Рэкет в Ростовской колонии
Содержание
В ростовской ИК-2 группа авторитетных заключенных поставила на поток вымогательства денежных средств с арестантов. Те, кто не соглашается платить тюремным рэкетирам, периодически избиваются, других доводят до самоубийства. Некоторые случаи замалчиваются, однако что-то стает достоянием общественности. Так известно, что в сентябре прошлого года в колонии были жестоко избиты двое заключенных в дни сбора долгов и «добровольно-принудительных платежей». 36-летнему заключенному Павлу Гаевому сломали руки и перебили позвоночник. У него оказалась парализована левая сторона тела. Руководство режимного учреждения решило скрыть происшествие. Павла поместили в тюремную больницу — МОТБ № 19, а через какое-то время полуживого мужчину вернули обратно в колонию.
Родственники Павла не знали о произошедшем, пока его матери не позвонил аноним и не сказал, что Павел в тяжелом состоянии после избиения. Павел Гаевой скорее всего попал под пресс рэкетиров. Он отсидел четыре года из семи за кражу и никогда не жаловался на условия содержания.
Другой заключенный Магарим Гусейнов скончался в конце сентября 2017 года после избиения и падения из окна. Этому предшествовало вымогательство у Гусейнова 120 тысяч рублей, которые он не смог заплатить рэкетирам. Осенью того же года покончил с собой заключенный по прозвищу «Змей». Представитель общественной организации «Комитет за гражданские права» Антон Дроздов в разговоре с «Преступной Россией» не исключил того, что мужчину довели до самоубийства «авторитеты» колонии.
Положенцы вымогатели
Выбивают с заключенных деньги криминальные лидеры: «положенец» по прозвищу «Горох» и «смотрящие» Гарик, Мотыль и Шапа. «Авторитеты» принуждают осужденных играть в азартные игры, назначают по своему усмотрению суммы «долгов» и в последующем вынуждают осужденных просить деньги у родственников для выплаты бандитам дани.
В ИК-2 функционирует целая ОПС, рассказали «Преступной России» правозащитники проекта против коррупции и пыток Gulagu.net. По их данным, сотрудники ИК-2 и руководство областного ГУФСИН «крышуют» «блатных». Часть награбленного «авторитеты» отдают своей «крыше». До недавнего времени главой группировки координатор проекта Gulagu.net Владимир Осечкин считал бывшего начальника оперативного управления ГУФСИН РО Дмитрия Скребца, который занимал высокий пост более 15 лет. В ноябре его уволили «по выслуге срока службы» — полковник сам написал рапорт об увольнении.
«Именно он, используя служебные полномочия и прикрываясь «оперативной работой», помогал бандитам безнаказанно грабить многих осужденных и их родственников, переоформлять их квартиры, вымогать у них денежные средства. На нажитые преступным путем суммы подкупались проверяющие, в том числе в региональном УФСБ», — заявляет Владимир Осечкин. Несмотря на кадровые изменения, идеально отработанная схема по отъему денег у заключенных не прекратила свое существование.
Азартный бизнес на крови в закрытом учреждении процветает уже несколько лет. Однако с начала 2017 года «блатные» особенно лютуют. Именно тогда были назначены новые заключенные, которые якобы должны были для вида наводить порядок по наркотикам, алкоголю и азартным играм, сообщил нашему изданию один из координаторов проекта Gulagu.net.
Давление на свидетелей
После жестокого избиения Павла Гаевого, убийства Магарима Гусейнова и самоубийства зэка по кличке «Змей» в колонию нагрянули ревизоры из областного управления ФСИН и из Москвы.
По последнему происшествию алиби нашлось быстро. «Проверкой установлено, что осужденный К. состоял на профилактическом учете как «лицо, склонное к суициду и членовредительству», акт суицида совершил исходя из собственных побуждений. Никакого морального либо физического воздействия ни со стороны спецконтингента, ни со стороны сотрудников администрации на осужденного не оказывалось», — отрапортовал об итогах проверки официальный представитель ГУФСИН России по Ростовской области Борис Марухян.
Что касается избиения Гаевого и убийства Гусейнова, то по этим происшествиям были проведены номинальные проверки. В колонию приезжала группа оперативников собственной безопасности управления ФСИН Ростовской области.
Заключенные рассказывали, что в тот день от каждого отряда вызвали по несколько человек и заставили написать заявления, в которых говорилось, что в ИК-2 все в порядке.
С «положенцами» же приехал общаться по поручению Дмитрия Скребца высокопоставленный сотрудник оперативного управления ГУФСИН России по Ростовской области Владимир Медведюк. По сведениям одного из сотрудников ИК-2, Медведюк более 3 часов общался с «авторитетами», причастными к криминальным расправам над Гаевым и над Гусейновым. Посыльный Скребца передал конкретные указания и поручения членам ОПС, в том числе оказать давление на всех свидетелей и потерпевших от вымогательства, чтобы скрыть правду от ревизоров.
