Вор в законе Равиль Бедретдинов — не состоявшийся смотрящий над городом Горький
Одним из самых громких судебных процессов последнего времени стало рассмотрение дела о стрельбе на улице Рочдельской в Москве и последовавшей за ней взятке высокопоставленным лицам СКР. Главным фигурантом в подкупе чиновников объявлен вор в законе Шакро Молодой (Калашов). Вынесенный Приговор Никулинского суда Москвы уже вступил в законную силу. Шакро в который раз за жизнь отправился на длительный срок в тюрьму. Опасная жизнь вора в законе включает в себя не только неприятные отсидки на нарах, но и попытки убийства. На жизнь Шакро не раз покушались, но неудачно. Он все время буквально ходил по лезвию ножа.
Период с конца 80-х и начала 90-х отметится в российскую истории, как время «криминальной» революции. В отличие от февральских и октябрьских переворотов 20-го века, чрезвычайно бурные события этой революции происходили не только в одной столице, а буквально в каждом населенном пункте огромной России. «Криминальная» революция унесла тысячи жертв, будто настоящая война. Впрочем, больше всего погибло самих ее творцов ─ людей, почувствовавших, что наступившее новое время может принести им баснословные барыши и огромную власть и решившихся не обращать внимания на закон.
Расстрел в Горьком
Субботним вечером 13 января 1990 года в ресторане гостиницы «Ока» города Горького за одним из столиков сидела компания довольно молодых очень уверенных в себе людей. Не обращая внимания на соседей, они горячо спорили между собой. Горячность спора была вызвана тем, что большая часть компании явно по национальности не принадлежали к славянам. Дискуссия закончилась дракой, что в ресторанах того времени не было редкостью. Южане толпой избили одного парня, явно не согласившегося с их мнением. К приехавшей милиции за помощью никто не обратился. Компания распалась. Побитый молодой человек ушел восвояси, а остальные действующие лица остались дальше отдыхать. Наряд милиции облегченно вздохнул и уехал.
На следующий день милиции Горького все же пришлось потрудиться. Днем на дежурный пост городского управления МВД поступило сообщение о стрельбе в одном из многоквартирных домов на улице Лопатина. Наряд сразу выдвинулся в сторону Верхних Печер. Милиция приехала к месту происшествия одновременно с каретой «скорой» помощи. В квартире в лужах крови лежало 2 человека и еще один, до смерти перепуганный, оказался цел и невредим.
Врачам не удалось спасти жизнь раненых. К их приезду один из пострадавших уже скончался, а другой умер в больнице через неделю от тяжелых огнестрельных ранений. Свидетель дал показания, что в квартиру в гости зашел знакомый убитых и буквально с порога открыл огонь по ним из пистолета. Его он пожалел ─ убивать не стал. Вскоре выяснились личности пострадавших. Ими оказались уроженцы Грузии Сосо Арахамия и Омари Амзоев.
Оба грузина были во всесоюзной картотеке особо опасных рецидивистов. В криминальной среде они носили прозвища Сосо Очамчирский и Меке. Оба носили звания воров в законе. Квартиру на улице Лопатина заезжие грузины снимали уже более года. Их убийцу вскоре также удалось установить.
Из пистолета в гостей города Горького палил коренной его житель Равиль Бедретдинов по прозвищу Рома Горьковский ─ молодой вор в законе, недавно вернувшийся домой из колонии. Именно он оказался тем молодым человеком, избитым компанией кавказцев в ресторане гостиницы «Ока».
Вор в законе Рома Горьковский
Рома Горьковский отправился на зону рядовым заключенным, а вернулся из нее вором в законе. В 1987 году в тюрьме города Балашова ему оказал доверие вор Рамзай (Романов). Молодой вор в законе вернулся на свободу в абсолютно новый мир. Дух преобразований в стране и свободного предпринимательства подстегнул «криминальную» революции. В Горьком появились многочисленные криминальные группировки, поставившие «на счетчик» всех рыночных торговцев и предпринимателей. По своему статусу Рома Горьковский вполне мог рассчитывать на место смотрящего над городом.
