Тюрьма Полярная сова
Глухой заполярный поселок Харп на берегах холодной речушки Собь появился на свет благодаря зэкам. В конце 40-х годов приближенные «вождя народов» решили организовать очередную грандиозную стройку века, наподобие Беломорканала. Ее назвали «Трансполярная магистраль». По замыслу покорителей северных пространств она должна была соединить железной дорогой населенные пункты Чум и Игарку.
Путь железнодорожного полотна пролегал через Салехард. На стройку века согнали со всех уголков страны более миллиона заключенных. Они упорно выкладывали на топких болотах насыпь, на нее укладывали шпалы с рельсами пока «генералиссимус» не отдал богу душу. Секретная стройка так и не была завершена. Ее идеологи с самого начала по неизвестным причинам решили ее засекретить. В документах она называлась довольно загадочно «строительство 501» и «строительство 503». Участки железной дороги до настоящего времени остались в дикой тундре.
Теперь труд заключенных внимательно исследуют ученые, пытаясь определить правила возведения технических сооружений на болотах или на вечной мерзлоте. После 1953 года строителей в массовом порядке отпустили на волю. Железная дорога так и осталась недостроенной. В народе она получила название «мертвой дороги». По ней ни разу не прошел железнодорожный состав, а окрестности обильно усеяны костями мертвецов.
В следующий раз о тех суровых местах вспомнили в начале 70-х годов. В мае 1973 года правительство СССР решило основать в Ямало-Ненецком автономном округе колонию для содержания особо опасных преступников. Сама идея возникла в головах чиновников еще в начале 60-х годов. От появления бумаги до финала строительства колонии прошло более 8 лет. Только в июне 1981 года в Харп прибыл первый этап заключенных в составе 150 человек.
Теперь колония носит название ФКУ ИК-18 УФСИН России по ЯНАО. В 2004 году уже российскими властями было принято решение о том, что в Харпе будет организован особый режим для содержания преступников, осужденных на пожизненное заключение. Так это место стало последним пристанищем серийных убийц и маньяков.
Тюрьма Полярная сова
На территории колонии на постаменте из груды булыжников установлена фигурка полярной белой совы ─ обитателя тех суровых мест. От нее колония получила свое второе неофициальное название ─ «Полярная сова». Собственно на ее территории расположены 3 зоны. По мере возрастания суровости режима все начинается с общего. Заключенные в ней обычно используются, как обслуга. Более закоренелые преступники сидят на строгом режиме, а для маньяков и убийц создан особый режим для осужденных на пожизненное заключение.
В принципе условия содержания мало чем отличаются от тех же «Черного дельфина» или «Вологодского пятака», где присутствует такой же контингент зэков. Пожизненно заключенных также всегда конвоируют 3 охранника с собакой, а на голову надевают мешок из плотной ткани. Однако суровая статистика говорит о том, что среднее «время дожития» преступников, получивших за свои деяния «пыжа», составляет за Полярным кругом всего 7 лет. Мгла и холод севера Урала исправно делают свое дело, сокращая срок жизни.
Конечно же, бывают исключения. В начале этого года из «Полярной совы» вышел на свободу Анвар Масалимов. Он оказался первым преступником, к кому была применена статья закона, допускающая смягчение даже такого сурового наказания. История Масалимова следующая. В 1991 году он в нетрезвом состоянии в ссоре руками задушил своего собутыльника. Испугавшись содеянного, он расчленил труп и попытался его спрятать.
Суд приговорил дагестанца к высшей мере наказания расстрелу. Ему сильно повезло. Россия вскоре подписала мораторий на смертную казнь. Еще больше ему повезло в том, что родительские гены наделили богатырским здоровьем и психологической устойчивостью. После почти 3-х десятилетий заключения он обрел свободу, о которой наверняка забыл и перестал давно надеяться.
Скандал в Полярной сове
Многие заключенные стараются во что бы то ни стало вырваться из «Полярной совы» в другую колонию хоть на какое то, пусть маленькое время. Для этого они зачастую признаются о совершении какого-либо преступления и их этапируют в другой регион для проведения следственных действий. Охрана колонии не так давно оказалась замешанной в скандал с насильственным «выбиванием» признательных показаний.
