Бизнесмен Валерий Пшеничный – дублер юриста Магнитского?
Содержание
Печальный опыт редко, когда в России кого-либо учит. Трагедии быстро забываются и имеют прискорбное обыкновение повторяться. Скандал с трагической смертью юриста Сергея Магнитского, умершего в «Матросской тишине» в ноябре 2009 года, получил международный резонанс. Судя по всему, он оказался не единственным. Теперь отличился Санкт-Петербургский СИЗО-4 . В его стенах 5 февраля покончил с собой пятидесятишестилетний бизнесмен Валерий Пшеничный.
Во всяком случае, должностные лица УФСИН пытались его смерть объяснить именно таким образом. Судебные эксперты ГБУЗ БСМЭ Санкт-Петербурга полностью опровергли их версию. Валерия Пшеничного убили, а перед смертью пытали и изнасиловали. На его теле нашли несколько колото-резаных ран, следы от ожогов электрическим током во рту, и перелом шейного отдела позвоночника. Из версии тюремщиков правдой лишь оказалась основная причина смерти – асфиксия. Пшеничного задушили шнурком от капюшона толстовки. Он оказался длиной всего лишь 40 см. Повеситься на таком, даже при большом желании, невозможно.
Имитация самоубийства чисто по-российски была выполнена довольно халявно. Должностные лица СИЗО-4 даже не пытались скрыть доказательства, вероятно надеясь на чье то покровительство. Прокуратура стандартно возбудила дело о доведении до самоубийства, но «бомба» разорвалась после проведенной судебно-медицинской экспертизы.
Валерий Пшеничный
Валерий Пшеничный – владелец и генеральный директор IT-компании АО «НовИТ ПРО». Ее офис расположен в самом центре Петербурга на пересечении набережной Мойки и Дворцовой площади. Бизнесмена обвинили в совершении мошенничества в особо крупном размере при выполнении гособоронзаказа. Друзья называли Пшеничного «российским Илоном Маском». Он действительно был новатором. В 2015 году его компания заключила контракт с Министерством обороны на создание трехмерной компьютерной модели дизельной подводной лодки проекта «Варшавянка», которые строит питерские «Адмиралтейские верфи».
Компьютерные CALLS-технологии давно нашли применение на Западе в авиастроении и судостроительной промышленности. Россия далеко отстала от передового опыта, заставляя конструкторов и рабочих пользоваться тоннами бумажных чертежей и инструкций. Компания Пшеничного и раньше в интересах оборонного ведомства выполняла объемные модели агрегатов и узлов. В этот раз Валерий Пшеничный попытался создать во всех деталях виртуальную подводную лодку. В дальнейшем модель предполагалось использовать для постпродажного обслуживания.
В месте базирования корабля должен располагаться мобильный дата-центр, обеспечивающий быстрый доступ ко всей конструкторской и ремонтной документации. В мыслях у Пшеничного было желание запатентовать предложенную им технологию. Причем, она в принципе имела двойное назначение. «Газпром» и «Роснефть», заказывающие строительство плавучих буровых платформ, вполне могли прибегнуть к услугам «НовИТ ПРО».
На уникальную, не имеющую отечественных аналогов задачу Пшеничному было всего выделено 967 млн рублей. «НовИТ ПРО» получил положенный по контракту аванс 400 млн рублей. В ход работ неожиданно вмешался криминал. Валерий Пшеничный заподозрил финансового директора компании Андрея Петрова в том, что он тайно от него вывел часть полученных денег подставным фирмам. Дело в том, что для выполнения госзаказа открываются отдельные банковские счета, с которых производится финансирование работ. Бухгалтерия очень прозрачная.
Генеральный директор вынужден был обратиться с заявлением о совершенном мошенничестве в правоохранительные органы. Петров первым оказался в СИЗО. Он согласился сотрудничать со следствием и во всех грехах обвинил своего начальника. Следователей же очень смутила общая сумма контракта. Они заподозрили в преднамеренном завышении стоимости Пшеничного и заместителя главного инженера «Адмиралтейских верфей» Глеба Емельченкова. По их предположениям 100 млн рублей оказались лишними.
16 января 2018 года за Павлом Пшеничным пришли. В ходе проведенного обыска в рабочем кабинете и дома была изъята вся документация, касающаяся темы виртуальной модели подводной лодки. Супруга бизнесмена, присутствовавшая во время обыска в квартире, вспоминает, что с самого начала оперативники пытались оказать на мужа психологическое воздействие. Это выразилось в их ехидном замечании, что хозяину квартиры понадобится деловой костюм только для похорон. На 3 недели домом для Пшеничного стало СИЗО-4.
