Главный «вор в законе» российского кинематографа Александр Абдулов
Александр Гаврилович Абдулов — актер театра, кино и сериалов, сыгравший достаточно много ролей, связанных с миром криминала. На его счету — образы преступников разного ранга: эти роли зрители оценили как сыгранные с огромным мастерством сценического перевоплощения. В чем же секрет такого успеха: великом таланте актера — или каких-то его связях с миром криминала?
В комедии «За прекрасных дам!» герой, сыгранный Абдуловым, — бывший уголовник Гена. Правда, фильм обыгрывает не криминальный сюжет, а романтическую линию.
А вот «Тюремный романс», снятый в 1993 году, — это фильм, в котором главную роль Абдулова можно назвать особенной — ведь его персонаж имел вполне конкретного и даже живого на момент съемок и выхода фильма прототипа. Им стал Сергей Мадуев — человек, совершивший множество преступлений, и даже по меркам воровского мира считавшийся полным «беспредельщиком».
Сыгранный Абдуловым герой взаимно влюбляется в женщину-следователя и пытается с ее помощью бежать. Аналогичную попытку побега совершал и Мадуев — да вот только романтических чувств он за собой не признал, а на следствии рассказал, что лишь удачно использовал влюбившуюся в него следовательницу Наталью Воронцову. После выхода фильма Сергей Мадуев прожил до 2000 года, пребывая в заключении.
В знаменитом сериале «Место встречи изменить нельзя» герой Абдулова снова принадлежит к криминальному миру: его зовут Лошак и он участник бандформирования «Чёрная кошка», а именно — шофер.
В еще одном произведении кинематографа — «Тайнах мадам Вонг» Абдулов — это Доул, подельник современной пиратки мадам Вонг.
«Живая мишень» — детектив о криминальном мире провинциального советского городка, где Абдулову досталась небольшая роль, но снова криминального элемента.
В фильме «Ищите женщину» персонаж Абдулова — корыстолюбивый убийца Робер де Шаранс.
Также совершает убийство персонаж, сыгранный Александром Абдуловым в фильме «10 негритят», хотя действие там было непредумышленное, так что полноценным злодеем героя можно не считать.
В фильме «Гений» абдуловский персонаж Сергей Ненашев изначально вовсе не преступник, а изобретатель — но ему приходится действовать в условиях разгула преступности (так как действие происходит в ранних девяностых) и встревать в незаконные аферы. В итоге он возглавляет группу жуликов под кличкой Папа, вступая в ополчение и против милиции, и главного «законника» по кличке Принц.
«Нулевые» же годы ознаменовываются для артиста главной ролью в сериальной эпопее «Next», «Next 2» и «Next 3», где он уже был «коронован» до ранга полноценного «вора в законе» — влиятельного и обеспеченного криминального авторитета, которого зовут Фёдор Павлович Лавриков (для ближайшего окружения — Лавр). Именно этот сериал наиболее подробно касается темы современного воровского мира.
И лишь в другом сериале, «Ледниковый период», Александр Абдулов отошел наконец от привычных образов преступников и сыграл неподкупного подполковника милиции по фамилии Клепко.
В кино и в жизни: насколько реалистичны преступники,
сыгранные Абдуловым?
В криминальном мире на каждом шагу доводится сталкиваться с определенными внутренними правилами поведения, незнание и несоблюдение которых может оказаться чреватым. И конечно, фильмы и сериалы не могли обойтись без сцен, где обыгрываются определенные «ритуалы» тюремной жизни.
Но знакомые с реальным тюремным укладом люди утверждают, что в фильмах много неточностей: персонажи Абдулова, несмотря на психологическую убедительность игры актера, производят действия, которые точно не стали бы делать реальные уголовники.
Наиболее яркая неправдоподобность
Особенно показательна в этом аспекте сцена из сериала Next: там герой Абдулова, «вор в законе» Лавр, «заезжает в хату» — то есть впервые заходит в камеру, где ему предстоит сидеть. В реальных условиях «законники» в такой ситуации ничего особенного не предпринимают: поскольку столь почетных людей знают, то их ждут заранее, беспрекословно освобождают для них наилучшее спальное место и вообще оказывают всяческое уважение. Бывало даже, что некоторые «воры в законе» (в некоторых тюрьмах и колониях) и вовсе сразу получали отдельную камеру, без случайных лишних сокамерников. То есть «законнику» точно не приходилось бы что-то кому-то доказывать, завоевывать авторитет и т. д.
