Борьба смотрящих за Сибирь и Дальний Восток
Отрезанные от центра тысячами километров Забайкалье и Дальний Восток России, всегда жили немного иначе, чем остальная страна. Хотя лихие 90-е не обошли стороной и этот уголок, но здесь их кровавое дыхание было менее заметным. Особенно в Приморье, где к началу лихих 90-х почти все зоны влияния были уже четко поделены.
Как известно, криминал расцветает там, где водятся деньги. Приморье в этом отношении всегда было лакомым куском: морепродукты, японские иномарки, китайский ширпотреб. На этом в 1990-х годах держалась куча авторитетных пацанов, зарабатывая уже тогда миллионы долларов. Пока не появлялись другие авторитеты и не пытались вырвать этот кусок с кровью.
Воровской Дальний Восток немыслим без упоминания такого вора в законе, как Евгений Васин, больше известный по кличкам Батя, Джем. Свою криминальную империю — «Общак» — Батя начал выстраивать в Комсомольске-на—Амуре еще в 1980-х годах. Однако настоящий рост пошел после его освобождения в 1987 году. К началу 1990-х годов «под ружьем» у Васина находилось более 4 тысяч бойцов, что для малонаселенного Дальнего Востока — число впечатляющее.
К середине 1990-х годов авторитет Васина не только на Дальнем Востоке, но и в остальной России был непререкаемым. Он входил в десятку российских авторитетов, наряду с такими, как Япончик, Сильвестр и Отари. Однажды в местном телеэфире вор прямо сказал: «Это мой край, и я хочу, чтобы здесь у меня был порядок».
На попытки чужаков влезть на его землю Васин реагировал жестко. Был расстрелян вор в законе Мася, контролировавший значительную часть Сибири, а также авторитет Калина. Их главных врагов — «кавказцев» — «джемовцы» тоже мочили пачками: Лео, Цао Большой, Анзор. В 1990-1993 годах Джем «подписался» на сходках за семерых авторитетов, которые
позже стали ворами в законе. Теперь весь дальневосточный «Общак» был под Джемом и его замами — ворами Долей и Евой. Такая ситуация сохранялась до середины 1990-х годов, пока между Джемом и хабаровским смотрящим — Пуделем — не случился конфликт.
Пережив покушение, Пудель быстро понял, к чему могут привести дальнейшие терки, и уехал в Москву. А его место вскоре занял ставленник Джема — авторитет по кличке Сосед.
Сильные были позиции «общака» и на богатом острове Сахалине. Около 50 организованных групп координировались здесь джемовским разводящим — Лопухом. При этом интересы Бати на острове простирались вплоть до разработки нефти на Сахалинском шельфе. Однако такой поворот не устраивал сахалинского вора Аксена, которого поддерживали московские законники Чира и Вальтер. В результате на банкете между Джемом и Аксеном случился мордобой, а после и настоящая война.
Летом 1998 года во время визита на остров, киллер едва не убил джемовского вора Еву. В отместку Джем послал к Аксену «эскадрон смерти» — банду Кадевича. Отморозки взорвали кафе «Луный свет», где проходили встречи местной братвы. Погибло 30 человек.
Авторитет Винни-Пух
В то же время в Приморье, где Джем не успел закрепиться, был настоящий беспредел. Местные ОПГ устраивали кровавые разборки прямо на улицах Владивостока. В короткий
промежуток времени только во Владивостоке полегло свыше 30 местных авторитетов и бригадиров. Выжили не самые крутые, а самые умные. Одним из таких бригадиров, по мнению борцов с оргпреступностью, стал местный авторитет по кличке Винни-Пух.
В детстве парнишка всерьез увлекся боксом и рукопашным боем, в предосудительных поступках ни в школе, ни в вузе замечен не был. Но в 19 лет, в 1992 году, Винни-Пух вошел в ОПГ дальневосточного вора в законе Баула. Тот доверял ему свои дела, знакомил с людьми. После смерти Баула в 1995 году его бригада распалась на несколько частей. Собрав 15 человек, Винни-Пух сколотил свою бригаду, получившую в городе название «Винни-Пухи».
Через несколько месяцев в рядах банды уже насчитывалось около 200 членов. Криминальную прибыль банда получала от крышевания ряда владивостоксих фирм, за что лидер получил вторую кликуху — Вова-колбасник. Зато барыжить наркотой авторитет категорически отказывался. Оперативники характеризовали его как дерзкого и рискованного человека. На стрелке с известным в городе авторитетом Леонидом Ивлевым Вова-колбасник прострелил ему ногу. Хотя Ивлев имел серьезных покровителей, которые однажды отмазали его от притязаний таких воров, как Япончик и Джем. Но Винни-Пух за прострел ноги отделался лишь слабой попыткой милиции привлечь его к ответственности.