Старший оперуполномоченный подполковник Юрий Сандрыкин поставил организацию признаний на поток. В камеру к жертве он подсаживал «работающего» на него уголовника, реализуя давно известный принцип «пресс-хаты». Таким образом. ему удалось добиться «раскрытия» по разным оценкам от 30 до 190 «висяков». Аппетиты у опера взыграли так, что он пытался замахнуться на расследование убийств журналистки Анны Политковской и бизнесмена Пола Хлебникова. Мотив у Сандрыкина был простой. Его старание должны были заметить и перевести его по службе в столицу или поближе к ней.
Видимо, «Полярная сова» одинаково сурова не только к зэкам, но и к их охране, которой, несмотря на свободу, также приходится не сладко. Сандрыкин все же прокололся. Жадность фраера сгубила. Его коллеги обратили внимание, что сделавшие чистосердечное признание зэки толком не могут ответить на простые вопросы, касающиеся совершенных якобы ими преступлений. На следственных экспериментах они обычно выглядели поразительно растерянными и постоянно жаловались на память. Конвейер признаний в Харпе остановили, а сам Сандрыкин получил 3,5 года тюрьмы за превышение служебных полномочий.
Заключенные Полярной совы
«Полярная сова» рассчитана на одновременное содержание 600 заключенных. Сейчас в ней находится около 450 человек, которых охраняет вдвое меньшее количество охранников. Резерв еще есть. Совсем рядом с ней в том же Харпе функционирует еще одна колония строгого режима ИК-3. В случае чего проблема с «перенаселением» может быть легко решена. Подобная ситуация возникла в «Полярной сове» в начале 90-х годов. Тогда в ней скопилось около 2000 заключенных.
Среди нынешних «сидельцев» заполярной тюрьмы есть лица, получившие печальную всероссийскую славу. В первую очередь это «битцевский маньяк» Александр Пичушкин, продолжающий пугать охочих до сенсаций журналистов, иногда добивающихся права на интервью с ним. Недавно он признался, что будь на свободе, то первым делом убил бы какую-нибудь подвернувшуюся под руку женщину.
«Стрелок из супермаркета» бывший полицейский Денис Евсюков не так словоохотлив. Пожизненный срок отбывает в «Полярной сове» участник захвата школы в Беслане террорист Нурпаша Кулаев. Не обошлось в Харпе без «политиков». Первым пусть на недолгое время оказался в нем подельник Михаила Ходорковского бывший председатель совета директоров «Группы «Менатеп» Платон Лебедев.
Убийца адвоката Маркелова и его помощницы Бабуровой Никита Тихонов также сидел в одной из камер «Полярной совы». Через пару лет он согласиться дать показания на суде против своего бывшего соратника по борьбе за национальные права русских Ильи Горячева. Основатель террористической группировки БОРН сейчас познакомился со всеми прелестями содержания в заполярной тюрьме.
Из цвета российского уголовного мира в «Полярной сове» отбывали срок Гриша Бакинский (Гордейчик) и Уля (Менщиков). Суровое испытание не пошло им в зачет. К обоим у других «воров в законе» накопились вопросы. Они оба, выйдя из тюрьмы, были приостановлены в воровских правах. Гриша Бакинский прибыл в Харп с одним из первых этапов вместе с вором Зауром Цаплей. В 1992 году во Владимирском централе вор Пецо (Бухникашвили) снимет с него корону.
Уля попадет в «Полярную сову» на своем четвертом по счету сроке уже будучи 4 года, как «вор в законе». Почти 8 лет его безуспешно пытались перевоспитать. Он как раз застанет тюрьму в сильно перенаселенном состоянии. Последним из «воров в законе» туда ненадолго заглянул Гия Свердловский (Акоев). В 2017 году он коротал там осень и зиму. Ни одному из них не удалось выполнить одного из главных предначертаний вора ─ «перекрасить» тюрьму из «красного» цвета в «черный».
У местных ненцев гора Рай-Из, которую можно увидеть с территории «Полярной совы», всегда считалась священным местом. На ее вершине шаманы проводили свои древние таинственные обряды. За недолгую историю в стенах тюрьмы побывали люди, судьба которых представляет и будет оставаться еще большей загадкой. Даже уйдя в мир иной их темные души вечно будут бродить по коридорам и камерам «Полярной совы».