Деятельность воров в законе в Испании
Содержание
5 августа Национальная полиция Испании сообщила о задержании в городе Марбелья троих «воров в законе». По данным испанских силовиков, имеющие вес в криминальной среде «законники» замышляли убийство представителя конкурирующего клана и реорганизацию разгромленной в ходе спецоперации Kus грузинско-армянской мафии. «Преступная Россия» выяснила, что осталось за казенными формулировками полицейского пресс-релиза и публикаций испанских СМИ.
Спецоперации по борьбе с организованной преступностью Национальной полиции Испании, Гражданской гвардии и каталонской полиции Mossos d’Esquadra (в королевстве параллельно действуют сразу несколько полицейских структур) нередко проходят по одному и тому же сценарию. Сначала пресс-службы ведомств рапортуют о задержаниях и арестах подозреваемых в ряде серьезных преступлений без права выхода под залог, обысках, изъятии огромных сумм наличности и наложении обеспечительных мер на десятки объектов недвижимости, яхты и элитные автомобили. Масс-медиа сообщения силовиков активно тиражируют, добавляя красочные подробности.
Постепенно шумиха стихает, всплывают неточности в первых сводках и нарушения при проведении расследования, а ряд обвинений задержанным, как правило, тают за недоказанностью.
Фигуранты «громких дел», посидев для порядка в испанской тюрьме, один за другим выходят под залог (в чем им изначально было отказано), в худшем же случае, получив не самые большие сроки за то, что суду удалось доказать, вскоре также оказываются на свободе.
В случае с недавним задержанием в Марбелье участников «воровской» «сходки» уже прослеживаются аналогичные симптомы. Сначала сообщалось, что троих лидеров разных кланов «воров в законе» задержали в ресторане приморского отеля прямо в процессе обсуждения их грязных дел, причем на повестке дня кроме дежурного передела сфер влияния ни много ни мало стоял вопрос физического устранения лидера конкурирующего преступного сообщества. Имена задержанных в интересах следствия полиция не раскрыла, ограничившись инициалами, сообщив при этом, что один из них — «№3 всей воровской иерархии в международном масштабе».
Однако по прошествии недели выяснилось, что запланированная «сходка» так и не состоялась, поскольку в Марбелье были задержаны только двое ее предполагаемых участников, а третьего с интервалом в несколько дней сотрудники каталонской Mossos d’Esquadra встретили в аэропорту Барселоны Эль-Прат.
«Преступная Россия» сообщала ранее, что задержанными оказались «воры в законе» Артем Саргсян (Артем Саратовский), Ираклий Пипия (Ика Сухумский) и Лаша Баратели (Чиа). Однако высокопоставленный статус кого-либо из них в «воровской» иерархии не подтвердился. В испанских СМИ по «№ 3» мнения разделились между 29-летним Чиа («коронован» в 2014 году) и вступившим в «воровскую семью» за год до него 40-летним Артемом Саратовским, а некоторые российские издания присудили этот «титул» Ике Сухумскому. Видимо, за выслугу лет — «воровской» стаж Ираклия Пипии составляет 19 лет.
При этом, по данным российских оперативных источников, информация испанских силовиков о влиятельности всех трех задержанных, принадлежащих к клану «воров в законе» Тариэла Ониани (Таро) и Мераба Джангвеладзе (Мераб Сухумский), сильно преувеличена.
Однако, несмотря на неточности, цель несостоявшейся «сходки» полиция Испании определила верно — «законники» планировали реанимировать криминальный бизнес «армяно-грузинской мафии» под руководством братьев Лаши Шушанашвили и Кахабера Шушанашвили, которую испанские власти разгромили в результате масштабной операции Kus.
Братья Шушанашвили
Братья Лаша и Кахабер Шушанашвили, по данным европейских силовиков, с середины прошлого десятилетия — лидеры организованной преступности из стран СНГ, а в частности, «грузинской мафии» в Западной Европе. 57-летний Лаша Шушанашвили (Лаша Руставский) — авторитетный «вор в законе», неоднократно судим, был «коронован» в Грузии в 1979 году.
