Киллеры из Карачаево-Черкессии
В Карачаево-Черкесии поднимают уголовные дела об убийствах политических деятелей, которые потрясли республику 8 лет назад. В марте 2010 года был убит лидер молодежного движения «Адыгэ Хасэ» Аслан Жуков. В мае того же года застрелили советника президента КЧР Фраля Шебзухова. Оба убийства явно имеют политический подтекст, однако создается впечатление, что правоохранительные органы стараются сделать все, чтобы дела не были раскрыты до конца. А главный заказчик преступлений по-прежнему оставался в тени.
Спустя год после убийства Аслана Жукова, как уже писала «Преступная Россия», даже объявился исполнитель преступления — Расул Аджиев, который застрелил видного общественного деятеля якобы на почве ревности к женщине. В бытовую версию убийства не поверил даже суд и оправдал раскаявшегося киллера. Однако в августе 2018 года Аджиев неожиданно вновь явился в следственные органы и в снова признал себя убийцей Жукова. Стряхнув пыль с томов уголовного дела, следователи с новыми силами принялись за расследование, потому что убийство до сих пор считается нераскрытым. Есть основания полагать, что заказчиком убийства Аслана Жукова является нынешний сенатор от Карачаево-Черкесии Рауф Арашуков.
О том, что сенатор (а на тот момент глава Хабезского района КЧР) причастен к преступлению, говорили и свидетели, и родственники погибшего. Правоохранительные органы закрыли на эти показания глаза и даже не стали проверять эту версию. Источники же «Преступной России» подтвердили, что Арашуков является заказчиком убийства. А мотивом для них послужили политические разногласия. В частности, претендуя на пост премьер-министра республики, амбициозный политик намеревался заручиться поддержкой молодежных движений и устроить митинг у Дома правительства в Черкесске, а затем спровоцировать захват здания и тем самым оказать давление на президента КЧР Бориса Эбзеева.
Имевший большое влияние и авторитет среди молодежи, Аслан Жуков отказался принимать участие в заговоре, и между мужчинами произошел конфликт. Лидера молодежного крыла неправительственной черкесской организации «Адыгэ Хасэ» убили 14 марта 2010 года в гараже в собственной машине. По горячим следам преступление раскрыть не удалось. Лишь спустя год был задержан Расул Аджиев, который объяснил свой поступок ревностью к женщине, с которой встречался Жуков. Однако сама она утверждала, что вообще не знает киллера и никогда раньше его не встречала. Зато следователям она рассказала, что Жуков говорил ей о разногласиях с Арашуковым и высказывал опасения, что из-за этого его могут убить.
Другое громкое убийство произошло спустя два месяца. 12 мая 2010 года был расстрелян советник президента республики Фраль Шебзухов, чья кандидатура рассматривалась на пост председателя правительства. Как позже рассказал брат убитого Мурат Шебзухов, вопрос о его назначении уже был решен. Кандидатура была согласована с полпредом Александром Хлопониным и в целом нашла поддержку среди депутатов местного парламента. Однако сама процедура утверждения проведена еще не была.
Когда Фраль Шебзухов подъехал к своему дому, на пересечении улиц Ленина и Средняя его поджидал брат. Внедорожник политика Toyota Land Cruiser Prado остановился, и только родственники успели поздороваться, как к ним подъехал ВАЗ-2114 без номеров, из которого выбежали неизвестные в масках с битой и оружием в руках.
Мурату Шебзухову досталось несколько ударов битой, после этого Фраль Шебзухов стал звать на помощь и пытался убежать. Но тут кто-то из нападавших выхватил револьвер и выстрелил в убегающего. Одной пули оказалось достаточно, чтобы убить советника президента. Нападавшие с места скрылись, и поймать по горячим следам их не удалось.
«Допрошенный в качестве потерпевшего Мурат Шебзухов рассказал, что 12.05.2010 года, примерно в 17 часов 45 минут он находился около дома своего брата Фраля Шебзухова на улице Средняя города Черкесска. Фраль Шебзухов подъехал на своем автомобиле и остановился перед зданием кафе «Авангард». В это время со стороны, откуда подъехал его брат, быстро подъехал автомобиль ВАЗ 2114 черного цвета без государственных регистрационных знаков. Из автомобиля вышли трое мужчин, на головы и лица которых были надеты шапки-маски с прорезями для глаз. В руках одного была бита, у двух других были пистолеты. Они направили на Фраля Шебзухова и на него пистолеты и крикнули: «Стоять!».
