Фурии, выбравшие вместо семейного уюта окопы войны
Феминизм явно добился окончательной победы над патриархатом. Сведения о том, что к женщинам раньше относились, как к людям второго сорта, лишенным большинства прав, которыми всегда обладали мужчины, в развитых демократиях остались далеко в истории. В мире осталось не так много мест, где женщинам еще предстоит утвердиться в своих правах. Сегодня статистика о представительстве женщин в политике и бизнесе служит оценкой демократичности государственного строя той или иной страны.
Гражданские права не упали на прекрасный пол с неба. Им пришлось за них побороться, причем зачастую с оружием в руках наравне с мужчинами. Эсерки-максималистки стреляли в упор из пистолетов в губернаторов и министров в царской России, уходили на каторгу, гибли в застенках. Их немецкие последовательницы через 70 лет в ФРГ грабили банки, угоняли самолеты и подкладывали бомбы. Борющиеся женщины зачастую оказывались гораздо упорнее и жестче мужчин. Постепенно мир и отношение к женщинам менялись. Сейчас уже мужчины говорят о чересчур привилегированном положении женского пола. Казалось бы, можно успокоиться, но в историю продолжают входить новые Розы Люксембург и Клары Цеткин.
Барбара Кестлер
Барбара Кестлер родилась в послевоенной Швейцарии. Мирная нейтральная страна давно уже стала образцом для всеобщего подражания, добившись завидного благоденствия для граждан. Так получилось, что в период взросления Барбара Кестлер заинтересовалась новостями из далекого Китая, где началась «культурная революция». Толпы хунвейбинов на улицах Пекина оставили на нее неизгладимое впечатление. Она наизусть выучила биографию председателя Мао. Он стал для нее примером для подражания и эталоном настоящего революционера.
В начале века в швейцарских кафе по вечерам горячо спорили о политике эмигранты из России, многие из которых станут впоследствии основателями первой Коммунистической партии, взявшей власть в государстве в свои руки. Парадокс Швейцарии заключается в том, что она, ставшая убежищем для самых революционно настроенных борцов за свободу, так и не обзавелась собственными коммунистами, объединенными в партию. Зачем Швейцарии коммунизм? Она и так его построила своим способом, без использования великого наследия классиков марксизма-ленинизма. Этот пробел решила восполнить молодая Барбара Кестлер. Она вошла в инициативную группу движения «Против изоляции». Группировка поставила целью создание в стране политической организации маоистского толка.
Для обычных граждан Швейцария такая инициатива была малоинтересна. Привыкшая к инертности масс Барбара была поражена встретившимися ей в 1980 году политическими беженцами из Турции. В то время в ближайшей к Европе мусульманской стране шла латентная гражданская война между правительственными войсками и мятежными курдами, между правыми, объединившимися в организации типа «Серые волки», откуда вышел стрелок в римского папу Али Агджа, и не менее воинственно настроенными турецкими «леваками».
Только через 6 лет ей удается установить контакт с представителями нелегальной Турецкой коммунистической партии. Она решила поменять спокойную европейскую Швейцарию на бурлящую восточную Турцию. В мае 1991 года ей пришлось впервые столкнуться с турецкими правоохранительными органами, которые арестовали ее в Стамбуле и 10 дней продержали в застенках, подвергнув пыткам. Кестлер вернулась в Швейцарию, но мыслей о продолжении борьбы не оставила. Она вновь вернулась в Турцию, чтобы в 1993 году погибнуть в бою в составе отряда Армии освобождения рабочих и крестьян Турции.
В то время, когда Барбара Кестлер начала зачитываться учением Великого Кормчего Мао совсем недалеко от Швейцарии в баварском Мюнхене семейство Вольф катало в детской коляске двух близняшек ─ дочку Андреа и сына Тома. В шестнадцатилетнем возрасте они оба отправились на политическую манифестацию и были задержаны. Близнецы оказались весьма общественно активными. Они вступили в партию социал-демократов, участвовали в работе организации «Красного креста» и вместе с западногерманскими «зелеными» протестовали против строительства завода по переработке ядерных отходов.
