История Владимирского централа
«Владимирский централ» ─ самая старая и самая знаменитая тюрьма в России. Всенародную известность она получила от хита Михаила Круга, сочиненного для друга «вора в законе» Саши Севера (Северов), который был хорошо с ней знаком и получил высокий титул в ее стенах. Для зэков и людей, тесно соприкасающихся с криминалом и уголовным миром, она была на слуху задолго до первого исполнения песни. Сам автор посетил Владимирский централ в 2002 году. Он устроил концерт для ее подневольного контингента и охраны. После шансонье исправительное учреждение посещали с той же целью Александр Розенбаум, Трофим и Юрий Шевчук.
Сейчас в официальных документах ее название звучит коротко, как выстрел ─ ФКУ Т-2. За 2 века истории ее неоднократно переименовывали. Казематы из красного кирпича были выстроены в рекордные по тем временам 2 года. В 1783 году при императрице Екатерине Великой тюрьма приняла первых преступников. Первоначально узилище предназначалось для содержания мелких воришек. Самым суровым местом заключения ей предстояло стать гораздо позже. Построй ее чуть раньше, возможно в ней бы содержались участники Пугачевкого бунта. Комплекс сооружений был дополнен в 1825 году пересыльной тюрьмой. Она пропустила через свои стены других бунтовщиков ─ декабристов, высланных на каторгу в Сибирь.
Сегодня пересыльная тюрьма превратилась в областной следственный изолятор. Владимир располагался как раз на пути из Москвы в Сибирь. Не случайно дорогу до сих пор называют «владимиркой». Постепенно «Владимирский централ» менял свой профиль. Все чаще в нем появлялись не уголовники, а государственные преступники.
Недалеко от входа во «Владимирский централ» возвышается памятник Михаилу Фрунзе. Революционер попал в тюрьму за нападение на полицейского и освоившись в ней даже пытался совершить побег. Почувствовав неладное, жандармы изолировали его в другом месте и попытки не случилось. История знает только один случай побега из централа, да и то неудачного. Случилось это в 1805 году. В советский период истории охрана тюрьмы была настолько надежной, что заключенным даже не приходилось мечтать о подобном чуде.
Центральная тюрьма
Историческое имя «Владимирский централ» она получила только в 1906 году. Централ означает центральная тюрьма. Больше всего названий приклеивали ей при большевиках. Они не стали ее разрушать, как восставшие революционные французы Бастилию. Централ прекрасно вписался в Советскую власть. В 1921 году она получила название «Губернский изолятор особого назначения», подчеркнув свою карательную роль против политических противников.
В феврале 1948 года постановление Совета Министров СССР расставило все по своим местам без недомолвок. «Владимирский централ» был включен в систему особых лагерей и тюрем, которым предписывалось содержать особо опасных государственных преступников, шпионов, диверсантов, террористов, троцкистов, меньшевиков, эсеров, анархистов, националистов и белоэмигрантов.
К тому времени прошло уже больше 30 лет после революции, причем половина периода в условиях тотального террора, но, как оказалось, не все «враги народа» превратились в «лагерную пыль». Тридцать седьмой год явно не мог обойти «Владимирский централ» стороной, но подробности происходивших в его стенах событий полностью утрачены. Не осталось ни людей, ни документов. Когда немцы подходили к Москве в 1941 году, тюрьма активно готовилась к эвакуации в Иваново. Архивы в страшной спешке уничтожили.
Немцы в централ все же попали. Туда отправили группу пленных немецких генералов, об освобождении которых договаривался первый канцлер ФРГ Аденауэр. Пленным японцам повезло меньше. Генералы Квантунской армии, оказавшиеся во Владимире, поголовно вымерли, не выдержав непривычного климата и питания. Ни один из них не вернулся на родину, а тела умерших упокоило кладбище, расположенное рядом с тюрьмой.
Знаменитые заключенные
«Владимирский централ» надежно хранит тайну бесследного исчезновения Рауля Валленберга ─ шведа, спасшего тысячи венгерских евреев, но признанного офицерами СМЕРШ шпионом. Через 10 лет после окончания войны в централ попал и надолго руководитель этой спецслужбы Павел Судоплатов. В стране началось разоблачение преступлений «бериевской» клики.
Компанию ему составил еще один высокопоставленный чекист Наум Эйтингон. Именно он организовал убийство Льва Троцкого в Мексике руками фанатичного коммуниста Рамона дель Рио Меркадера. Неизвестно посещал ли когда-либо Владимир сам убийца теоретика левого марксизма. Отсидев 20 лет в мексиканской тюрьме Меркадер приехал в СССР, получил звезду Героя и вскоре умер. Его могилу, подписанную именем Рамона Ивановича Лопеса можно найти на Кунцевском кладбище Москвы.