Валерий Пшеничный — причина смерти
Его близкие вначале полагали, что причиной смерти стал инсульт. Врачи предупреждали уже раз его перенесшего Пшеничного, что второй случай с большой долей вероятности может оказаться последним. Супруга передала все медицинские документы о состоянии здоровья мужа оперативникам, производившим задержание, но они не удосужились даже занести их в протокол изъятия. Судья, определявший меру пресечения, также пропустил мимо ушей просьбы адвоката задержанного об избрании домашнего ареста.
В СИЗО Пшеничного поместили в 4-х местную камеру. События последнего дня его жизни разворачивались следующим образом. В 14 часов двоих сокамерников увели на допрос, а еще одного – на встречу с адвокатом. Камера видеонаблюдения, установленная в коридоре зафиксировала, что через 15 минут после исчезновения последнего соседа, Пшеничного вывели из камеры. Неизвестно куда его отконвоировали, но за пределы СИЗО он явно не выходил. Запись о возвращении подследственного в камеру отсутствует.
Когда один из соседей вернулся в 17 часов назад вместе с конвойным, то они обнаружили бездыханное тело с затянутым на шее коротким шнурком. Рядом валялся оторванный от кипятильника шнур. Еще в камере нашли разодранный в клочья кроссовок соседа. Тюремщики спокойно объяснили, что Валерий Пшеничный, видимо, сначала пытался умертвить себя электрическим током, потом доставал из подошвы обуви супинатор, чтобы вскрыть себе вены, проявив удивительную эрудицию для человека всю жизнь прожившего далеко от обитателей мест заключения, знавших такой эксклюзивный способ умерщвления.
В конце концов Пшеничный выбрал орудием самоубийства шнурок. О его изнасиловании перед смертью тогда еще никто не знал. Иначе, охране пришлось бы искать в камере предмет, заменяющий страпон. Все сотрудники изолятора вынуждены были сдать сперму на анализ. По предварительным данным, к изнасилованию, из них никто отношения не имеет. Валерий Пшеничный стал очередной жертвой «пресс-хаты».
Жертва пресс-хаты
По преданию, ходящему среди российского уголовного элемента, первая «пресс-хата» появилась в советское время в тюрьме поволжского Балашова. Передовой опыт «ломки» и добычи нужных следствию показаний быстро распространился по всему Союзу. Администрация мест содержания подследственных шла на контакт с «беспредельщиками», которые в обмен на некоторые бытовые привилегии брали на душу грех выполнения «черной» работы.
Тема «пресс-хат» неоднократно поднималась в средствах массовой информации, но, как оказалось, дикое явление полностью не изжито, а нашло применение и в 21 веке. Маловероятно, что от Пшеничного таким способом пытались добиться признания. Незадолго до смерти он передал жене записку со словами «никому ничего не плати», явно подразумевая не адвоката. Деньги у него могли вымогать только следователи, сами себя убедившие в хищении 100 млн рублей. Сам Валерий Пшеничный был убежден в «чистоте» заключенного им контракта. «Выбивание» из него денег закончилось пытками и смертью. Вошли в раж и немного переусердствовали.
Судя по прессе хищения на подрядах с Министерством обороны приобрели характер эпидемии. Создается впечатление, что бизнесмены и руководители компаний, выполняющие работы в интересах ведомства, слепо летят в камеры, как ночные мотыльки на свет. Раз за разом дотошные следователи находят лазейки, через которые утекают в личный карман государственные средства. И конца их трудной работе не видно.
Странно другое. Государственный оборонный заказ не сельский рынок, где каждый торговец может устанавливать цену на картошку такой, какая ему вздумается. Начальное ценообразование и ход выполнения работ по оборонному заказу тщательно контролируется военной приемкой. С какого рожна следователям пригрезился сговор и значительное завышение стоимости контракта «НовИТ ПРО»? Они специалисты в IT-бизнесе или CALLS-технологиях? Навряд ли. Очень хочется получить внеочередную «звездочку» за выявление банды-спрута расхитителей государственной собственности? Или заставить, используя власть и возможности, поделиться? Может быть. В СИЗО продолжает в ужасе ждать своей участи Глеб Емельченков.