Бывший «вор в законе» Вова Зюзя
Содержание
Биографию этого человека можно оценить по-разному: с точки зрения законопослушных граждан, это история о том, как герой данного материала «свернул не на ту дорожку», посвятил некоторую часть своей жизни криминалу, но исправился, одумался и вернулся к обыкновенному обывательскому образу жизни. А вот с точки зрения воровского мира, «раскоронованный» «вор в законе», вынужденный «завязать», — это явный неудачник и даже предатель того звания, которым его удостоили. Но предоставим всё-таки читателям давать оценки самостоятельно — расскажем только о том, что является фактами.
Родился Владимир Озерский 19 мая 1981 года. Местом его рождения стал небольшой город Электросталь. О семье и детстве этого человека подробных сведений нет. А вот о его молодых годах точно известно, что он занимался мелкими кражами и финансовыми махинациями в не особо существенных объемах, совмещая всё это с попытками обычного трудоустройства. На какое-то особое лидерство, руководство ОПГ или статус «смотрящего» скрытный, аккуратный Озерский, вероятно, не претендовал. А в «воры в законе» из мелкого уголовника он выбился просто благодаря знакомствам с куда более влиятельными в криминальном мире личностями. Тем более что до своих 27 лет у него вообще не было ни единого конфликта с законом.
Получение титула «вор в законе»
«Короновали» Владимира Озерского в 2008 году. Но любопытно, что по разным источникам ходят две совершенно разные версии того, при каких обстоятельствах состоялась эта церемония.
Первая версия гласит о том, что почетное присвоение звания «вора в законе» произошло 6 ноября и местом проведения мероприятия стал ночной клуб «Шоколад» в Москве.
По другим данным, церемония эта стала для Вовы Зюзи (такую криминальную кличку получил новоиспеченный «законник») заочной — то есть в тот момент, когда в вышеупомянутом «Шоколаде» происходила раздача воровских званий, сам Озерский находился за решеткой, в подмосковном городе Ногинске, в следственном изоляторе (поскольку был задержан по делу о мелкой краже).
Как бы там ни было, достоверно известно, что ходатайствовали за присвоение статуса «законника» Зюзе его друзья и напарники в криминальной деятельности: «воры в законе» Слива и Вятлаг. На коронационной церемонии присутствовали сам Дед Хасан, Япончик собственной персоной и другие влиятельные криминальные персоны.
Преступления и тюремные сроки
Судили Владимира Озерского дважды — первый раз он отбыл полностью назначенный ему срок, а второй раз ему удалось оказаться на свободе намного раньше, чем было предписано приговором суда.
Первая судимость и отсидка Вовы Зюзи относится к 2009 году: в январе Электростальский городской суд осудил его на три года лишения свободы. Причиной тому стала совершенная им мелкая кража (украден был мобильный телефон) и использование поддельных документов, удостоверяющих личность. Отбывал наказание он в колонии в Карелии. И что интересно — уже тогда «вор в законе» поступился важнейшими принципами воровской чести и вступил в «секцию дисциплины и порядка» — это своеобразные надсмотрщики-контролеры из числа заключенных в колонии. Был ли этот поступок результатом жесткого принуждения со стороны администрации, или Вова Зюзя просто решил таким образом улучшить свое пребывания в местах не столь отдаленных — история умалчивает. По этому делу он освободился в мае 2011 года.
Вторая же «ходка» имела более серьезное основание. В том же 2011 году, летом, спустя всего несколько месяцев после освобождения, Владимир Озерский был задержан в аэропорту Внуково. При себе у него нашли сверток, в котором обнаружился героин.
Однако адвокаты Озерского постарались на славу: уже после начала отбывания срока им удалось доказать, что сверток не принадлежал «законнику», а был подобран им на полу аэропорта — как вещь, оброненная кем-то из находившихся в здании пассажиров. Эта версия устроила следствие, и уже в декабре 2011 года Владимир Озерский освободился из следственного изолятора. Также с него сняли действие подписки о невыезде.
Зюзя, Слива и Ходорковский
Занятную историю, относящуюся к периоду, когда Вова Зюзя отбывал срок заключения в колонии ИК-7, связывают с опальным российским олигархом Михаилом Ходорковским. Дело в том, что Зюзя и Ходорковский одно время находились в одной колонии, в населенном пункте Сенежа (Карелия).
А вот давний приятель Озерского, вор в законе Слива (он же по паспорту Вячеслав Шестаков) находился тогда на свободе, причем даже не в России, а в разъездах по Европе. И именно Слива (по не уточненным мотивам) начал активно заботиться о том, чтобы отбывающему наказание Ходорковскому были созданы лучшие условия на зоне — и со стороны заключенных, и со стороны администрации колонии. И конечно, Озерский, с его практикой сотрудничества с администрацией, пришелся как нельзя кстати в этом деле.
Стало известно обо всем этом благодаря прослушке разговоров Сливы и Зюзи по телефону — ФСБ весьма внимательно относилось ко всему, что касалось знаменитого сидельца, и уж точно не желало, чтобы в это дело, фактически государственного уровня значимости, вмешивались какие-то уголовники. Впрочем, Озерского никоим образом не тронули, а вот Шестаков еще довольно долго предпочитал не появляться на российских просторах.
«Раскоронация»
То, что Вова Зюзя таки лишился статуса «законника», в принципе, мало кого удивило — ведь он успел нарушить столько важных для «воров в законе» принципов, что «раскороновать» его могли даже намного раньше. Чего стоит только вступление в «секцию дисциплины и порядка» еще во время отсидки в 2009 году, причем буквально сразу после «коронации»! А ведь сотрудничество с тюремным руководством и вообще с представителями правопорядка для вора — жуткий позор и предательство идеалов! Но тогда за него вновь похлопотал приятель Слива, и историю замяли.
А вот в 2014 году избежать этого уже не удалось — влиятельные воры «хасановского клана» сняли с Озерского воровские полномочия. Что именно послужило конкретным поводом на тот момент — неизвестно, но это не так уж занятно, поскольку не все воровские дела становятся предметом огласки и проникают в СМИ и вообще к широкой общественности с подробностями.
Любопытно другое — бывший «вор в законе» Владимир Озерский не стал оспаривать лишение его титула, больше не задерживался и не был судим, перестал посещать сходки и вести дела с другими криминальными «авторитетами». В итоге, как считается, с тех пор он вообще покинул криминальную деятельность, вернувшись ко вполне законопослушной жизни всё в той же Электростали.