45-летний Кахабер Шушанашвили получил «воровской» статус в 2001 году. Оба входили в ближайшее окружение Аслана Усояна (Дед Хасан). В войне между двумя известными кланами «воров в законе» — Деда Хасана и Тариела Ониани (Таро), жертвами которой с обеих сторон стали многие «воры в законе», в том числе Вячеслав Иваньков (Япончик) и сам Усоян, братья Шушанашвили выступали со стороны «дедовского» клана лидерами его боевого крыла.
Предшествовавшее проведению операции KUS расследование длилось более двух с половиной лет. Сначала в ноябре 2017 года в Испании были задержаны более 30 членов банды, подконтрольной Кахе Руставскому, который к тому времени уже более года находился в тюрьме. Среди задержанных, в частности, оказалась его гражданская жена Катерина Меркова, которой испанские медиа поначалу даже приписывали казначейские функции в ОПГ.
В ходе операции была раскрыта «отмывочная» сеть, работавшая под ширмой компании по отправке посылок, через которую в Грузию шли краденные бригадами грузинских «домушников» часы, ювелирные изделия и электронные устройства, а также отмывались денежные потоки незаконного происхождения. Катерина Меркова задерживалась испанскими силовиками вместе с мужем еще в 2010 году, однако была отпущена под залог в 20 тысяч евро.
Летняя спецоперация KUS
В июне 2018 года очередной этап операции KUS прошел сразу в нескольких испанских городах — Барселоне, Аликанте, Валенсии, Альбасете и Гранаде. В ходе оперативных мероприятий было изъято 9 единиц огнестрельного оружия, боеприпасы, транспортные средства, ювелирные изделия, контрабандные сигареты, наркотики, бронежилеты, оборудование для переплавки драгоценных металлов и около 120 тысяч долларов наличными. В результате было проведено 73 обыска и арестовано 129 подозреваемых, в том числе 7 «воров в законе», среди которых Эрик Джагинян, известный как Эро Томский.
Задержанных подозревают в ряде различных преступлений, в числе которых — контрабанда наркотиков и табака, торговля оружием, отмывание денег и членство в преступном сообществе. По данным испанских правоохранителей, вся прибыль от деятельности ОПГ шла в «общак». Сообщалось, что банда, большинство участников которой являются этническими армянами, тесно контактировала с другими криминальными лидерами в разных странах Европы.
При этом, по словам Антони Родригеса, комиссара по уголовным расследованиям, курирующего расследования со стороны Mossos d’Esquadra, армянские криминальные группы, ранее действовавшие в Европе в связке с грузинскими преступными структурами, в последнее время стали предпринимать попытки освободиться от этой зависимости.
Родригес отметил, что полиция Каталонии предотвратила два убийства, которые мафиози армянского происхождения планировали в рамках передела сфер влияния. Киллеров удалось задержать непосредственно перед исполнением преступного замысла.
Стремление армянских гангстеров к независимости связано с ослаблением контроля со стороны клана братьев Шушанашвили, которые оказались за решеткой — младший сначала в испанской, а после экстрадиции во французской тюрьме, а старший — в греческой.
Воровские кланы в Испании
С целью консолидации земляков под крылом клана «законников» Мераба Сухумского в Испанию прибыл один из верных соратников Джангвеладзе Артем Саргсян (Артем Саратовский).
«Воровские» кланы Джангвеладзе-Ониани и братьев Шушанашвили враждовали не всегда. Их лидеров можно увидеть на совместных фотографиях вплоть до 2006 года. Когда же хранитель европейского «общака» Захарий Калашов (Шакро Молодой) был приговорен судом Мадрида за создание ОПГ и отмывание средств к 9 годам тюрьмы и штрафу в 20 миллионов евро, между кланами Деда Хасана и Таро за контроль над европейским бизнесом «воров в законе» началась настоящая война. Ониани в ней безоговорочно поддержал его давний и ближайший союзник Мераб Джангвеладзе.
56-летний «вор в законе» Мераб Джангвеладзе (Мераб Сухумский) — лидер одного из наиболее крупных европейских «воровских» кланов выходцев из Грузии. В 1991 году вместе с Тариэлом Ониани (Таро) уехал в Европу. После суда над Шакро Молодым, бегства Ониани от испанского правосудия, его ареста и суда в России, клан Джангвеладзе оказался в авангарде борьбы с «дедовскими» эмиссарами в Европе, братьями Шушанашвили. Летом 2013 года Джангвеладзе сам был арестован венгерскими силовиками в Будапеште и отконвоирован в итальянский город Бари.