Одним из самых известных националистов встретивших смерть в стенах «Владимирского централа» оказался не какой-нибудь руководитель бандеровских бандформирований из Западной Украины, а армянский герой освободительного движения Гарегин Ндже. Его арестовали сразу после освобождения Болгарии и препроводили во Владимир. В это же время в соседних камерах хлебали баланду члены правительств всех стран Балтии, присоединенных перед войной к СССР по пакту Молотова-Риббентропа. С тюрьмой познакомились также популярные советские актрисы Нина Русланова и Зоя Федорова, полюбившие и вышедшие замуж за «плохих» парней.
Другой представитель московского бомонда Василий Сталин ─ меценат спорта и культуры, через несколько месяцев после смерти отца оказался на нарах, пополнив и без того богатый список знаменитостей, военачальников и политических деятелей. Из иностранцев Владимир принял к себе неудачливого американского летчика-шпиона Фрэнсиса Пауэрса, сбитого одной из первых советских зенитных ракет. Интересно, что в тюрьме американец познакомился с авиаконструктором Угером. Пауэрс стал последним заключенным-иностранцем. До него во «Владимирский централ» заселили группу венгерских коммунистов, выбравших неверную политическую линию в событиях 1956 года.
Из советских диссидентов во «Владимирском централе» гостили Владимир Буковский ─ ныне проживающий в Великобритании и обмененный Западом на генерального секретаря чилийских коммунистов Луиса Корволана и Натан Щаранский ─ успешный израильский политик, основавший на новой родине политическую партию, представляющую интересы эмигрантов из стран бывшего СССР. В 1978 году на верхних эшелонах власти было принято решение содержать всех «политиков» еще дальше от центра в лагерях лесной Мордовии. «Владимирский централ» полностью предоставили для уголовной братии.
Централ для отрицал
Среди «братков» «Владимирский централ» издавна считался подобием мусульманской Мекки. Побывать в нем считал долгом или честью любой зэк, выбравший для себя путь «отрицалова». В советское время для закоренелых уголовников установленные в тюрьме порядки не считались супержесткими, хотя там официально действовал тюремный режим содержания. «Черный дельфин», «Белый лебедь», «Полярная сова» и еще с десяток номерных тюрем и колоний строгого режима на Урале или в Сибири предъявляли к заключенным более суровые требования, считаясь среди них «фабриками по ломке».
Среди знаменитых сидельцев «Владимирского централа» легендарные «воры в законе» Вася Бриллиант (Бабушкин) и Вася Бузулуцкий. С Бриллиантом в заключении во Владимире встречался Владимир Буковский и пытался в нем найти союзника в борьбе инакомыслящих. Попытка оказалась неудачной.
Бриллиант с подозрением отнесся к идее внедрения в российскую жизнь демократических свобод. После этой встречи в истории осталось изречение, приписываемое самому именитому «вору в законе» о том, что у «сиволапых», а так он называл осужденных по политическим статьям, хозяева находятся на Западе и заигрывание с ними может разрушить воровское единство.
Из действующих персонажей современного воровского мира в централе побывала в полном составе воровская династия Асатрянов ─ Эдик Осетрина и Сережа Бентли, правда последний буквально проездом.
Территориально комплекс зданий «Владимирского централа», разделенный на корпуса, занимает целый квартал. Одновременно в нем можно поселить 1220 заключенных, причем около 900 человек на тюремный режим. Последние десятилетия командует большим хозяйством тюрьмы офицер внутренней службы в чине полковника. При тюрьме действует промышленная зона, на которой осужденные, вступившие на путь исправления, по-прежнему перевоспитываются трудом.
«Владимирский централ» производит спортивный инвентарь ─ гимнастические маты, козлы, боксерские перчатки, груши и мешки. Большой возраст строений тюрьмы и архитектурные решения, принятые при строительстве, не позволяют надеяться, что когда-либо «Владимирский централ» может достичь условий содержания, принятых в цивилизованных странах. Пока же капитальному ремонту подвергся самый старый корпус. Только в нем одном сегодня выдержана норма площади на одного заключенного ─ 4 м² и применена современная система видеонаблюдения за обстановкой в камерах и коридорах.
Грузия, для примера, закрыла все старые советские тюрьмы и полностью отстроила новые по современным проектам. Огромной России это, вероятно, не по карману, а так бы из централа получился бы неплохой музей, где каждый экстремал мог окунуться в жутковатую атмосферу места страданий десятков тысяч людей и ненадолго представить себя на их месте.