История самой влиятельной ОПГ Крыма
Контент только для 18+ Сайт MZK1.RU не пропагандирует преступный образ жизни и не побуждает к совершению преступлений. Мы освещаем происходящие и происходившие события так, как это было на самом деле. Каждый преступник должен нести наказание, согласно УК РФ.


История самой влиятельной ОПГ Крыма

  • Другая История
  • Криминальный авторитет Виктор Башмаков

    Криминальный авторитет Виктор Башмаков

    В 1990-е годы полуостров Крым как и все постсоветское пространство, оказался под властью преступных группировок. Самой мощной из них была ОПГ «Башмаки», дальше следовали «Сейлем», «Греки», керченская братва. Однако в курортном краю всегда находились смельчаки, готовые с оружием наперевес оспорить лидерство признанных авторитетов.

    Крымская преступная группировка «Башмаки» возникла задолго до того, как обрела свое имя, под которым ее знала вся Украина. В 1990 году криминальный авторитет Александр Ткачев по кличке Сахан, придерживавшийся воровских понятий, решил, что на базе его кооператива «Русь» можно создать неплохую «бригаду». И этот бизнес был куда прибыльнее, чем легальный.

    Несмотря на то что Сахан был вором в законе, он отлично понимал, что настали новые времена, и «спортсмены» могут легко вытеснить его распальцованных парней с криминальной сцены. А потому стал привлекать в банду свежую кровь. Одним из таких новичков стал пронырливый водитель-дальнобойщик Виктор Башмаков с простой кликухой Башмак.

    ОПГ Башмаки

    Еще до вступления в ряды банды Башмак занимался перегоном на полуостров фур с пивом, водкой и вином по липовым накладным. Хотя ОБХСС тоже не дремал, тем не менее Башмаку удавалось избегать неприятностей. Сахан оценил его предприимчивость и доверил роль старшего в группе. Практически сразу же число окрышеванных коммерсантов стало расти, а значит, росла и прибыль ОПГ.

    За Башмаком даже в среде конкурентов вскоре закрепилась слава отмороженного. Используя свои деловые связи, Башмак наладил экспорт оружия из неспокойного в то время Приднестровья. Оттуда же в группировку попадали и обстрелянные кадры — наемники и участники вооруженных конфликтов, среди которых было немало безбашенных головорезов. О Башмаке стали отзываться даже не с уважением, а со страхом. Его люди не знали ни жалости, ни пощады. Шестнадцатилетний уроженец небольшого села Григорий Полынько по кличке Гриня с подачи Башмака вскоре станет в ОПГ такой же легендой, как Саша Солдат у «ореховских». Паренек, официально трудившийся агентом в одной из «башмаковских» фирмочек, стал принимать участие в наездах на коммерсантов — пытать непокорных, уничтожать их магазины и автомобили, ездить на стрелки. Однажды «взрослые» решили проверить Гриню на вшивость: дали ствол и попросили привести в исполнение приговор над коммерсантом. Гриня не подвел — отстрелялся безукоризненно. И стал штатным киллером ОПГ.

    Участники ОПГ Башмаки

    Участники ОПГ Башмаки

    Таким образом, «сахановская» бригада с одного края была прикрыта воровскими понятиями, а с другого — беспределом «башмаковских» отморозков. В 1993 году в психиатрической больнице, куда Сахан лег, чтобы симулировать перед следствием невменяемость, его ликвидировал киллер другой мощной крымской ОПГ «Сейлем». Пожалуй, это были единственные парни на полуострове, кто мог на равных противостоять «башмакам». «Сейлем» основали учредители кооператива «Ай-Петри» Олег Слатвинский (кличка Жираф) и Евгений Хавич (кличка Жид).

    Свое название банда получила из-за популярных сигарет с ментолом «Salem», которые курили ее члены. В 1991-1992 годах сейлемовцы развязали войну с Саханом, которая закончилась его гибелью. Но со смертью вора в законе банда не перестала существовать. Место главаря занял фактический лидер ОПГ — Виктор Башмаков.

    Убийство Виктора Башмакова

    В 1993-1994 годах ОПГ«Башмаки» стала в Крыму настоящим мафиозным спрутом. По оценкам экспертов, под ружьем ОПГ на пике деятельности находилось до полутора тысяч бойцов, разделенных, словно в армии, на подразделения, каждое со своим командиром. Были в группировке служба разведки и служба собственной безопасности, выявлявшая «засланных казачков». Об участи последних можно лишь догадываться. Полем деятельности банды стал не только Крым, но и Харьковщина, Запорожье, Николаевская, Одесская и Херсонская области. А сам Башмак стал самым влиятельным человеком на полуострове, и казалось, что так будет всегда.

    Увы, все закончилось быстро и внезапно. 21 июля 1994 года Виктор Башмаков на серебристом «Альфа-Ромео» выехал из дома своей матери, проживавшей в селе Укромном. На трассе к машине мафиози приклеилась красная «Ява». Поравнявшись с водительским окном, мотоциклист достал из-за пазухи «УЗИ» и в упор расстрелял главного мафиози Крыма. Позже автомат и сожженный мотоцикл киллер бросил у села Дубки. Где, как выяснила «башмаковская» братва, стрелок и его наводчик уселись в вертолет и были таковы.