Сначала его обвиняли в организации убийства грузинского бизнесмена Реваза Чурадзе, однако доказать это не удалось. В результате Мераб Сухумский был приговорен в 2014 году итальянским судом к 4 годам и 8 месяцам лишения свободы за вымогательство, подделку документов и отмывание денег. В 2016 году, отбыв часть срока, был отпущен под домашний арест, который также отбывал в Бари. В ноябре 2016 года представители ГУУР МВД РФ навестили Джангвеладзе в Италии и вручили ему постановление о пожизненном запрете на въезд в Россию.
С тех пор стороны регулярно обменивались ударами, как дипломатическими в борьбе за поддержку «воровской» среды, выражавшимися в виде «прогонов» о «развенчании» лидеров враждебного лагеря, так и физически уничтожая друг друга. В апреле 2008 года Дед Хасан, Пичуга и Япончик поставили под сомнение «воровской» статус Ониани и его сторонников — Мераба Джангвеладзе, Александра Тимошенко (Тимоха Гомельский) и Дмитрия Галеева (Галей). В ответ на это Ониани, заручившись поддержкой других «воров», добивается «развенчания» Лаши Руставского.
18 марта 2010 года в Марселе киллеры с третьей попытки убили соратника Мераба Сухумского, «вора в законе» Владимира Джанашию (Ладо). В ноябре 2008-го неизвестные расстреляли приближенного к Таро коммерсанта Гелу Церцвадзе, который, несмотря на множественные ранения, выжил, но навсегда остался прикован к инвалидному креслу.
На следующий год на западе Москвы был застрелен представитель усояновского клана, уроженец Сочи Алик Миналян, известный в криминальных кругах как Алик Сочинский. Следом за ним — «вор в законе» Андрей Голубев по прозвищу «Скиф» и «авторитет» Александр Корсаков (Корсак), хотя причастность к этим убийствам клана Ониани-Джангвеладзе до сих точно не установлена.
28 июля 2009 года в Москве на выходе из ресторана «Тайский слон» на Хорошевском шоссе в живот был ранен и впоследствии скончался Вячеслав Иваньков (Япончик), а спустя год, 10 мая 2010 года в Греции был застрелен Малхаз Кития по прозвищу «Махония», которого считали вероятным организатором покушения на Иванькова. 16 сентября того же года киллер ранил самого Деда Хасана, но тот выжил.
В августе 2011 года в одном из баров Бельгии по приказу Мераба Сухумского были жестоко избиты и получили множественные ножевые ранения родственник Калашова «вор в законе» Давид Озманов (Дато Краснодарский) и «авторитет» Роман Манукян, входившие в клан Деда Хасана. Примерно в это же время в Москве в собственном автомобиле был убит подполковник МВД Тамаз Брои по кличке «Тамазик», которого считали «человеком Деда Хасана» в силовых структурах.
В апреле 2012 года в столице был застрелен еще один поверенный Деда Хасана, отвечавший за связи со спецслужбами и правоохранителями, — «авторитет» Ильгар Джабраилов (Данабаш). В сентябре этого же года, по данным итальянской полиции, Мераб Сухумский и представители других кланов, также враждовавшие с Дедом Хасаном — Ровшан Джаниев (Ровшан Ленкоранский), Джемал Микеладзе (Джемо) и участвующий в беседе по телефону Ониани, — договорились об убийстве самого Усояна. 16 января 2013 года во дворе ресторана «Старый фаэтон» Дед Хасан был застрелен киллером из бесшумного автомата «Вал».
На несколько лет война между кланами затихла, однако не прекратилась. В 2017 году в Турции было совершено покушение на «вора в законе» из клана Ониани Гочу Алпаидзе (Алфасон), однако он выжил, а в декабре в Стамбуле был застрелен еще один сподвижник Таро — «вор в законе» Давида Алханашвили (Дато Панкисский), которого, по одной из версий, убили в отместку за покушение на племянника Шакро Молодого Дато Озманова (Дато Краснодарский) в 2011 году в Бельгии.
