Банда Каменск-Уральского
Содержание
В Свердловской области еще в конце 80х годов прошлого столетия, начали образовываться первые преступные группировки. Некоторые из них постепенно выросли в могущественные структуры, с четкой иерархией и чуть ли не собственным уставом, который давал ответы на то, как надо действовать в определенной критической ситуации. Не важно, касалось это задержания члена ОПГ милицией или разборки с конкурирующими бандами.
Со временем Свердловские банды, не ориентированные на воров в законе, стали постепенно отходить от нелегальных дел, а их выходцы становились авторитетными бизнесменами с темным прошлым. Как известно, свои первые капиталы, на которые впоследствии и были организованы коммерческие структуры, авторитеты получили от криминальных дел, которые творили в лихие 90-е. Как правило при легализации группировки, ее бойцов старались не распускать, а держать при себе в виде частных охранных агентств, которые при случае могли заняться и ликвидацией неугодных бизнесмену-авторитету людей.
Наиболее успешными в плане легализации оказались авторитеты из ОПС Уралмаш, в рядах которых были действительно одаренные в плане бизнеса люди. Почувствовав момент, когда можно перейти в легальный сектор экономики, Уралмашевская ОПГ предприняла необходимые для этого шаги, направив криминальные деньги на развитие легального бизнеса. Спустя десятилетие, уже мало кто скажет, что тот или иной бизнесмен Свердловской области входил в криминальную группировку Уралмаш.
Но такими успехами в легализации могли похвастаться не все. Например, группировки, подконтрольные ворам в законе, изначально не стремились к легализации, видя в создании бизнеса, лишь дополнительный способ получения прибыли. Что касается банд отморозков, то те вообще не знали как можно заработать легальным путем, и вовсю лютовали, кошмаря бизнесменов и зажиточных людей.
Банда Каменск-Уральского
В 1994 году, когда Уралмашевские бандиты уже вовсю делали попытки влезть в легальный бизнес, в городе Каменск-Уральский Свердловской области, создавалась новая группировка, которая специализировалась на откровенном криминале. Банду отморозков собрал бывший тренер по велоспорту Евгений Хорьков, который еще с начала 90-х годов видел, как стали богаты его бывшие молодые воспитанники, ставшие на путь организованного криминала. Терпение лопнуло или амбиции вырывались наружу, но спустя несколько лет, когда все коммерческие предприятия были поделены между ОПГ, Хорьков основал свою банду, в которую вошли бывшие и действующие сотрудники милиции, а также участники боевых действий в Афганистане и странах Ближнего зарубежья.
Над созданием своей банды, Евгений Хорьков задумался еще в 1992 году, и предпринял для этого определенные шаги. В первую очередь, он пришел к руководству ЗАО «Мясокомбинат «Каменск-Уральский» и предложил создать на предприятии службу безопасности для борьбы с воровством. Идею известного в городе 30-летнего спортсмена оценили, и Хорьков в скором времени возглавил эту службу. Для нового подразделения, собственники денег не жалели, и купили техническое оснащение, которое требовалось для работы охраны. Это были современные рации, автотранспорт и помещение, в котором и «квартировалась» охрана.
Благодаря своим связям в милиции и криминальном мире, оборотни в погонах приобрели оружие для совершения преступлений. Причем их арсеналу могли позавидовать даже сотрудники спецслужб — помимо огнестрельного оружия, Хорьковская группировка имела в своем распоряжении сканирующие радиостанции, приборы слежки, бомбы, мины, и даже бронетранспортер с вертолетом, находящиеся в одной из воинских частей. Только последний факт указывает на то, какие связи в силовых ведомствах имели преступники.
Евгений Хорьков, ощущая мощную силу своей банды, решил с начала взять под свой контроль крупные предприятия Каменск-Уральского. Обращения жертв в правоохранительные органы банда Хорькова не боялась, так как там везде были свои люди. За связь с МВД отвечали члены банды Сергей Васьков, бывший в то время старшим уполномоченным и Сергей Сазонов — сотрудник отдела вневедомственной охраны УВД Каменска-Уральского.
Рэкетиры Евгения Хорькова
Одним из первых предприятий, которое было поставлено под криминальную крышу, был ресторан «Пинта», руководство которого под угрозами расправы согласились оформить нескольких членов банды в свой штат сотрудников. Рэкетиры получали большую зарплату, так ни разу не выйдя на работу. Это был рэкет с попыткой легализовать полученные доходы сразу же в момент получения. Зарплаты бандитам рассчитывались исходя из доходов ресторана. Обычно это было от 20 до 25 процентов от прибыли.