Правозащитники стараются не спустить эту историю на тормозах — они направили заявления об инцидентах с избитыми заключенными в Минюст, директору ФСИН Геннадию Корниенко, прокурору Ростовской области Юрию Баранову и генеральному прокурору России Юрию Чайке.
Крыша от ФСИН
По словам правозащитников, «авторитеты» в начале каждого месяца обязывают всех записываться на различные игры — нарды, шахматы, футбол, карты. С каждого собирают до 500 рублей. Все обязаны перевести эти деньги на сим-карту до конца месяца. Не платят только победители турниров и те, про кого знают, что у них нет родственников, — это очень небольшое число людей. Тем, кто отказывается играть, ограничивают сотовую связь, отменяют свидания и так далее. Если участие в турнирах стоит порядка 500 рублей, то суммы проигрышей в играх могут исчисляться от нескольких тысяч до пары сотен тысяч рублей, вплоть до передачи в качестве долга имеющейся у осужденных недвижимости. Тех, кто попадет на кругленькую сумму, «положенцы» определяют сами.
«Ежемесячно с более чем 400 осужденных ОПС собирает более двух миллионов рублей, как минимум 30% от этой суммы бандиты выплачивают в качестве взятки «крыше» из числа недобросовестных оперативников ГУФСИН РО, которые «закрывают глаза» на поборы, «волокитят» проверки по заявлениям родственников заключенных о вымогательстве у них денег бандитами и создают условия для продолжения вымогательства. Также часть денег из ИК-2 отчисляется в некий «общак» криминальных лидеров Ростовского региона», — сообщает координатор сайта Gulagu.net.
Несмотря на проверки и общественный резонанс, в ростовской ИК-2 продолжаются поборы и избиения. В октябре осужденные 32-летний Ахмед Эдиев и 26-летний Адам Кураев просили защитить их от вымогателей. Мужчины обратились с устным заявлением к заместителю начальника колонии Мальцеву, попросив его предоставить им безопасное место и провести проверку по данному факту. Однако Мальцев, со слов правозащитников, объявил заключенным буквально следующее: «Чеченцам не буду помогать, пусть вас убивают. Или вешайтесь».
Коррупция в колонии
Управление ФСИН по Ростовской области за последний год всколыхнули и другие скандалы, которые спровоцировали целую серию уголовных дел. В мае 2017 года по подозрению в получении взятки здесь был задержан замначальника ФСИН Сергея Ральникова. В отношении него было возбуждено уголовное дело по ч. 6 ст. 290 УК РФ (получение взятки, совершенное в особо крупном размере).
Сергей Ральников стал сотрудничать со следствием. Он признался, что получал взятки от коммерсантов, которые выигрывали аукционы на поставку товаров и предоставления услуг в исправительных колониях региона. Через два месяца, в июле, был арестован начальник режимного ведомства генерал-лейтенант Сергей Смирнов. После громких задержаний в региональном ФСИН начались проверки в отношении других высших чинов ведомства. В августе в сокрытии преступления и превышении должностных полномочий обвинили первого замначальника ФСИН по Ростовской области Дмитрия Молокова.
Однако подозрения, задержания и проверки ничуть не смутили сотрудников колонии и некоторых избранных заключенных. Новый, 2018 год начался по старой, хорошо отработанной схеме: в январе у еще одного заключенного Дениса Мартынова «авторитеты» вымогали 300 тысяч рублей. На то, чтобы выплатить деньги, мужчине дали 20 дней. Но даже несмотря на эту отсрочку, осужденному взять такую сумму было попросту неоткуда: родственники не владеют такими крупными денежными средствами, гражданская жена воспитывает в одиночку двоих детей и бережет каждую копейку. Перепуганному мужчине удалось позвонить ей и сообщить о случившемся.
Вскоре после звонка мужчину поместили в изолятор за «плохое поведение». Не владея ни деньгами, ни связями, ни практически никакой информацией, в совершенном отчаянии гражданская жена Мартынова обратилась в местное СМИ DonDay.ru, чтобы привлечь внимание общественности. По ее словам, сотрудники внутренних органов с «авторитетами» колонии заодно: чтобы выдвинуть условия «сделки» и сообщить, что теперь он должен крупную сумму, мужчину вызвали прямиком в кабинет оперативников, которые вместе с «блатными» находились в помещении. Чем закончится этот случай — неизвестно. О нем уже написало несколько местных СМИ, однако даст ли это хоть какой-либо эффект, пока трудно спрогнозировать. «Преступная Россия» следит за событиями и будет держать вас в курсе.