Он обеспечил себе поддержку от ОПГ Зарана, с главарем которой давно находился в прекрасных отношениях. Три десятка крепких ребят представляли собой организованную силу и могли дать отпор любым конкурентам. Дело иногда доходило до перестрелок, как в американских боевиках. Только в качестве убойного оружия использовались раритетные пистолеты-пулеметы ППШ, добытые «черными» следопытами. Уличные банды еще не успели по настоящему вооружиться.
Воров бить нельзя
В те же годы российскую глубинку хлынули из перенаселенной криминалитетом Грузии воры в законе. Они пытались застолбить себе надел. Сосо Очамчирский и Меке выбрали Горький. Ключевым вопросом для них стал сбор дани со всех действующих криминальных группировок. Они рассчитывали на получение отчислений и от ОПГ Зарана. Появившийся из колонии Рома Горьковский возражал. Он считал себя более достойным на первую роль, чем заезжие «лаврушники». Назревал серьезный конфликт.
Сосо и Меке обратились за помощью к столичной южной диаспоре. В Горький прибыли воры Шакро и Надир нахаловский (Надиров). Стрелку назначили на субботний вечер в ресторане гостиницы «Ока».
Для разговора грузины подготовили домашнюю заготовку. Вместо бесперспективных для них рассуждений о своих и чужих, они усомнились в праве Ромы носить титул вора в законе. По их мнению, его крестный отец Рамзай не мог раздавать титулы. Они спровоцировали Рому Горьковского на грубость, а потом накинулись на него с кулаками. По понятиям воры в споре не должны использовать силу, а решать все вопросы с помощью дипломатии. Простому смертному оскорблять вора, а тем более ударить его вообще смертельно опасно.
Это не легенда, а действительность, доказанная поступками воров в законе Артура Одессита (Ерошевский) и Коммуняя (Коммуняев). Первый устроил стрельбу со взрывами гранат в баре, а второй просто зарезал обидчика около кафе. Обида, нанесенная вору, подлежит обязательному отмщению. Иначе вор в законе может превратиться в «сухаря».
У Ромы Горьковского выбора просто не было, как убить Сосо и Меке. Он мог вполне посчитаться и с присутствующими на сходке Шакро и Надиром, принявших сторону убитых. Криминальная история России могла остаться без страниц, посвященных Шакро. Может быть, Роме просто не хватило времени. Оперативники его быстро обнаружили и скрутили.
Все же претензии грузин к нему были явно надуманными. Рамзая короновали известные славянские воры во Владимирском централе. Они могли бы подтвердить права Рамзая на воровскую корону, но все в тот день находились в местах заключения. Сталинградского (Брахманский) зарежут в камере Златоустовской тюрьмы через 3 года. Почти одновременно с ним будет убит ментами при задержании Веревка (Борисов). Менее драматично сложится дальнейшая жизнь у остальных крестных отцов Паука Липецкого (Некрасов) и Витальки Осетина (Козырев).
Рома Горьковский оказался в тюрьме. Вместе с ним был арестован Заран, как соучастник преступления. Рома не прожил после устроенной им стрельбы и года. По одной версии он был забит до смерти сокамерниками в СИЗО Екатеринбурга, по другой ─ ему воткнули в сердце заточку, таким образом, отомстив за смерть воров в законе. Официальные документы говорят о том, что он просто совершил суицид, повесившись в камере. Его друг Зоран после окончания короткого срока был застрелен около подъезда своего дома. Киллер выстрелил в него из подвального окна.
Гроб криминального авторитета буквально утопал в цветах. Похоронная процессия пересекла почти весь Горький. На кладбище установили могильную плиту с короткой надписью «Порфирьич», а Рому Горьковского быстро забыли. На место смотрящего по Горькому объявились новые кандидаты.