    Крымская братва знала, что личная «вертушка» имеется лишь у одного человека — севастопольского Папы Жеки Каданева, который в свое время откололся от Сахана, а теперь был на ножах с Башмаком. Месть Жеке последовала очень скоро. На девятидневных поминках по своему лидеру, «башмаковцы» встретили овациями новость о расстреле Каданева у бара «Калинка» в поселке ГРЭС. Но, как выяснилось потом, «башмаки» ошиблись — убийство Виктора Башмакова заказал другой мафиози.

    Этим другим был Олег Дзюба (Алик), в свое время начинавший у Сахана, но потом ушедший на вольные хлеба. Дзюба был недоволен ростом влияния бывшего коллеги, а теперь и прямого конкурента. Поэтому Башмак был заказан. К ликвидации последнего Дзюба подошел серьезно: больше месяца он лично натаскивал пятерых киллеров. Несколько недель они устанавливали распорядок и маршруты передвижения «клиента» и выбирали место расстрела.

    21 июня убийцы разделились: одна группа дежурила в автомобиле недалеко от дома матери Башмака, другая (мотоциклист) — ждала на трассе. Как только из ворот показалась «Альфа-Ромео», наблюдатели по рации передали сигнал о готовности. Через несколько минут Башмак был мертв.

    Месть Башмаков

    К расправе над Дзюбой «башмаки» привлекли все того же безбашенного Гриню, а также заезжих профи. Гриня сделал самую грязную и кровавую работу. В июле 1995 года автомобиль, в котором ехала жена Алика, Ольга, притормозил на спуске перед грузовиком. Кроме женщины, в салоне находились ее водитель и два охранника. В момент торможения из-за кустов появились два молодца с калашами и покрошили всех четверых в куски. А за полгода до этого другой киллер «башмаков» в киевском аэропорту «Борисполь» расстрелял 13-летнюю дочь Дзюбы — Алину. «Башмаки» словно мучили конкурента, устраняя близких ему людей.

    Наконец, в августе 1995-го сам Алик Дзюба взорвался в автомобиле в собственном гараже. В милиции посчитали это самоубийством. В том же 1995-м Гриня «исполнил» в Симферополе лидера крымской ОПГ «Греки» Ивана Иртаниди. Припарковав свой «Рено», авторитет зашел в аптеку за лекарством, но оно ему не понадобилось. На выходе его уже ждал Гриня с автоматом наперевес — шансов выжить у Иртаниди не было никаких.

    Могила четы Дзюба

    Могила четы Дзюба

    После смерти Виктора Башмакова его ОПГ сменила лидера, но не распалась. Власть в банде взяли «молдаване» — Александр Данильченко и Николай Кожухарь. Это были бывшие бригадиры Башмака, в свое время прибывшие в банду из Приднестровья.

    Второй слева Данильченко А.С. (Дед, Данила), третий - Кожухарь Н.И. (Молдаван) фото

    Второй слева Данильченко А.С. (Дед, Данила), третий — Кожухарь Н.И. (Молдаван)

    В конце 1995 года «Башмаки» решили ликвидировать «сейлемовских» авторитетов и депутатов Симферопольского горсовета Сергея Мишака (кличка Кривоножка) и Александра Вишнякова. Вскоре трое киллеров «башмаковского» бригадира Дяди успешно отстрелялись по обоим фигурантам у частной клиники.

    Бандиты стали бизнесменами

    «Сейлем» пытался ответить, но не преуспел в этом. В феврале 1998 года на турбазе «Таврия» Гриня привел в действие взрывное устройство. Целью киллера был заместитель председателя Совета министров Крыма Александр Сафонцев. Он погиб на месте. После чего власти Украины уже не могли игнорировать криминальный беспредел на территории полуострова. В результате проведенной спецоперации было задержано более половины низшего и среднего звена ОПГ «Башмаки».

    Участники ОПГ Башмаки в СИЗО

    Участники ОПГ Башмаки в СИЗО

    Однако авторитеты умели выходить сухими из воды, в тюрьму попали лишь рядовые члены группировки. И только в феврале 2016 года основные лидеры ОПГ Данильченко и Кожухарь будут арестованы в Симферополе. К тому моменту они уже плотно влились в чиновничью среду, заимев крупные должности на полуострове.

    Александр Данильченко

    Александр Данильченко

    Со временем криминальные деньги они инвестировали в легальный бизнес, и казалось, могли не опасаться уголовного преследования. В большей степени это касалось ОПГ «Сейлем». Хотя ее лидеры Жираф и Жид были убиты, свое существование банда не прекратила. Более того, если «Башмаки» были самой отмороженной бандой в Крыму, то «Сейлем» — самой богатой. «Сейлемовцы» имели серьезные связи в органах государственной власти и местного самоуправления. Более того, бандиты учредили «сейлемовскую» партию ПЭВК. В нее вошли авторитетные «сейлемовцы», а также директора крупных предприятий и бизнесмены. Целью такого хода была расстановка нужных людей в органах исполнительной власти. Со временем лидеры «Сейлема» растворились в безликой массе чиновников.


    Прокомментировать


    
    

    Архивы


    Информационный портал www.mzk1.ru