Убитые и воскресшие
Считается, что если уж человека привели на лобное место для казни, то спасти его может только помилование или чудо. И чудеса действительно случаются. Причем порой кажется, что дело не обходится без неких высших сил. 27 марта 1634 года в Нью-Йорке был повешен английский грабитель Джон Бартендейл. Он висел в петле целых 45 минут, что по всем нормам более чем достаточно, чтобы отдать богу душу. Бартендейла вытащили из петли и похоронили на пустоши за городской чертой.
В могиле казненный пришел в себя и предпринял попытку откопаться. Проезжавший мимо дворянин заметил шевеление земли и помог Джону выбраться на свет божий. Когда окружной шериф узнал о спасении Бартендейла, он предпринял попытку добиться его повторной казни. Однако суд столкнулся с невозможностью однозначной идентификации Бартендейла. Дворянин не захотел его смерти и заявил, что не запомнил место, где помог выбраться человеку из земли. А Бартендейл попросту назвался другим именем. В конце концов, суд закрыл дело. Говорят, Бартендейл прожил долгую, а главное — честную жизнь, свернув с преступной дорожки.
Воскрешение после виселицы
А вот другой пример. Незамужняя девица из Оксфорда Энн Грин забеременела от внука своего хозяина. Она родила недоношенного ребенка и тайно захоронила его. Труп нашли, а Грин приговорили к смертной казни за убийство, хотя она и клялась, что младенец родился уже мертвым. 14 декабря 1650 года Энн возвели на эшафот. В последнем слове, обращаясь к собравшейся внизу толпе, девушка заявила, что невиновна, и призвала Бога принять ее душу. Палач накинул ей петлю на шею, выбил подставку из-под ее ног и, чтобы ускорить переход повешенной в мир иной, несколько раз поднимал ее вверх, а потом с силой дергал вниз.
Энн Грин провисела в петле около получаса. Затем ее тело сняли и увезли в морг, где два доктора приступили к ее вскрытию. Но едва они сделали первый надрез, как у женщины вырвался стон. Врачи тут же принялись ее реанимировать. Как бы то ни было, Энн очнулась. Чудесное воскрешение Грин после казни было признано судом свидетельством ее невиновности. И Энн оправдали! Она прожила долгую жизнь и родила еще троих детей.
Нечто похожее случилось и с шотландкой Маргарет Диксон. Молодая женщина была замужем за моряком, а пока тот находился в плавании, сожительствовала с трактирщиком. Поскольку с контрацепцией в XVIII веке было плоховато, то Мэгги, как говорится, «залетела». Супружеская неверность в то время каралась строго, а потому Диксон решила избавиться от ребенка, и бросила новорожденного в реку. Однако тело малыша обнаружили, нашли его мать и приговорили Маргарет к смертной казни.
2 сентября 1724 года Диксон вздернули на виселице. А после казни выдали ее тело родным. Те решили предать его земле в Мюссельбурге, где она родилась, и отправились в путь. Трудно даже представить, какого страха натерпелись родственники Мэгги, когда по дороге услышали, что кто-то стучит в крышку гроба. Превозмогая ужас, они все же открыли крышку и обнаружили, что Диксон буквально вернулась с того света. Родня на радостях завернула в какую-то таверну, где устроила праздник, в ходе которого Мэгги окончательно пришла в себя. Она прожила еще 40 лет, работала в трактирах и не отказывала себе в земных радостях. Окружающие наградили ее прозвищем Полуповешенная Мэгги. А после ее смерти это прозвище написал на своей вывеске один паб в Эдинбурге, расположенный возле места казни Диксон. Этот паб привлекает туристов легендой о чудесном спасении Мэгги и поныне.
Причины, по которым Бартендейл, Грин и Диксон выжили, так и остались неизвестными. Если отбросить версию о чуде, то следует искать их в особенностях человеческого организма. Например, доподлинно известно, благодаря чему осталась жива Инетта де Бальшам, почти сутки провисевшая на виселице. Ее казнили в Англии 16 августа 1264 года в 9 часов утра за укрывательство воров, и оставили висеть до следующего утра. Но когда на следующий день обрезали веревку и опустили Инетту наземь, то, к огромному удивлению присутствующих, обнаружили, что она еще жива.