Не всегда их действия умещались в рамки закона. В 1981 году обоих близняшек арестовали за поджог филиала «Дрезденер банка» и написание на стенах граффити. Суд на первый раз дал им 18 месяцев заключения, треть из которого им пришлось провести в камере. В ноябре 1984 года брат Том погиб, выпав из окна. Полиция пришла к выводу, что это было самоубийство. Девятнадцатилетняя Андреа присоединилась к движению автономов и сквоттеров. Через 3 года она вновь будет арестована во Франкфурте по подозрению в подготовке серии взрывов. Андреа Вольф никогда не скрывала своих симпатий к членам немецкой левацкой террористической организации RAF, регулярно участвуя в акциях моральной поддержки ее членов, отбывающих длительные сроки заключения в немецких тюрьмах.
Андреа Вольф
В 1992 году Мюнхен принимал лидеров G-7. В столицу Баварии съехались со всего мира антиглобалисты, протестующие против установившегося мирового порядка. Именно тогда Андреа Вольф познакомилась с «левыми» из Латинской Америки и курдами из Турции. Она решает покинуть Европу. Ее путь лежит в Сальвадор, а затем в Гватемалу, где она навещает свою мать, переехавшую на другой континент после безвременной смерти сына. По возвращении из Центральной Америки Вольф с новыми соратниками из среды немецких «леваков» попытается устроить взрыв в тюрьме города Вейтерштадт. Полиция выдаст ордер на ее арест и Андреа придется уйти в подполье. В Германии с ее опытными спецслужбами, набившими руку на борьбе с городскими партизанами RAF, оставаться было небезопасно. Она подалась вновь на восток в Турцию, добравшись до Курдистана.
Курды и тогда и сейчас разделились между нескольких политических сил. Сегодня на слуху Демократическая партия Курдистана и ее воинские формирования, именуемые пешмерга. ДПК признается большинством западных стран и недавно объявила о создании на севере Ирака независимого Курдистана. У ДПК все время среди курдов были политические противники. Самым серьезным и непримиримым из них считается Рабочая партия Курдистана, признанная мировым сообществом террористической организацией. Ее лидер Абдулла Оджалан был выдан Россией Турции и сейчас отбывает пожизненное заключение в тюрьме.
У РПК есть своя армия ─ Народно-освободительная армия Курдистана. Андреа Вольф пожелала стать солдатом этой армии. Ее направили в лагерь подготовки в горные районы на границе Турции и Ирака. Сдав зачеты, она взяла в руки оружие и участвовала в боях с пешмергой и турецкими вооруженными силами. Курды называли ее Ronahi, что означает «легкая». Действительно Андреа Вольф всю жизнь была очень легкой на подъем. 23 октября 1998 года она попала в плен к туркам. Явно видя, что они имеют дело с европейкой турецкие солдата не стали церемониться с иностранкой, а расстреляли ее.
Таня Неймейер
В то время, когда Андреа Вольф признали одной из героинь борьбы курдов за независимость, в голландском городке Денекамп подрастала другая персона женского пола, которой суждено было пополнить ряды непримиримых борцов за социальный прогресс. После школы Таня Неймейер поступила в Гронингенский университет, где занялась изучением испанского языка.
Изучение истории Испании неминуемо привело ее к чтению книг о Латинской Америке, истории ее завоевания испанскими конкистадорами, подвигах Великого Освободителя Симона Боливара и, конечно же, о Фиделе Кастро и Эрнесто Че Гевара. Левые идеи увлекли ее и привели в сообщество местных сквоттеров, куда стекались самые свободомыслящие молодые люди, отрицающие привычные буржуазные ценности. В Южной Америке в конце прошлого века оставался всего лишь один очаг вооруженной борьбы местных революционеров.