Теперь же, когда братья Шушанашвили и целый ряд ключевых представителей их клана, в том числе «греки» Чикора и Нодо Глданский, оказались (и по всей видимости, надолго) в тюрьме, а их криминальные структуры основательно «зачищены» французскими, испанскими и греческими полицейскими, для клана Ониани-Джангвеладзе наступил политически важный момент для реванша. И место для передела европейской «поляны» также было выбрано неспроста.
Криминальная Марбелья
Марбелья — город-курорт и муниципалитет в Испании на побережье Коста-дель-Соль, входит в провинцию Малага, в составе автономного сообщества Андалусия. Занимает площадь 117 кв. м. Население Марбельи, по данным на 2016 год, составляет 140 744 человек. В 4 км от Марбельи находится фешенебельный порт Пуэрто-Банус. Благодаря криминальным сводкам с начала 2000-х годов Марбелья обрела сомнительную славу резиденции «русской мафии». Следственные мероприятия в рамках всех громких операций испанских правоохранителей по борьбе с восточноевропейской организованной преступностью («Тройка», «Оса», «Олигарх» и другие) так или иначе были связаны с Пуэрте-Банусом, Марбельей и другими приморскими городами Малаги.
По словам бывшего главы российского НЦБ Интерпола Владимира Овчинского, в конце 90-х на побережье Коста-дель-Соль и в Марбелье в частности возникла «целая колония русской мафии». Основная схема отмывания преступных средств путем вкладывания их в недвижимость была здесь отработана руководившим городом долгое время мэром Хесусом Хилем, который в конце 90-х стал фигурантом 70 уголовных дел.
При Хиле мэрия Марбельи выдавала разрешения на строительство только за взятки, в результате там, где планом застройки были предусмотрены строения высотой не более чем в три этажа, возводились многоэтажки, а земельные участки, изначально предназначенные для муниципальных нужд, заняли жилые комплексы с апартаментами для состоятельных иностранцев.
Первооткрывателями Коста-дель-Соль стали лидеры «Ореховской» ОПГ, печально известные Сергей Буторин (Ося) и братья Пылевы. Опасаясь за свою жизнь, первым в Марбелье обосновался Ося, а затем на ПМЖ в соседний с ним особняк переехала и семья Андрея Пылева. Позже в благодатный для отмывания средств городок потянулись и «воры в законе».
Испанские же спецслужбы называют краеугольной вехой в организации отмывочных структур «русской мафии» на побережье торжества по случаю дня рождения Захария Калашова (Шакро Молодой), которые проходили 20 и 21 марта 2003 года в отеле Montiboli в городе Аликанте. Тогда в грандиозной «сходке» «законников» и «авторитетов» кроме Таро и Шакро Молодого участвовали «воры в законе» Аслан Усоян (Дед Хасан), Владимир Тюрин (Тюрик), Виталий Изгилов (Зверь), Мераб Гогия (Мераб), Джемал Хачидзе («воровской» куратор «Солнцевских»), Вахтанг Кардава (Вахо), Мамука Микеладзе и другие.
На этом мероприятии лидеры российского преступного мира обговорили детали создания на территории Испании сети «отмывочных» компаний. С этой целью через подконтрольных бизнесменов «ворами в законе» был создано множество компаний (Sunnivest 2000, Inmboliarios Estepona, Megrisa, Megabetta V and N, Elviria Invest и многие другие), которые отвечали за отмывку крупных денежных потоков.
Благодаря регулярным операциям испанской полиции, «отмывочное» предприятие за эти годы основательно захирело, но инфраструктура, которая упоминается в отчете Национальной полиции Испании в связи с задержанием участников «сходки», осталась.
Кроме Шакро Молодого, ее в свое время также создавал своевременно покинувший Испанию в начале операции «Оса» Тариэл Ониани, который более 10 лет назад привез в Марбелью порядка 800 своих земляков из Сванетии, многие из которых там остались и пустили корни в строительном бизнесе. И несмотря на то, что эмиссары клана Мераба Джангвеладзе оказались на неопределенное время в тюрьме соседнего с Марбельей города Алаурин-де-ла-Торре, откуда только недавно один за другим под залог вышли арестованные около года назад фигуранты «Солнцевско-Измайловского» дела Арнольд Тамм, Александр Гринберг, Сергей Дождев и Олег Кузнецов, — свято место пусто не бывает. На свободе пока остается немало «воров в законе» как со стороны клана Ониани-Джангвеладзе, так и братьев Шушанашвили.