«Черная» Тулунская тюрьма
«Крытка» в городе Тулуне Иркутской области в советское время среди зэков считалась самой угрюмой и безнадежной. Суровый климат Восточной Сибири, плохая кормежка, а самое главное бесконтрольное всевластие тюремной охраны, подогреваемое удаленностью от начальников из центрального аппарата, позволили некоторое время считать СТ-2 самой жесткой «зоной» в СССР.
В истории Тулунской тюрьмы много неизвестного. Это также связано с тем, что многочисленные начальники заправляли порядками в ней на свой страх и риск, не оставляя следов на бумаге. Точно известно, что главное административное здание тюрьмы было построено в 1920 году. Еще не кончилась гражданская война. Близ Тулуна рубили лес на бревна, а позже нашли крупное угольное месторождение, но зэков пока там не было. Они появились полутора десятилетиями позже.
Первое кирпичное строение использовалось исключительно в производственных целях сугубо гражданскими лицами. Потом его реквизировали. С началом «больших чисток» в Тулуне появились первые «нквдэшники», прибывшие организовать в городе пересыльный пункт. Дело в том, что Тулун стоит на Транссибирской магистрали и «столыпины» с «политиками» останавливались на станции, чтобы делится со стройками народного хозяйства в Иркутской области дармовой рабочей силой.
По одной из легенд на территории тюрьмы действовали специальные расстрельные помещения. Они не сохранились ввиду того, что были деревянные. В охрану объекта МВД-НКВД набирали только социально безопасный элемент из числа деревенской бедноты. Так им казалось было надежнее. История потом горько посмеется над потугами охранников, но уже в следующем поколении.
Вертухаев специально натаскивали на надевание на строптивых «зэков» смирительных рубашек. В программу их подготовки был включен специальный зачет на эту тему. С «оттепелью» «пересылку» закрыли, но зэки не исчезли с территории города. В начало 60-х годов Тулунская тюрьма вступила большей частью деревянной и с печным отоплением.
Тюрьма в Тулуне
Начиная с 1962 года, и по середину 70-х годов тюрьма в Тулуне перестраивалась. Дерево полностью заменил железобетон. Последним строители возвели новое здание штаба учреждения. Случилось это в 1978 году, когда тюрьма уже 12 лет носила звание «крытой».
По советскому уголовному законодательству максимальный срок заключения исчислялся 15-ю годами, причем первые 5 лет осужденный должен был проживать в условиях жесточайшей изоляции. Для этого в системе уголовно-исправительных учреждений были определены около десятка тюрем, которые стали называть «крытыми». Самые известные из них в брежневские времена были тюрьмы в Златоусте и Тобольске. Потом уже появились «Черный дельфин», «Белый лебедь», «Полярная сова» и прочие. Тулун с самого начала попал в этот список.
В СТ-2 первоначально могло содержаться не более трехсот человек. Поэтапно, с вводом в строй новых корпусов количество постояльцев увеличивалось. С первых дней «крытка» прославилась свирепостью порядков. В 1979 году в тюрьме произошел один из самых крупных в СССР бунтов заключенных. Конечно, по практике тех времен о нем ничего не сообщалось. СССР ─ это не Бразилия. Пятерых организаторов беспорядков практически сразу расстреляли. Еще девятерым «зэкам», причастным к протестному взрыву, щедро набавили срока. Забегая немного вперед, это были еще цветочки.
Воры в законе в Тулунской тюрьме
Тулунская тюрьма тесно связана с биографией одного из самых именитых «воров в законе» советского, да и российского периода истории Япончика (Иваньков). Первый раз он прибыл туда в 1983 году из колонии в Енисейске. Строптивый Япончик ударил ножницами в глаз ссученного «бугра», пытавшегося заставить его шить рукавицы. На перевоспитание его отправили в Тулун.
В МВД тогда местами лишения свободы занимался зять генсека Брежнева Юрий Чурбанов, затем испытавший на своей шкуре всю прелесть лишения свободы. В случаях с ему подобными для обладателей погонов было сделано исключение. Они до сих пор содержаться отдельно от основной массы арестантов. Может быть, это была его инициатива ─ в Тулуне попытались сделать «фабрику по ломке».