Журналист mzk1.ru смог связаться с бывшим бухгалтером этого заведения, который в данный момент находится на пенсии. Человек попросил не называть его данных. В разговоре бухгалтер отметил, что когда рэкетиры пришли в первый раз, руководство сразу же известило об этом милицию. Однако приехавший наряд довольно быстро ретировался, узнав бандитов. После этого директор «Пинты» был вынужден пойти на поводу у банды. По крайней мере в тот день он согласился на условия рэкетиров, а когда те ушли, сразу же кинулся в отделение милиции, где написал заявление о вымогательстве. Но это заявление, как впрочем заявления и других пострадавших, попало на стол Сергея Васькова, члена банды и по совместительству старшему уполномоченному. Естественно, что дальше него этот компромат не ушел. В дальнейшем в «Пинту» бандиты приезжали еще раз. Чувствуя безысходность, владельцы ресторана повиновались и взяли в свой штат нескольких рэкетиров.
В «Пинту» естественно новые «сотрудники» приходили только за зарплатой, и то после того, как их человек сверял все данные бухгалтерии. Если ресторан показывал в каком-то месяце хорошую выручку, то процент от дохода, выплачиваемый банде повышался. Но в среднем это было 22% от дохода.
Следующее крупное предприятие, которое попало под гнет банды Хорькова, был пивзавод «Кампи». По информации источника, собственники предприятия были вынуждены не только платить дань за «крышу», но и предоставлять банде свои помещения под различные нужды. Интересен и тот факт, что даже муниципальное автотранспортное предприятие города безвозмездно передавало банде машины из своего автопарка, которые зачастую использовались и для совершения преступлений. Еще одно крупное предприятие, куда смогли проникнуть рэкетиры Хорькова, была кондитерская фабрика «Факон».
Но самым масштабным проектом банды стал контроль Уральского алюминиевого и Синарского трубного заводов, расположенных в городской черте. Это можно сказать были градообразующие предприятия. В свое время сюда уже пытались проникнуть и Уралмашевцы и ОПГ Синие, подконтрольная ворам в законе. Но у них ничего не вышло. Зато банда Хорькова «зашла» на завод в самый подходящий момент, когда в Каменск-Уральском только о них и говорили на самых высоких уровнях. Бизнесмены уже знали, что у Хорьковских имеются покровители в правоохранительных органах, и что если писать на рэкетиров заявление, еще неизвестно, чем обернется это в итоге.
По словам собеседника mzk1.ru, Евгений Хорьков сам участвовал в наезде на крупные предприятия, и сразу же давал знать бизнесменам, что у него большие связи на областном уровне. И если кто-то хочет узнать какие именно, то может прямо при наезде рэкетиров звонить хоть в область. Но предупреждал, что эффекта от этого не будет, а жертва поставит себя в неудобное положение. Намекали, что пострадают семьи. Естественно, что никто никуда не звонил, учитывая рассказы знакомых про то, что заявления против Хорьковских никогда не рассматривались правоохранительными органами.
Так как все крупные предприятия банда подмяла под себя, в остальном Хорьковским пришлось довольствоваться вымогательством у мелких частных предпринимателей. Хотя здесь также суммы исчислялись миллионами, так как банде мало было получать определенный процент за «крышу», Хорьковские вымогали у предпринимателей квартиры и дома.
В Каменск-Уральском Евгений Хорьков был местным миллионером, заработав свои деньги на криминале. Но как известно, отмороженные бандиты, получившие власть и деньги, не останавливаются на достигнутом. Им требуется еще больше денег и власти. Евгений Хорьков не был исключением. Невзирая на процветание своего криминального бизнеса, он решил расширять сферу своей деятельности. Так как банда взяла под контроль практически весь доступный ей бизнес, то было решено развивать новое направление, а именно — автоугоны и кражи.
По словам человека, знакомого в то время с Хорьковым, автоугоны не приносили каких-то огромных сумм. Скорее это было для лидера банды какой-то отрадой. Когда милиция могла реально настигнуть банду Хорькова, то лидеру сливалась об этом информация от Сергея Васькова. Старший уполномоченный кстати снабжал бандитов и оружием, списывая его с учета МВД по фальшивым актам.