Третий мужчина подошел и нанес ему [Мурату] удар битой. Затем он крикнул брату, чтобы тот бежал и, когда Фраль Шебзухов побежал в сторону проезжей части улицы Ленина, один из мужчин побежал за ним. Двое других мужчин также побежали за братом. Он [Мурат] кричал о помощи и бежал за ними, и тогда первый мужчина направил на него пистолет и крикнул: «Стоять!». Он [Мурат] споткнулся об бордюр и упал на землю, в этот момент один из мужчин присел на колено, направил пистолет в сторону убегавшего Фраля Шебзухова и произвел один выстрел. После выстрела Фраль Шебзухов упал на землю, а трое напавших на них мужчин сели в автомобиль ВАЗ 2114 и уехали. Он [Мурат] попытался оказать Фралю Шебзухову помощь, остановил проезжавший мимо автомобиль «Газель» и доставил его на станцию скорой медицинской помощи, однако по приезде врачи констатировали смерть Шебзухова», — говорится в материалах уголовного дела.
Президент Карачаево-Черкесии Борис Эбзеев назвал убийство политическим. «Я воспринял убийство Фраля Шебзухова как личную утрату. Сегодня его провожает вся республика. Я свидетельствую перед Всевышним, что это был очень глубокий, высокопрофессиональный и порядочный человек. Есть люди света и дня, есть люди тьмы и ночи. К сожалению, люди тьмы, люди, сеющие зло и ненависть, иногда оказываются сильнее, потому что люди света часто бывают разобщены. Но зло должно быть наказано, и я верю, что мы найдем преступников, и они понесут справедливое наказание. Строить версии — это дело следствия. Что касается лично меня, убежден, это убийство имеет под собой политическую подоплеку», — высказался Эбзеев, узнав о случившемся.
Шебзухов Фраль Зуль-Карнеевич родился в 1961 году в ауле Жако Карачаево-Черкесской АССР. В 1980 году Ф .Шебзухов поступил в Высшую комсомольскую школу при ЦК ВЛКСМ в Москве, а после окончания в 1985 году был назначен заведующим отделом Карачаево-Черкесского обкома ВЛКСМ.
А после окончания Московской юридической академии по специальности «Юрист-правовед» оставил партийную деятельность и пошел работать в правоохранительные органы. С 1990 года — следователь, старший следователь Усть-Джегутинского РОВД.
В 1994 году стал начальником милиции микрорайона Московский Усть-Джегутинского района. А с 1995 по 2001 год — был заместителем начальника, начальником следственного отдела Усть-Джегутинского РОВД. Затем он был переведен в Следственное управление МВД КЧР, где занял должность начальника отдела по расследованию организованной преступной деятельности и бандитизма. Дослужившись до подполковника, в 2005 году он вновь вернулся в чиновники и стал главой администрации Адыге-Хабльского района. Спустя три года стал советником президента Карачаево-Черкесской Республики.
Убийцы из КЧР
Несмотря на положительные отзывы бывших коллег Фраля Шебзухова, связи в силовом блоке и авторитет среди политиков республики, раскрыть убийство по горячим следам не удалось. Только спустя 2 года, 1 марта 2012 года, в результате совместных оперативно-разыскных мероприятий СКР, УФСБ РФ и МВД РФ по КЧР были задержаны подозреваемые в убийстве. Ими оказались местные жители Магомет Джубуев, Назим Кущетеров, Алик Татаркулов и Султан Джанкезов.
В отношении них были возбуждены уголовные дела и назначена проверка на участие в других преступлениях. Всего на их счету было 8 эпизодов разбойных нападений. Однако доказать удалось причастность только к двум.
Эта же банда под руководством Джубуева совершила покушение на убийство в 2008 году на Наталью Нагорнову, работавшую заместителем руководителя управления Федерального казначейства по КЧР.
В результате нападения она получила два огнестрельных ранения, но чудом выжила. Одна из пуль попала в сумку, где лежало служебное удостоверение. Женщину успели доставить в больницу и спасти ее жизнь.
Первоначально задержанные раскаялись в преступлениях и подробно рассказывали о роли каждого в заказном убийстве. Правда, некоторые детали преступления все же различались. Так, Татаркулов заявлял, что он якобы не знал, на кого будет совершено нападение, а заказчиком покушения на Шебзухова назвал Рустама Копсергенова. Последний скрылся от правоохранительных органов предположительно в Турции. Их сообщник Тимур Тулпаров, скрывшийся от следствия и суда, также был объявлен в розыск. Кроме того, из показаний Татаркулова следовало, что цели убивать Шебзухова у них не было.
