяя прибыль.
— Достаточно крупные предприятия, которые у всех на слуху, находятся в той или иной степени под ворами или платят им. Есть ряд сфер бизнеса, которые в силу своей криминализации в значительной степени подчинены жуликам. Это, прежде всего, игорный и курортный бизнес, алкоголь, производство и переработка сельскохозяйственной продукции, — поясняет Сергей Меркурьев.
По его словам, сейчас редко используются такие методы, как силовые угрозы бизнесу или руководителям. Есть более тонкий способ — воры приходят на предприятия, которые сами нарушают закон.
— Почему тяжело взять под контроль промышленный завод? Потому что там, как правило, все относительно чисто, закупки и продажи проходят через бухгалтерию. Я знаю примеры, когда приходили к директору крупного завода и говорили: «ты должен платить». Он отвечал: «хорошо, пойдемте, вы объясните коллективу, за что я должен платить». И вор уходит, потому что не за что. А на спиртовом заводе или ликеро-водочном, где производят «левый» спирт или водку, там вор скажет: «Ты же воруешь? Воруешь. Значит, делись». И директор будет платить, — говорит наш собеседник.
Домик для прапорщика
«Воры в законе», как правило, самих преступлений не совершают, а лишь координируют и организуют деятельность. Поэтому привлекают их к уголовной ответственности только за относительно мелкие преступления, такие, как ношение оружия или хранение наркотиков, которые не имеют прямого отношения к криминальному влиянию. Способом борьбы с «ворами в законе» грузинского и армянского происхождения является их депортация за пределы России, так как некоторые из них получают российский паспорт незаконным путем. Так, в прошлом году из Новороссийска был депортирован жулик Мусоян по кличке Омар. Он предоставил справку, что получил гражданство в российском консульстве в Грузии, а на ее основании — получил паспорт.
— Был сделан запрос в МИД России, и получен ответ, что такой человек гражданства не получал. После этого Мусояна по решению суда депортировали из страны, — рассказывает Игорь Калинчев. — А в Сочи был задержан вор Рамази. У него оказался паспорт на другое имя, выданный районным ОВД в Таганроге по справке, полученной где-то в Курской области. Вот такие узлы приходится распутывать.
В Астраханской области был задержан «вор в законе» за развратные действия в отношении малолетних. Но доказать участие воров в ОПГ не удавалось.
— Комичный случай произошел пару лет назад в Сочи, — рассказывает наш собеседник Игорь Калинчев. — Вор Тенгиз Думоев умудрился получить участок в центре Сочи по поддельной справке, что он якобы 20 лет служил в Сочи в стройбате и построил какую-то подпорную стенку, которая сдерживала склон от обвала. За принесенную городу пользу ему выделили участок земли под строительство дома. Очень хотелось иметь гнездышко у моря! Когда это мошенничество всплыло, Думоева оштрафовали на 5 тысяч рублей, а реальные сроки получили два его сообщника. Смешно то, что вор не должен никогда служить в армии, и такая справка для Думоева дискредитирует его в глазах других воров. Просто они пока об этом не знают.