Неробкая жертва
В марте 1997 года банда Хорькова впервые почувствовала сопротивление со стороны своей жертвы. Предприниматель по фамилии Никулин, до которого бандиты еще не добрались, так как он только начинал свой бизнес, решил продавать бытовую технику. Для старта бизнеса он закупил партию товара, и выставил технику на продажу, сильно снизив ее стоимость. В следующем месяце магазины, которые торговали сходной продукцией и были под крышей бандитов, показали маленькую выручку. Это сразу заметил кассир Хорьковских. Бандиты начали разбираться, в чем может быть дело. И в итоге вышли на новый магазин, который сильно отличался ценовой политикой, практически демпингуя на местном рынке.
К Никулину на разговор пришел сам Евгений Хорьков и его правая «рука» Александр Чемезов. Бизнесмену предложили криминальную «крышу». Но Никулин отказался, показав таким образом, что не боится бандитов, несмотря на то, что уже был наслышан об этой банде.
На следующий день Евгений Хорьков приказал бандитам поджечь квартиру бизнесмена. Те приехали на место преступления, облили дверь бензином и подожгли. Но соседи смогли потушить пожар, а сам Никулин обратился с заявлением, но не в местное МВД, а уже в прокуратуру Свердловской области. Именно его обращение позволило пролить свет на банду Хорькова. Прокуроры долго мотали бандитам нервы, в тот раз их реально могли привлечь к ответственности, но благодаря неизменному Васькову, в конечном итоге дело удалось спустить на «тормозах».
Говорят, что после этого Никулин на некоторое время закрыл свой бизнес, ненадолго, пока в следующем году бандитов все-таки не осудили.
Нападение на инкассаторов
Участник банды Сергей Сазонов, будучи сотрудником вневедомственной охраны, всегда был в курсе того, какими маршрутами следуют инкассаторы в Каменск-Уральском, а также о том, сколько денег они везут в своем автомобиле. Решив, что на этом можно неплохо заработать, Хорьков вместе с подельниками разрабатывает план нападения на инкассаторов. Первое нападение банда Хорькова совершила 2 июня 1996 года, когда от Сазонова поступила информация, что в офис ТОО «Радуга» привезут большое количество наличности.
Бандиты приехали на место заранее, сделали пролом в стене и таким образом попали в одну из комнат офиса. Когда инкассатор и кассир приехали и зашли в помещение, то из соседней комнаты выбежали грабители и стали стрелять в инкассатора. Попавшая в мужчину пуля оказалась не смертельной, и он смог укрыться за стенкой. Добивать его бандиты не стали, а просто выхватили мешок с деньгами у кассира и ретировались.
8 мая 1997 года банда Хорькова совершила роковое для себя нападение на инкассаторов. Сергей Сазонов сообщил главарю, что через село Покровское инкассаторы повезут деньги. Бандиты также заранее приехали на место будущего преступления и дождавшись инкассаторского автомобиля, сели ему на «хвост». Через некоторое время машина потерялась из поля зрения. Но вскоре бандиты чуть ли не налетели на него, так как инкассаторская машина стояла на дороге. Бандиты встали поодаль, и один из членов банды Дмитрий Комаров, взяв автомат, подбежал к машине. В салоне сидел милиционер, однако водителя-инкассатора не было. Увидев, что милиционер вскидывает автомат для стрельбы, Комаров выстрелил в кресло водителя. Милиционер понял, что рисковать не стоит и убрал оружие.
Тем временем еще один член банды Дмитрий Пименов увидел водителя-инкассатора, выходящего из калитки частного дома и выстрелил в него из пистолета. Затем, по словам самого Дмитрия Комарова, Пименов убил и милиционера. Забрав деньги, налетчики облили свой автомобиль бензином и подожгли, а сами скрылись в этом же селе у знакомой. Уже утром, когда вокруг действовала следственная группа, Хорьковские отправились на остановку, чтобы доехать до Каменск-Уральского на рейсовом автобусе. Но бдительные сельчане сразу обратили свое внимание на незнакомых мужчин, которые очень странно себя вели — постоянно озирались по сторонам. Об этом сообщили следственной группе, и бандитов задержали.
Конец банды Каменск-Уральского
Комаров и Пименов сразу стали давать показания, рассказав не только про нападения на инкассаторов, но и про вымогательства у бизнесменов. Вскоре были задержаны все члены банды, включая и ее лидера. Судебный процесс для Каменск-Уральского был беспрецедентным. Рядовые бандиты получили от 7 до 20 лет заключения. А что касается лидера банды и Васькова, то через несколько лет они были оправданы по всем статьям и вышли на свободу. И это несмотря на то, что для МВД Каменск-Уральского было делом чести наказать бандитов.