«В это время мы все втроем надели на головы вязанные черные маски с прорезями для глаз. Затем Джубуев и Тулпаров вышли из машины, а я оставался сидеть в салоне автомобиля. У Тулпарова в руке была бейсбольная деревянная бита, у Джубуева в руке был пистолет, напоминающий по конструкции пистолет системы «Наган», черного цвета. Как я заметил из салона автомашины, Тулпаров подбежал к указанному мужчине и замахнулся на него битой, но мужчина вытянул над головой руку и удар пришелся ему в руку. В это время я выбежал из машины и направился в сторону Тулпарова. Джубуев стоял рядом с машиной.
После этого мужчина стал убегать от нас в сторону улицы Ставропольской. Джубуев немного гнался за мужчиной, на которого мы напали, после чего, когда мужчина отбежал от него примерно на 20 метров, Джубуев присел и произвел в него один выстрел в спину. В это время я и Тулпаров заметили, как указанный мужчина упал на землю, в каком положении, я точно не помню. В салоне автомобиля я стал высказывать свое недовольство в отношении Джубуева, так как у нас не было в планах таких действий, которые он совершил, но он просто молчал. После этого мы все сели в машину и покинули место преступления.
Доехав до улицы Космонавтов, я вышел в районе круга, а Джубуев и Тулпаров уехали. До того как мы разошлись, я сказал Тулпарову и Джубуеву, чтобы они никому не рассказывали об указанном случае и о том, что я был с ними. На следующий день, после совершения указанного преступления я в новостях узнал о том, что мужчиной, на которого мы напали, являлся Шебзухов Фраль. Также из новостей я узнал о том, что указанный мужчина умер от выстрела и претендовал на должность председателя правительства КЧР. Впоследствии в ходе одной из встреч с Кущетеровым Назимом он мне рассказал о том, что нам за совершенное преступление должны дать вознаграждение в сумме 500 000 рублей.
Кроме того, в ходе разговора с Кущетеровым Н. я так же узнал о том, что именно он поручил Джубуеву и Тулпарову совершить указанное преступление. Со слов Кущетерова, его об указанной услуге попросил Копсергенов Рустам. Так же Кущетеров Н. говорил о том, что Копсергенов Р. пообещал через Арашуковых пробить ему место в правительстве КЧР, сказав, что у нас там будет свой человек. О том, кто попросил Копсергенова Р. об указанной услуге, мне неизвестно», — говорится в объяснениях, которые дал Татаркулов после задержания.
Из показаний задержанного стало известно, что убивать Шебзухова они не собирались. Заказчик просил лишь «сделать предупреждение». О чем именно должны были «предупредить» кандидата в премьер-министры, можно лишь предполагать. По одной из самых вероятных версий, Фраль Шебзухов должен был отказаться от высокого поста в правительстве. Все пошло не по плану, когда Фраль Шебзухов начал убегать и звать на помощь. А затем, по словам Магомета Джубуева, мужчина обернулся и сделал жест, как будто собирался достать пистолет. Джубуев якобы был вынужден выстрелить в Шебзухова на опережение. Брата политика они не тронули и скрылись на машине. Позже пистолет, из которого была выпущена пуля, они выбросили в реку.
А Магомет Джубуев в показаниях указал, что «заказ» на Шебзухова поступил от Копсергенова в интересах Арашукова. С его слов, сенатор говорил, что этот человек мешает ему в его «делах». Кем именно был Фраль Шебзухов, Джубуев не знал.
Впрочем, от своих первоначальных показаний все задержанные позже отказались. При содействии адвокатов вся четверка заявила о давлении со стороны правоохранительных органов и наотрез отказалась признавать свою вину в обоих преступлениях. Дело о покушении на Наталью Нагорнову и убийстве Фраля Шебзухова было объединено и в суд попало как два эпизода деятельности преступной группы.
27 февраля 2013 года Верховный суд Карачаево-Черкесии вынес приговор по делу об убийстве Фраля Шебзухова.
Суд инкриминировал всем обвиняемым бандитизм (ст. 209 УК РФ), убийство (ст. 105 УК РФ), покушение на убийство (ст. 30 и ст. 105 УК РФ) и незаконный оборот оружия (ст. 222 УК РФ). Подсудимые — Магомет Джубуев, Назим Кущетеров, Алик Татаркулов и Султан Джанкезов получили от 14 до 19 лет лишения свободы в колонии строгого режима.
И все же этот приговор не ответил на главный вопрос: кто нанял бандитов, пусть даже просто избить политика битами? 9 декабря 2017 года был задержан все эти годы скрывавшийся Рустам Копсергенов. Его считали заказчиком, но выяснилось, что он был лишь посредником.