С начала 80-х годов туда на перевоспитание стали пачками отправлять «воров в законе». Иногда коронованных особ скапливалось до полутора десятков. Тулун пытались окрасить в «красный» цвет. Воров заставляли работать и при отказе морили в ШИЗО.
Еженедельно в СТ-2 на учения приезжал местный ОМОН. Сотрудников натаскивали на заключенных, как цепных собак. Особо опасные преступники содержались на 4-ом этаже одного из корпусов. Их выгоняли из камер и заставляли бежать вниз по лестничному пролету, вдоль которого стоял ОМОН, нещадно лупивший пробегавших резиновыми дубинками. Воспитательная акция имела цель показать «зэкам», что их жизнь не должна казаться раем.
Япончик также со всеми, закрывая голову руками, бегал с четвертого на первый этаж. Авторы эксперимента надеялись, что авторитеты, собравшиеся вместе, неминуемо рассорятся между собой и сами порешат друг друга в межличностных конфликтах.
На самом деле произошло обратное. «Воры в законе» сплотились и поддерживали друг друга. Тюрьма приобрела явно темный оттенок. Япончика ненадолго увезли из Тулуна, чтобы в 1989 году вернуть обратно.
Большинство из «воров в законе» в Тулуне составляли грузины, но там создалось своеобразное интернациональное братство, где каждый был равен, вне зависимости от возраста и национальности.
Япончику легенды приписывают снабжение тюрьмы углем в обмен на водку к новогодним праздникам и нейтрализацию попытки захвата заложника вором Буху Резо Батумским (Гвинцадзе). На бунт не было общего согласия братвы. По преданию Япончик вместе с вором Бойцом (Бойцов) сами освободили плененного, догнали Резо и нанесли ему несколько ударов заточками. Резо выжил. На самом деле Резо Батумский убыл из СТ-2 за 2 месяца до появления в ней Бойца. Они физически не могли быть рядом.
В Тулуне вместе с Япончиком отбывали срок такие известные «воры в законе», как Дато Ташкентский (Цихелашвили), Тимур Ванский (Габуния), Слава Крыл (Крылов). В тюрьму с воли с «дачками» частенько заглядывали дальневосточные воры Джем (Васин) и Сахно (Сахнов).
На сегодняшний день из всех коронованных сидельцев той поры в живых остались «воры в законе» Кошелек (Егоров), осевший в Великом Новгороде, и Махо (Симония), выбравший Подмосковье. Если и была у Япончика вражда к грузинам, то объектом ее мог стать только Махо. Впрочем, при нахождении обоих в Тулуне ничто не предвещало будущего конфликта.
В 1991 году Япончик вышел из Тулуна на свободу и сразу уехал в США. В 1993 году Махо «остановили» Дед Хасан (Усоян) и Шакро Молодой (Калашов), Это было следствием напряженных отношений Махо с Япончиком, ставшим одним из приближенных «дедушки».
«Черная» Тулунская тюрьма
Попытка сделать Тулун «красной» зоной полностью провалилась в следующем десятилетии. «Зэки» смогли с потрохами купить всю охрану тюрьмы, включая ее начальников. Еще в бытность в ней Япончика «воры в законе» негласно, по договоренности с контролерами получили возможность выходить из своих камер и ходить в гости друг к другу.
В СССР вся жизнь проходила в двух измерениях. Одна ─ в кабинетах начальников, другая, противоположная ей, ─ повсемстно. В 90-е годы из «крытки» произошла серия побегов на волю. Пользуясь продажностью охраны, заключенные много раз совершали подкопы в ветхих стенах. Их потом случайно ловили вдалеке от тюрьмы и водворяли обратно за колючку.
В 2001 году очередная успешная попытка вырваться на волю закончилась 2-мя трупами из числа охраны. Через 2 недели убежавших удалось обнаружить и взять живыми. Буквально через неделю после задержания все сбежавшие странно скоропостижно скончались, упрятав концы в воду. Терпение начальников в Москве лопнуло. История Тулунской тюрьмы СТ-2 на этом закончилась. Теперь на ее месте функционирует обычный областной следственный изолятор СИЗО-2.