После смерти Баула лидером одной из банд стал Андрей Карпов. Однако в результате жестких терок с Винни-Пухом Карпов полностью отказался от наследства Баула. Зато сам Вова-колбасник активно расширял легальный бизнес. Его братва под пытками вынудила владельца рыбодобывающей компании «Турниф» продать контрольный пакет акций. Затем «пуховская» братва серьезно наехала на сына экс-губернатора Приморья Андрея Ноздратенко. Его блокировали в своем коттедже, требуя отдать несколько траулеров. Вызванный на помощь ОМОН… выступил на стороне нападавших братков.
Если бы не вмешательство отца, Андрею бы не помог даже его помповик. Спустя некоторое время Винни-Пух двинулся во власть. Лидеры других ОПГ, боясь его усиления, на этот счет даже посовещались с московскими ворами. Те осудили такое властолюбие Винни-Пуха, но это его не остановило. В краевом парламенте распальцованный депутат однажды прилюдно набросился с кулаками на своего оппонента и пригрозил его замочить. Никто не удивился, лишь посочувствовали. В дальнейшем чиновничья карьера депутата круто пошла в гору, в то время как его конкуренты либо погибли, либо остались неудел.
Сибирский Чикаго
Другим рассадником криминала в Восточной Сибири была Чита. Еще в 1989 году прокуратура обезвредила кровавую банду Виктора Свиридова по кличке Свирид. Бандиты промышляли вдалеке от родных мест — в Поволжье, Подмосковье и Прибалтике, где совершали грабежи, разбои и убийства. Процесс по «свиридовским» стал первым в крае по статье УК «Бандитизм». Свиридов получил 10 лет, а двое его палачей — смертную казнь. Однако именно эта отсидка продлила Свириду его лихую жизнь.
В отсутствие Свирида на первое место в Чите выдвинулась банда вора в законе Сергея Сильвестрова по кличке Боцман. Вечером 16 мая 1993 года иномарка с авторитетом остановилась на одном из перекрестков. В этот момент со стороны сиденья Боцмана притормозил мотоциклист, его пассажир выпустил в вора очередь из автомата. После похорон Боцмана местный сходняк в лице смотрящего — Александра Трефолева (Интеллигент), — Эдуарда Иконова (Икона) и Игоря Осинцева (Осина) стали выяснять, кто мог убить Боцмана. По раскладу выходило, что это было выгодно Осине, но тот отвел от себя подозрения.
Дело втом, что «Чеченская» ОПГ решила подмять под себя реконструкцию аэропорта Читы, на который имели виды славяне. В феврале 1993 года Боцман с ведома Интеллигента «заказал» коллегам — «Первомайской» ОПГ (лидер — Икона) — налет на пансионат «Березка», где располагался штаб чеченцев. Стволы и гранаты для той мокрухи выделил Осина. Но штурм пансионата оказался напрасным, чеченцев в «Березке» не оказалось. Правда, те все равно залегли на дно. По словам Осины, лишь на время, чтобы нанести ответный удар. Их жертвой и стал Боцман.
Опровергнуть его слова никто не смог. Позднее выяснится, убийство Боцмана было делом рук «осиновских». Чтобы не допустить гангстерской войны, читинский УБОП задержал «первомайцев», а заодно и смотрящего по Чите — вора в законе Интеллигента. После чего главным мафиози в Чите стал Осина, а его правой рукой — убийца Боцмана Игорь Мельничук по кличке Красный. Такое погоняло мастер спорта по боксу получил за ярко-рыжий цвет волос.
В конце 1990-х годов читинский УБОП еще дважды задерживал Красного, но оба раза его вытаскивал Осинцев, имевший связи в верхах. Вдвоем бандиты отжали несколько предприятий, но споткнулись о центральный рынок Читы, контролируемый ОПГ «Толстяки». Последние, узнав о рейдерских планах Красного, наняли бригаду Антипа устранить его. Но киллер, спрятавший фугас на тропинке для бега, нажал на кнопку раньше времени. Красный остался жив, а вот трое «антиповских» исчезли спустя пару дней навсегда. Вскоре их обгоревшие трупы нашли на пепелище коровника в деревне Беклемишево. Позднее было расстреляно двое совладельцев рынка.
Когда из зоны вышел постаревший Свирид, то потребовал от бывшего подчиненного Осины солидный кусок. Тот решил, что убрать бывшего босса будет дешевле. Однажды Свирид вышел в тапочках на площадку покурить и… бесследно исчез.