О том, что Копсергенов назвал Рауфа Арашукова заказчиком убийства Шебзухова, сообщал в декабре 2017 года Telegram-канал «Караульный». Эту информацию подтвердил и источник «Преступной России», знакомый с ходом расследования дела. После задержания Копсергенов дал признательные показания, сообщив, что 500 тысяч рублей в качестве вознаграждения за нападение на Шебзухова дал ему Рауф Арашуков.
Аналогичные показания дал и начальник службы безопасности сенатора Альберт Чуков. По его словам, он слышал из разговоров людей из окружения Арашукова, что тот нанял бандитов, которые должны «попугать и избить» Шебзухова. Однако наемные бандиты вышли за рамки «заказа» и убили свою жертву.
В момент убийства Чуков находился рядом с Арашуковым, и, по его словам, тот сильно нервничал. Когда Чуков узнал об убийстве Фраля Шебзухова, то сразу уволился.
Копсергенов также рассказал оперативникам, что познакомился с Арашуковым в 2009 году. У мужчин нашлись общие интересы, они даже вместе собирались совершить хадж в Мекку. Арашуков дал распоряжение Чукову сделать для Копсергенова загранпаспорт и даже был готов оплатить это дорогостоящее мероприятие. Но в итоге поездка почему-то сорвалась.
Незаинтересованность следствия
Но следствие так ни разу и не заинтересовалось политиком, фамилия которого столько раз прозвучала в показаниях обвиняемых и свидетелей. По данным источников «Преступной России», Рауф Арашуков заручился поддержкой влиятельных силовиков и топ-менеджеров крупных компаний, которые оказывают ему всяческую поддержку и помогают закрывать глаза на факты в уголовных делах об убийствах, которые напрямую ведут к нему. Среди них источники выделяют следующих:
Начальник правового управления Генпрокуратуры РФ Артур Завалунов
Заместитель председателя СКР по СКФО генерал-полковник юстиции Борис Карнаухов
Прокурор Карачаево-Черкесской Республики Александр Терещенко
Первый заместитель руководителя СУ СКР по Карачаево-Черкесской Республике Казбек Булатов
Начальник Центра по противодействию экстремизму МВД по Карачаево-Черкесской Республике Тимур Бетуганов
Член правления, начальник Департамента 614 ПАО «Газпром», генеральный директор ООО «Газпром межрегионгаз» Кирилл Селезнев. Отец Рауфа Арашукова Рауль Арашуков занимает должность советника генерального директора ООО «Газпром межрегионгаз».
Руководитель Федерального агентства по делам национальностей, депутат Государственной думы четвертого, пятого и шестого созывов (то есть с 2004 года), фракция «Единая Россия», полковник ФСБ в отставке Игорь Баринов
Замглавы Управления внутренней политики администрации президента Ярослав Замычкин, заместитель Андрея Ярина
Выяснилось, что благодаря связям Рауф Арашуков прошел тест на полиграфе, результаты которого были сфальсифицированы. Сама процедура была проведена с грубым нарушением норм. Этим документом Арашуков намеревался обеспечить себе алиби и отвести подозрения. Сейчас решается вопрос о привлечении к уголовной ответственности специалиста полиграфолога центра ПФИ города Краснодара Ирины Николаевой, проводившей тест. Кроме того, на находящихся в тюрьме в Челябинской области осужденных за убийство Шебзухова оказывается давление, чтобы те отказались от своих показаний против Арашукова.
Сейчас уголовное дело Рустама Копсергенова, которого обвиняют в соучастии в убийстве советника президента республики Фраля Шебзухова, пытаются быстрее передать в суд, чтобы «не успеть» провести дополнительные следственные действия по вновь открывшимся обстоятельствам. Однако прокуратура Карачаево-Черкесии отказалась утверждать обвинительное заключение и от передачи материалов в суд в отношении Копсергенова.
Как утверждают источники «Росбалта», абсолютно все материалы, где упоминается Арашуков, включая протоколы допроса Копсергенова по данному вопросу, были выделены в отдельное производство, и их не оказалось в основном деле, которое и планировали передать в суд. Помимо того, что возникают опасения за судьбу этих материалов, прокуратура сочла такие манипуляции необоснованными. Следствие должно было проверить все показания и дать им оценку. А затем либо привлечь Рауфа Арашукова к уголовной ответственности, либо вынести постановление о том, что он не причастен к убийству Фраля Шебзухова.
Тем не менее, как сообщили источники «Преступной России», за деятельностью Рауфа Арашукова продолжают следить, накапливая материалы для уголовного дела против него.