Смертники Гитлера
В знаменитом сталинском приказе №227 говорилось: «После своего зимнего отступления под напором Красной армии, когда в немецких войсках расшаталась дисциплина, немцы для восстановления дисциплины приняли некоторые суровые меры, приведшие к неплохим результатам. Они сформировали 100 штрафных рот из бойцов, провинившихся в нарушении дисциплины по трусости или неустойчивости, поставили их на опасные участки фронта и приказали им искупить кровью свои грехи. Они сформировали далее около десятка штрафных батальонов из командиров, провинившихся в нарушении дисциплины по трусости или неустойчивости, лишили их орденов, поставили их на еще более опасные участки фронта и приказали им искупить свои грехи.
Они сформировали, наконец, специальные отряды заграждения, поставили их позади неустойчивых дивизий и велели им расстреливать на месте паникеров в случае попытки самовольного оставления позиций и в случае попытки слаться в плен. Как известно, эти меры возымели свое действие, и теперь немецкие войска дерутся лучше, чем они дрались зимой. И вот попучается, что немецкие войска имеют хорошую дисциплину, хотя у них нет возвышенной цели защиты своей родины, а есть лишь одна грабительская цель — покорить чужую страну, а наши войска, имеющие цель защиты своей поруганной Родины, не имеют такой дисциплины и терпят ввиду этого поражение».
Смертники Гитлера
История немецких штрафников изложена здесь очень поверхностно с явной задачей доказать, что, формируя подобные подразделения, Красная армия всего лишь взяла пример с лютого врага. Как таковых штрафных частей в германских войсках не существовало вплоть до появления в 1936 году так называемых «Особых подразделений». Правда, в 1940 году, уже во время Второй мировой войны, не только в сухопутных войсках, но и на флоте, в авиации появились «Полевые особые подразделения», размещавшиеся в зонах непосредственной опасности.
Условия в них были не чета нашим штрафбатам. Такая мера, как искупление вины подвигом, у фашистов не предусматривалась. Те, кто в них попадал, были осуждены на срок от трех до пяти лет и не могли рассчитывать на смягчение наказания. Правда, они не лишались воинских званий и наград и служили в отдельных солдатских, унтер-офицерских или офицерских подразделениях.
В том же 1940 году появились так называемые «пятисотые батальоны» (500-й, 540-й, 550-й, 560-й, 561-й), представлявшие собой аналог советских штрафных рот, а также предназначенные для заподозренных в политической неблагонадежности 999-е батальоны или «формации солдат второго класса». На Курской дуге летом 1943 года были собраны почти все штрафники Восточного фронта и брошены в бой в качестве пушечного мяса.
Попавший в плен срассказывал на допросе: «Преодолев минные поля по заранее подготовленным проходам, батальоны попали под сильный огонь русской артиллерии, танков и пехоты, понесли большие потери и отступили. 19 июля наши войска перешли в наступление на Орловском направлении. Немецкое командование организовало
двенадцать контратак с участием штрафников. Но остановить наступающие советские части им не удалось».
Тех, кто уцелел, использовали при обороне правобережья Днепра, ручными кандалами приковав к пулеметам и закрыв в дотах. Практически все они погибли. Самая большая известность выпала на долю созданной в июне 1940 года эсэсовцем, доктором наук Оскаром Дирлевангером команды «Ораниенбург» из осужденных браконьеров. В дальнейшем она пополнялась убийцами, грабителями, насильниками и прочими рецидивистами, которые таким образом смогли легализовать свои преступные наклонности.
«Специальная группа «Доктор Дирлевангер» постоянно росла в численности и пополнялась криминальными отбросами из других стран Европы. Именно ее подразделения сжигали Хатынь и подавляли Варшавское восстание. В конце войны эта штрафная часть превратилась в 36-ю гренадерскую дивизию СС, которая была уничтожена Красной армией в Силезии. Попавшего в плен Дирлевангера забили до смерти польские охранники.
В общей сложности за время Второй мировой войны смертные приговоры были вынесены примерно 30 тысячам солдат и офицерам вермахта. Около половины приговоров привели в исполнение, остальных нарушителей отправили в штрафбаты.