Конечно, будь де Бальшам осуждена за колдовство, то все бы решили, что это ведьмины проделки. И не миновать бы ей новой расправы. А тут стали разбираться. И выяснили, что во время повешения горло Инетты деформировалось таким образом, что петля не смогла ей полностью перекрыть доступ воздуха. Об этом удивительном случае сообщили королю Генриху III, который в тот момент пребывал в хорошем расположении духа и даровал укрывательнице воров помилование.
Трижды повешенный
23 февраля 1885 года в английской тюрьме графства Эксетер произошло загадочное событие. Палач Джеймс Бери трижды пытался отправить на тот свет некоего Джона Ли, приговоренного к повешению за убийство вдовы-миллионерши Эмили Кейс, у которой он служил лакеем. Но некая потусторонняя сила каждый раз выводила из строя механизм, открывающий деревянный люк под виселицей, в который приговоренный к смертной казни должен был провалиться.
При первой попытке Ли стоял на крышке люка в течение 6 минут, пока два конвоира били по ней ногами. Но крышка так и не открылась, и Ли увели с эшафота. После того как столяр стесал края люка и смазал петли, приговоренного вторично привели на казнь. Но люк по-прежнему не открывался. После этого комендант тюрьмы в течение 20 минут лично осматривал и испытывал механизм виселицы. Убедившись, что механизм действует безупречно, он дал сигнал повесить осужденного в третий раз.
Но под ногами Джона Ли по каким-то сверхъестественным причинам люк не открылся и в третий раз. Решив, что с провидением бороться бесполезно, власти в тот же день заменили Ли смертную казнь пожизненным заключением.
«Вмешательство Господа не позволило закону лишить меня жизни», — объяснил происходившее Джон Ли. До 1907 года «счастливчик Ли» находился в тюрьме, затем был помилован и уехал в США, где и умер в 1933 году. Уже на смертном одре Ли раскрыл свою тайну. Оказалось, что ему помог искусный плотник Френк Росс, строивший виселицу.
Он точно под тем местом, где во время казни должен стоять священник, подпилил одну доску, которая двигалась всего на один-единственный сантиметр, когда кто-нибудь на нее становился, что блокировало люк. При проверках священник уходил со своего места на помосте виселицы и не стоял на той самой доске. Поэтому механизм действовал исправно. Но при каждой попытке привести в исполнение приговор, священник занимал свое место и тем самым не позволял люку открыться.
Вернувшиеся с того света
Впрочем, не только повешение дает сбои, но и другие виды казни. Когда мексиканский революционер Венсеслао Могуэль 18 марта 1915 года попал в плен к правительственным войскам, разбираться с ним долго не стали, а тут же поставили к стенке.
Расстрельный взвод исправно выполнил свою работу, всадив в Могуэля 9 пуль. Командир взвода тоже не схалтурил и произвел по упавшему революционеру контрольный выстрел в голову. Ни у кого не возникло сомнений, что Венсеслао мертв, но когда солдаты ушли, Могуэль очнулся и смог добраться до своих.
Его выходили, и он прожил еще долгие годы. Хотя, конечно, расстрел не прошел для него бесследно. Венсеслао был обезображен, отчего его называли «парнем, с которым вы вряд ли захотите танцевать на вечеринке». Но зато про него сочинили песню, ставшую в Мексике хитом.
Считается, что люди, выжившие после казни, побывали на том свете и вернулись оттуда в мир живых. Поэтому всех интересует, что они видели за пределами этого мира. В 1705 году Джон Смит болтался в петле больше четверти часа. Толпа, собравшаяся поглазеть на его казнь, прониклась к нему сочувствием и принялась скандировать: «По-ми-ло-вать». В результате казнь отменили, веревку обрезали, а Джона помиловали.
Когда он пришел в себя, то поведал: «Когда меня скинули с телеги, в течение некоторого времени я чувствовал страшную боль, вызванную весом моего тела, и что все мои жизненные силы странным образом устремились вверх. Когда они добрались до головы, я увидел яркий свет, который, казалось, исходил из моих глаз. Дальше я перестал чувствовать боль. Затем меня сняли, и сознание начало возвращаться ко мне. А когда кровь и жизненные силы пошли обратно вниз, я испытал такую нестерпимую боль, что мне захотелось, чтобы тех, кто вытащил меня из петли, самих повесили».