Перевороты в Ираке
Несведущему в политике человеку может показаться дикой ситуация, которая сегодня сложилась вокруг Сирии и Ирака. На самом деле такой «политический винегрет» приправленный кровью, вполне привычное явление для Ближнего Востока.
Поводом к военным конфликтам в этом регионе становились различные причины. Правоверные мусульмане-шииты воевали против таких же правоверных мусульман-сунитов. Потом все вместе вспоминали, что существуют «неверные» христиане и, объединившись, пытались искоренить скверну. Наконец, возникали конфликты вокруг национальных анклавов, и тогда туркоманы становились злейшими врагами курдов, а те, как и сегодня, пытались избавиться от турецкого ига.
В середине прошлого века к этому добавилось желание прогрессивных сил ликвидировать многовековые монархии. Как это сделал в 1950-х годах в Египте Гамаль Абдель Насер, ставший светским президентом. Пример оказался заразительным, и вскоре революционное движение появилось в Ираке. Тайная организация называлась «Свободные офицеры». Ее возглавил бригадный генерал Абдель Керим Касем.
Сын солдата Османской армии, погибшего во время Первой мировой войны, и дочери крестьянина-курда, он сумел получить педагогическое образование благодаря государственной стипендии. Правда, преподавал в школе недолго. Абделя привлекла военная карьера, И после окончания военного колледжа тридцатилетний лейтенант в 1934 году становится в ряды вооруженных сил Ирака.
Доподлинно неизвестно, насколько удачным было его личное участие в боевых действиях против восставших племен в долине Евфрата, англо-иракской войне 1941 года‚ первой арабо-израильской войне, но 1955 год Абдель Касем встретил в звании бригадного генерала. И тогда же, став лидером тайной организации «Свободные офицеры», он начал формировать коалицию, получившую название Фронт национального единства. В нее вошли Народно-демократическая партия, социалисты из только что сформировавшейся партии БААС, националисты «Истикляль» и коммунисты. Программы у всех были разные, но цель одна — свержение монархии.
Переворот в Ираке 1958 года
Как известно, основной движущей силой заговоров и госпереворотов является армия. Так случилось и в Ираке. В ночь на 14 июля 1958 года две бригады, одной из которых командовал Абдель Касем, а второй полковник Абдель Ареф, вместо того чтобы отправиться на маневры, вошли в Багдад и в соответствии с принятым планом захватили центральный телеграф и радиостанцию столицы, после чего окружили королевский дворец.
Охрана оказывать сопротивление не стала и даже перешла на сторону мятежников. Монарху ничего не оставалось, как выбросить белый флаг. Но когда семья Фейсала II и регент Абдель Илах вышли из дворца, один из путчистов, молодой лейтенант, открыл огонь из автомата на поражение. Почти все члены королевского семейства были убиты на месте, а сам монарх через несколько часов скончался в больнице.
Утром диктор багдадского радио объявил, что эра правления империалистов и их пособников закончилась навсегда. Под пособниками, в частности, подразумевался английская марионетка премьер-министр Нури аль-Саид, который был казнен без суда и следствия, а британское посольство, в котором он попытался найти убежище, было разгромлено и сожжено. После чего началось уничтожение аристократической элиты. В тот же день Ирак был провозглашен республикой, в которой Абдель Касем отвел себе место премьер-министра и министра обороны.
С этого дня политический курс страны резко изменился. Были отменены все ранее заключенные соглашения, в том числе военные с Англией и США, а в качестве главного союзника был выбран СССР. 26 июля была принята временная конституция, провозгласившая свободу и равенство народа Ирака, независимо от национальности и вероисповедания. Была легализована деятельность организаций и партий, запрещенных королевским режимом, в том числе коммунистической.
Стремительно воплощались в жизнь и социальные реформы. Особое внимание новое правительство уделило строительству новых больниц и школ, социального жилья, был введен официальный 8-часовой рабочий день, и, наконец, в сентябре увидел свет закон об аграрной реформе, в соответствии с которым земельные излишки феодалов изымались и передавались крестьянам, курдам была обещана автономия.