Это была Колумбия, где почти 40 лет с правительством с переменным успехом воевала группировка ФАРК. Ей удалось взять под полный контроль значительные территории в горных районах страны и установить там свою власть. Феномен ФАРК Таня Неймейер попыталась исследовать в своем университетском дипломе. В 2000 году она предприняла поездку в Колумбию для стажировки в испанском языке и сборе материала для диплома на месте событий. Таня поселилась в городе Перейра и между делом оказывала помощь колумбийской благотворительной организации, помогавшей беднякам.
Получив диплом голландского университета, Таня Неймейер в 2002 году навсегда покинула родину и вернулась в Колумбию, где через знакомых вышла в контакт с активистами ФАРК. Европейцы не были редкостью в отрядах ФАРК. В то время, когда Неймейер решила присоединиться к повстанцам, в джунглях воевали почти 2 десятка выходцев из Бельгии, Швейцарии, Швеции, Норвегии, Дании и Греции, но все они были мужчинами.
Таня Неймейер исчезла в джунглях. Долго о ней ничего не было слышно. В ФАРК она сменила имя. Ее называли просто ─ Александра. Только в 2005 году она окольными путями передала весточку своей матери в Голландию. Мама собралась в дальний путь и сумела навестить дочь в одном из поселков на границе соприкосновения отрядов ФАРК и правительственных войск. Таня выглядела счастливой и во всем довольной жизнью. В ФАРК она уже не была простым солдатом, а занималась переводом на европейские языки пропагандистских материалов организации и из джунглей участвовала в различных пиар-компаниях, проводимых сторонниками ФАРК в Европе.
В 2007 году о ней заговорил весь мир. Неожиданный рейд правительственных войск на одну из баз ФАРК принес неожиданный улов. В руках у колумбийцев оказались дневники Тани Неймейер, описывающие ее жизнь и житье-бытье окружающих ее повстанцев. Солдат Александра ежедневно записывала события и свои комментарии с намерением передать их родным. Это было ее частное мнение.
На основе ее записей против ФАРК была организована мощнейшая обличительная пропагандистская кампания. Из дневников Тани мир узнал, что революционерам не чужда тяга к роскоши и прочим чисто буржуазным штучкам. Командиры ФАРК вели довольно разгульную жизнь, а их подруг больше интересовало не светлое будущее, а стоимость элитных автомобилей и операций по увеличению груди силиконовыми имплантами. Именно это первым делом они собирались сделать после победы революции в Колумбии. Неймейер никогда не отрицала свое авторство дневников, но в свое оправдание всегда говорила, что в молодости сильно страдала от инфантилизма.
Таня Неймейер вновь надолго пропала с горизонта. Колумбийские власти несколько раз объявляли о ее гибели или понижении в должности. Неймейер в следующий раз появилась в окружении самого Рауля Рейеса, выполнявшего в ФАРК функции министра иностранных дел, и рядом с еще одним полевым командиром Моно Хохоем. В 2013 году в Гаване начались консультации между делегациями правительства Колумбии и ФАРК о заключении мирного договора. Обе стороны поняли полную бесперспективность попыток добиться победы военным путем.
В состав делегации колумбийских повстанцев была включена Таня Неймейер, выполнявшая привычную функции переводчика во время пресс-конференций. Она была жива здорова и отрицала любые наказания со стороны командования ФАРК за ведение злополучного дневника. В прессе несколько раз появлялись статьи о ходе переговоров, подписанные Александрой Нариньо. Это псевдоним Тани Неймейер. Долгие переговоры достигли результата. ФАРК прекратило вооруженную борьбу, а правительство пошло на политические уступки, выполнив ряд аграрных требований партизан.
Война закончилась. Бывшие солдаты ФАРК начали вживаться в новую мирную жизнь. Таня «Александра» Неймейер не собирается возвращаться в Голландию, а видит продолжение своей жизни только в будущем ФАРК. Она готова стать простым учителем или уйти в легальную политику. Несмотря на то, что ей в феврале этого года ей исполнилось 40 лет, она не жалеет об отсутствии семьи, детей и прочих привычных атрибутах женской доли. Для Тани Неймейер самым главным остается мнение о ней ближайших соратников.