Что показано в сериале: Абдулов (точнее, его герой Лавриков) заходит в камеру — и на него обрушиваются шутки местных «шестерок». А затем в кадре появляется уже сидящий в этой камере авторитет, явно без статуса «вора в законе» — поскольку двух «законников» ни одной тюремной администрации в голову бы не пришло определить в одну и ту же камеру, да и вообще люди со столь высоким титулом в воровском мире редко пересекаются даже в пределах одной зоны. То есть появившийся персонаж априори должен быть ниже по рангу и оказывать почести Лавру — однако вместо этого он едко указывает новоприбывшему на место возле параши — это неслыханное оскорбление, «воры в законе» могли убить человека прямо на зоне за такие слова! Лавр же достает нож (кстати, запрещенная вещь, владение которой означает высокий статус вора) и, вместо того чтобы кровью смыть оскорбление, действительно садится на указанное место и начинает неспешно чистить яблоко, отделываясь шуткой «если уж меня определили в петухи, то я потопчу тут ваших курочек» (сама удачность такой шутки с учетом слова «петух» в ней тоже сомнительна).
В реальности до такого «гордого самоунижения» и позорного отшучивания никто бы не снизошел: для любого обитателя зоны (не только «вора в законе»!) сесть на место для «опущенных» и сказать о своем причислении к «петухам» — далеко не шутка. Это означало бы фактический перевод человека в статус «опущенного», невзирая на все предыдущие заслуги.
И даже если в сериале эта сцена сыграна весьма эмоционально и с эффектными репликами, возможно, даже вызывая восхищение непосвященных зрителей в чувство собственного достоинства героя, то в жизни ее быть никак не могло бы. Хотя, конечно, виной актера этот «косяк» считать не стóит — скорее, это результат режиссерского решения (режиссером сериала был Олег Фомин).
Основная неправдоподобность
Кстати, некой недостоверностью отличается и сама сюжетная канва сериала «Next»: влиятельный криминальный авторитет внезапно узнаёт, что у него есть сын, а «ворам в законе» не полагается иметь семьи и детей — и он хочет сохранить эту тайну.
Однако сериал снимался в ранних «нулевых», и персонажи действуют в это же время: а ведь уже тогда данный обычай не обладал прежней жесткостью — на тот момент уже было множество реальных «воров в законе», не скрывавших наличие жен и наследников. Некоторые из них даже подключали к своей деятельности взрослых сыновей. А жесткий запрет на семью для «законников» был актуален разве что несколькими десятилетиями ранее — и то, на рожденных вне брака отпрысков смотрели сквозь пальцы, так как те не носили фамилий отцов.
Александр Абдулов и буква закона
Что же сам актер? Почему столько его ролей относится именно к миру уголовщины? Был ли он задействован в криминальных кругах и занимался ли незаконной деятельностью?
На этот счет за артистом никакого отношения к криминальному миру не имеется, а его конфликты с правоохранительными органами славятся далеко не уголовным характером, хотя кой-какие нюансы таки имели место быть.
Дело в том, что Абдулов обладал довольно злопамятным и обидчивым характером и при этом не чурался раздувать скандалы с привлечением СМИ. Так, было несколько случаев, о которых он рассказывал, что его задерживали и избивали сотрудники милиции. Однако со стороны правоохранителей поступала несколько иная информация: никто народного артиста не избивал, просто задержали в нетрезвом состоянии на несколько часов при попытках поскандалить с секьюрити и пройти в одно из московских казино.
Также, со слов актера, его еще пару раз избивали представители правоохранительных органов — например, сняв с поезда в Смоленске или после задержания за рулем авто в нетрезвом виде.
Себя он каждый раз позиционировал сугубо как пострадавшую сторону — и, возможно, какие-то невысказанные обиды с фантазиями и проявлял в своих криминальных ролях.
Судим не был.