Но вскоре у нового правительства начались серьезные проблемы. Вместо автономии курды были объявлены сепаратистами, и с того момента вооруженные столкновения между партизанами и правительственными войсками практически не прекращались. Непросто складывались отношения Касема и с бывшими соратниками по поводу внешней и внутренней политики страны.
Например, по поводу вхождения Ирака в состав Объединенной Арабской республики (ОАР), которая была создана Египтом и Сирией. За вхождение выступала влиятельная партия БААС и правая рука Касема Абдель Ареф. Против были коммунисты и сам лидер, опасавшийся подчинения президенту Насеру, с которым находился в весьма натянутых отношениях.
В результате Абдель Ареф попытался в октябре 1958 года поднять мятеж. Но его удалось быстро подавить, а сам Ареф был приговорен к смертной казни. Однако, учитывая прежние заслуги генерала, его помиловали и отправили в почетную ссылку послом ФРГ.
Не лучшим образом складывались отношения с соседними государствами. Правительство Касема не признало лидерство Иордании в Арабской Федерации и денонсировало договор, с Ираном разгорелся конфликт из-за судоходства на реке Шатт-эль-Араб, а Кувейт вообще был назван иракской территорией.
Разгорелась внутриполитическая борьба. Каждый участник антимонархического движения теперь считал себя главным, в результате по разным поводам возникали политические конфликты между панарабистами и коммунистами, на национальной и религиозной почве между туркоманами, христианами и арабами. Все это не способствовало укреплению государственной власти.
Переворот в Ираке 1963 года
В итоге такие демарши привели к тому, что Ирак постепенно оказывался в политической изоляции. Понявшие это лидеры быстро набирающей силы партии БААС приняли решение физически устранить премьер-министра, ставшего диктатором. Но все сорвал один из заговорщиков, лейтенант, будущий президент Ирака Саддам Хусейн. Нет, он не выдал планы соратников. Просто у молодого офицера не выдержали нервы, и он открыл огонь из автомата по машине Касема раньше, чем та приблизилась на нужное расстояние.
Ответ Касема был суровым: партия БААС была запрещена, 17 баасистов-заговорщиков расстреляны, многие отправились на долгие годы за решетку, а успевший скрыться в Сирии Саддам Хусейн был заочно приговорен к смертной казни.
Однако неудача только подлила масла в огонь. Касем держал в личном подчинении тайную полицию и службу безопасности, которые смогли предотвратить 38 покушений на главу государства. Но внутриполитическая обстановка в стране продолжала накаляться. Ориентация на коммунистов вообще и на СССР в частности вызвала недовольство феодальных и буржуазных кругов, что в 1963 году привело к новому заговору.
Его лидером стал опальный генерал Абдель Ареф, к тому времени вернувшийся из политической ссылки. 8 февраля 1963 года войска багдадского гарнизона вступили на улицы столицы. Как и во время событий пятилетней давности, были захвачены телеграф и радиотелевизионный комплекс. Но основной целью мятежников было здание министерства обороны, в котором засел Абдель Касем вместе с сохранившими ему верность генералами и офицерами.
Силы были явно неравные. Тем не менее мятежникам только через три дня удалось сломить сопротивление оборонявшихся. Когда Касем это понял, то вышел в эфир. Он заявил, что готов сдаться в обмен на сохранение жизни. Мятежники пообещали. Но как только Касем и его соратники сдались на милость победителя, его и еще двоих генералов по приказу Арефа посадили на бронетранспортер и под охраной отвезли в телецентр.
Там пленников ждал наскоро сформированный военный трибунал. Процесс проходил в закрытом режиме и длился меньше часа. Приговор — высшая мера. Прямо в телестудии Касема и его генералов привязали к стульям и расстреляли.
Окровавленный труп Касема еще несколько дней показывали по телевидению, чтобы народ убедился: диктатор мертв. После чего тело захоронили в тайном месте. А пост премьер-министра занял угодный заговорщикам Ахмед Хасан аль-Бакр. Спустя несколько лет его помощником станет киллер-неудачник Саддам Хусейн, который, придя к власти, на долгие годы положит конец революциям и смутам в Ираке.