Самоубийство красного олигарха Саввы Морозова
Отель Hotel Royale в Каннах знаменит тем, что здесь 13 мая (26 по европейскому стилю) 1905 года оборвалась жизнь одного из самых богатых и противоречивых людей царской России — Саввы Тимофеевича Морозова. По официальной версии, он застрелился из браунинга, оставив записку: «В моей смерти прошу никого не винить».
После гибели Саввы Морозова французская полиция сразу выдвинула версию самоубийства, и на этом все было закончено. Но историки до сих пор, даже спустя 113 лет‚ спорят, был ли это суицид или убийство.
Главные несоответствия в официальной версии заключаются в следующем. Когда в шикарном номере отеля прогремел выстрел, там находилась жена Саввы Морозова — Зинаида Григорьевна. Она вбежала в кабинет мужа и увидела, что он лежит на полу в луже крови со скрещенными на груди руками. Рядом с телом находились браунинг и та самая предсмертная записка, на которой не было ни даты, ни подписи. А окно в сад было открыто.
Несколько лет спустя жена фабриканта рассказала, что сквозь это окно видела убегающего по саду мужчину в плаще и шляпе. Но в день трагедии она почему-то промолчала об этом, и французская полиция приняла версию самоубийства. А мы, чтобы понять, было ли это самоубийство, или нет, обратимся к личности Саввы Морозова и последним годам его жизни.
Савва Морозов
Савва Тимофеевич Морозов был одним из влиятельнейших и богатейших представителей бизнес-элит России. С 1887 года вместо ушедшего на покой отца он стал владельцем-управляющим Товарищества Никольской мануфактуры «Саввы Морозова сын и Ко» и одним из самых влиятельных российских промышленников. Но имелись у него два страстных увлечения, которые забирали немалую долю доходов фабриканта. Первое из них — театр. Савва Морозов был управляющим финансовой частью МХАТа, лишь с 1898 по 1902 год он пожертвовал театру 200 тысяч рублей. Еще 300 тысяч вложил в строительство здания театра.
Увлечение театром у Саввы Морозова тесно переплеталось с личными отношениями — его любовницей была восходящая звезда МХАТа, красавица Мария Федоровна Юрковская, более известная под сценическим псевдонимом Мария Андреева.
Второй страстью одного из богатейших людей России было революционное движение. Савва Морозов знал Ленина, был в дружеских отношениях с Максимом Горьким и Леонидом Красиным. Фабрикант не только оплачивал издание ленинской «Искры» и других большевистских газет, давал деньги на иные «революционные нужды», но даже нелегально доставлял запрещенную большевистскую литературу на собственные фабрики.
И доигрался в революцию. В 1905 году на фабриках Морозова начались бунты и забастовки, хотя его рабочие жили намного лучше другого пролетариата. События Кровавого воскресенья 9 января 1905 года, когда была расстреляна мирная демонстрация питерских рабочих, стали причиной жестокого нервного срыва Саввы Морозова. В Москве заговорили о его сумасшествии.
15 апреля был созван медицинский консилиум, который нашел у Саввы Морозова «тяжелое общее нервное расстройство, выражавшееся то в чрезмерном возбуждении, то в подавленном состоянии, приступах тоски», и порекомендовал лечение в Европе. После этого, фактически «под конвоем» жены и личного врача, Савва Морозов выехал в Берлин, а оттуда — в курортные Канны. Спустя месяц именно там прозвучал роковой выстрел.
Смерть Саввы Морозова
Во всех версиях гибели Саввы Морозова фигурирует его любовница, актриса Мария Андреева. Эта красавица была знакома с Лениным, с 1900 года стала гражданской женой Максима Горького. Есть мнение, что Андреева являлась для Морозова «медовой ловушкой», и большевики использовали ее, чтобы держать «дойную корову революции» под полным контролем.
Савва Тимофеевич Морозов был безумно и безоглядно влюблен в Марию Андрееву. Настолько, что застраховал свою жизнь, а полис «на предъявителя» вручил Андреевой, чтобы любовница не осталась без средств к существованию в случае его смерти. И действительно, после рокового выстрела в Каннах актриса предъявила тот самый страховой полис на 100 тысяч рублей и получила эти деньги.
Согласно одной из версий, киллером, оборвавшим жизнь красного олигарха, стал его друг, большевик Леонид Красин. Якобы он приехал в Канны сразу следом за Саввой и, встретив его на улице, стал требовать денег на покупку оружия. Но Морозов категорически отказался впредь финансировать большевиков. После этого Красин его застрелил — чтобы Андреева получила страховые деньги и передала на партийные нужды.
Кстати, есть еще одно косвенное подтверждение того, что Андреева причастна к убийству. Та самая предсмертная записка без даты и подписи. Ходили слухи, что когда Андреева закрутила бурный роман с Максимом Горьким, Савва Морозов от ревности решил застрелиться. Написал ту самую записку, но потом вспомнил о собственной жене и детях и стреляться не стал. А неоконченное письмо в шутку подарил Андреевой. Именно оно и могло оказаться на месте «самоубийства» фабриканта.
Самоубийство Саввы Морозова
Вообще, версий убийства Морозова гораздо больше. Например, что Савву «заказала» собственная мать. Старообрядка, очень властная и сильная женщина, Мария Федоровна Морозова была резко против либерализма сына. Именно поэтому она пыталась отстранить Савву от всех дел и настаивала на его отъезде в Канны на лечение. Как утверждали современники, она вполне могла нанять киллера для сына, чтобы препятствовать распространению большевистских идей в «империи Морозовых» и прекратить траты семейных капиталов на революцию.
В конце концов, сломленный, разочаровавшийся в своей любви Савва Тимофеевич действительно мог сам пустить себе пулю. В пользу этого говорят факты, которых почему-то в упор не замечают сторонники детективных версий. Французские полицейские эксперты официально зафиксировали, что пальцы левой руки Морозова были обожжены порохом от выстрела. А на груди химическим карандашом нарисованы контуры сердца. Смешно думать, что его нарисовал киллер на теле еще живой будущей жертвы.
Учитывая, что Морозов стрелять почти не умел, эксперты моделируют следующую картину. Савва, чтобы не промахнуться и обеспечить себе моментальную смерть, по биению определил нахождение своего сердца и для верности обрисовал его контур. Потом правой рукой поднес браунинг к сердцу, а левой придерживал его за ствол, чтобы он в последний момент не сдвинулся. И нажал на курок.
Итак, была ли смерть красного олигарха Саввы Морозова убийством или суицидом, мы, скорее всего, не узнаем никогда.